Уровень жизни населения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Уровень жизни – это совокупность условий жизни и труда людей соответствующих достигнутому уровню общественного производства и обусловленных господствующим строем. Уровень жизни отражает объём и структуру потребления социальные и производственные условия труда развитость сферы услуг структуру внерабочего и свободного времени размеры личной собственности. В таком широком понимании эта категория характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле под уровнем жизни понимается уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов.

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 87.29 Кб (Скачать)

Основоположником относительной  концепции бедности является П.Таунсенд, который рассматривал бедность как состояние, при котором из-за нехватки экономических ресурсов ведение привычного для большинства членов данного общества образа жизни становится невозможным. Свой анализ бедности он основывал на понятии набора испытываемых лишений, многомерной депривации, которую он понимал как «состояние наблюдаемого и доказуемого невыгодного положения индивида, семьи или группы на фоне сообщества, общества или нации в целом».

Понятие многомерной депривации было введено П.Таунсендом потому, что наряду с материальной депривацией, включающей такие показатели как питание, одежда, жилищные условия, предметы длительного пользования, место и состояние среды проживания, условия и характер труда, они использовал и показатели социальной депривации, включающие характер занятости, особенности проведения досуга, образование и др.

В настоящее время в  рамках данного определения бедности сложилось два направления.

В рамках первого основной упор делается на средства к существованию, на способность покупать товары, необходимые  для удовлетворения основных потребностей. В данном случае при конструировании  относительной черты бедности используется показатель медианного, личного располагаемого дохода. В США граница относительной  бедности соответствует 40 % медианного дохода, в большинстве стран Европы — 50 %, в Скандинавии — 60 %.

В рамках второго направления, получившего название гражданско-правовой теории бедности, бедность измеряется через лишения в широком смысле этого слова. В этом случае рассматривают, позволяют ли