Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:28, курсовая работа
Уровень жизни – это совокупность условий жизни и труда людей соответствующих достигнутому уровню общественного производства и обусловленных господствующим строем. Уровень жизни отражает объём и структуру потребления социальные и производственные условия труда развитость сферы услуг структуру внерабочего и свободного времени размеры личной собственности. В таком широком понимании эта категория характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле под уровнем жизни понимается уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов.
Основоположником
Понятие многомерной депривации было введено П.Таунсендом потому, что наряду с материальной депривацией, включающей такие показатели как питание, одежда, жилищные условия, предметы длительного пользования, место и состояние среды проживания, условия и характер труда, они использовал и показатели социальной депривации, включающие характер занятости, особенности проведения досуга, образование и др.
В настоящее время в рамках данного определения бедности сложилось два направления.
В рамках первого основной упор делается на средства к существованию, на способность покупать товары, необходимые для удовлетворения основных потребностей. В данном случае при конструировании относительной черты бедности используется показатель медианного, личного располагаемого дохода. В США граница относительной бедности соответствует 40 % медианного дохода, в большинстве стран Европы — 50 %, в Скандинавии — 60 %.
В рамках второго направления, получившего название гражданско-правовой теории бедности, бедность измеряется через лишения в широком смысле этого слова. В этом случае рассматривают, позволяют ли располагаемые средства полноценно участвовать в жизни общества, на основании определенных базовых наборов учитываемых лишений.
Масштабы относительной бедности не совпадают с масштабами абсолютной бедности. Абсолютная бедность может быть ликвидирована, но относительная бедность сохраняется всегда, вследствие того, что неравенство является непременным атрибутом стратифицированных обществ. Относительная бедность сохраняется и даже возрастает, когда стандарты жизни всех социальных слоев повышаются.
Субъективная бедность - это концепция бедности, основывающаяся на мнении, что только сам индивид может определить, беден ли он. Для определения уровня субъективной бедности существует множество подходов: можно узнать, сколько людей считают себя бедными, либо считают бедными своих друзей. Можно выявить субъективную абсолютную черту бедности, основываясь на общественном мнении, а затем сравнить с ней доходы населения.
Измерение уровня бедности может осуществляться также с использованием депривационного подхода. Согласно ему, бедными считаются индивиды, чьё потребление не соответствует принятому в обществе стандарту, у которых нет доступа к определенному набору благ и услуг. То есть при данном подходе бедность определяется не только недостаточным доходом или низким потреблением товаров и услуг первой необходимости, но и низкокачественным питанием, недоступностью услуг образования и здравоохранения, отсутствием нормальных жилищных условий и прочее.
Таким образом, измерение уровня бедности с применением субъективного и депривационного подходов позволяет сделать вывод, что для населения значимым оказывается восприятие бедности не просто как существования на грани физического выживания. Бедность — это состояние, когда человек не может обеспечивать более-менее приличное существование с учётом сложившихся в обществе социальных норм и общепринятых стандартов.
Именно в связи с таким пониманием бедности во многих источниках используют не доходы населения, а потребление. Потребление — это уже результат, не требующий расчётов располагаемого и дискреционарного доходов. Оно показывает, что оказалось доступным, а не могло стать таковым. Кроме того, в сельских местностях наблюдается высокая сезонность доходов, в то время как потребление колеблется меньше. Более того, в развивающихся странах высока доля неформального сектора в экономике, что дополнительно затрудняет сбор данных по доходам.
Однако и у расчётов уровня бедности по потреблению существуют свои недостатки, например, в северных странах с суровыми зимами потребление может колебаться ни чуть не меньше, чем доход.
Иногда за черту бедности принимают минимальный уровень дохода или накопленного богатства, при котором человеку предоставляются определённые финансовые услуги: займы или ипотека.
По сравнению с 2009 годом уровень бедности в 2010 году снизился лишь на 0,1 процентный пункт. Тем не менее, это рекордно низкий показатель за все время с 1992 года.
Уровень бедности в России в 2010 году снизился. Доходы ниже прожиточного минимума в 2010 году имели 13,1% россиян,(18,5 млн. человек). До этого минимальный показатель уровня бедности был зафиксирован в 2009 году (по уточненной оценке 13,2% вместо 13,1% по предварительным данным), в 2007 году — 13,3%, в 2008 — 13,4%, в 2006 — 15,2%, в 2005 — 17,7%. Таким образом, за последние 3 года уровень бедности в стране снизился лишь на 0,2 процентного пункта. В 2011 году Минэкономразвития прогнозировало уровень бедности на уровне 12,2%, в 2012 году — 11,7%, в 2013 году — 11,3%.7
Безработица — социальное явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
Согласно определению
Международной организации
- Не имел работы;
- Искал работу;
- Был готов приступить к работе.
Последствиями безработицы являются:
- Снижение доходов;
- Проблемы с психическим здоровьем;
- Потеря квалификации;
- Экономические последствия (потеря ВВП);
- Ухудшение криминогенной ситуации.
В современной России учёт занятого населения ведётся двумя методами:
По данным Минздравсоцразвития численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости за две недели - с 6 по 20 апреля 2011 года - снизилась на 1,1% и составила 1 623 092 человека. С 23 марта по 6 апреля, безработица в РФ снизилась на 1 % и двумя неделями ранее - на 0,3 %.
За отчетный период численность
безработных граждан снизилась
в 65 регионах России. Максимальное снижение
отмечено Республике Калмыкия, Астраханской,
Амурской и Волгоградской областях.
Рост численности безработных
Жилищные условия населения
являются одним из основных индикаторов
качества жизни и, одновременно, определяющим
фактором многих социально-демографических
процессов, прежде всего, касающихся здоровья
и продолжительности жизни
На протяжении практически всего советского периода решение жилищной проблемы оставалось одной из центральных задач социальной политики в России. Основной целью при этом было повышение обеспеченности жилой площадью. С началом массового жилищного строительства на индустриальной основе в России в 1960-е годы была поставлена задача обеспечения отдельной благоустроенной квартирой значительной части городского населения, а в середине 1980-х годов приоритетом социальной политики стало обеспечение каждой семьи к 2000 году отдельной квартирой или домом. Однако решить эту задачу не удалось, и жилищный вопрос в России до сих пор не утратил своей остроты, хотя средняя обеспеченность населения жильем неуклонно растет. По данным текущего статистического учета она определяется отнесением площади всего жилищного фонда на конец года к численности постоянного населения на ту же дату.
Статистическое наблюдение за сельским жилищным фондом ведется в России начиная только с 1980 года. В среднем на каждого сельского жителя приходится несколько больше жилья, чем на горожанина – 23,1 квадратного метра на начало 2010 года.
Весь жилищный фонд Российской Федерации составил 3177 миллионов квадратных метров общей площади, при этом в городских поселениях расположено 72,2% (2293 миллионов квадратных метров), в сельских – 27,8% (884) жилищного фонда страны. В среднем на каждого россиянина в начале 2010 года приходилось по 22,4 квадратного метра общей площади жилых помещений. Это на 17% превосходит показатель 2000 года (население за этот период сократилось на 3,4%) и практически соответствует целевому индикатору реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» - 22,5 квадратного метра к концу 2010 года.
Увеличение жилищного фонда по числу квартир (отдельных жилых домов и квартир в многоквартирных домах) было более умеренным, чем по общей площади, - на 8% по сравнению с 2000 годом (на 14% по общей площади). К началу 2010 года учтенное число квартир составило 59,5 миллионов, в том числе квартир в многоквартирных домах – 43,3 миллиона, жилых домов (индивидуально-определенных зданий) – 16,2 миллиона.
Это заметно – примерно на 10% - превышает число частных домохозяйств России. Впервые оно было определено в ходе переписи 2002 года - 52,7 миллиона (число квартир на конец 2002 года – 56 миллионов), а к началу 2011 года возросло, по оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), до 53,7 миллиона по низкому варианту прогноза (53,8 миллиона по среднему и высокому варианту)5. Более точные данные о числе домохозяйств будут получены в ходе разработки данных переписи 2010 года, но навряд ли расхождения с прогнозной оценкой будут очень существенными.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ8
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Число семей (включая одиноких), получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год: |
||||
тыс. |
139 |
140 |
144 |
147 |
в процентах от числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях |
4 |
4 |
5 |
5 |
Число семей (включая одиноких), состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (на конец года): |
||||
тыс. |
3118 |
2911 |
2864 |
2844 |
в процентах от общего числа семей (включая одиноких) |
7 |
6 |
6 |
Программа социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу, проект которой опубликован
на официальном сайте
Цели и задачи деятельности Министерства на 2011-2013 годы определены исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, уточненных Минэкономразвития России основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на период до 2013 года и направлены на обеспечение достижения следующих целей Правительства Российской Федерации.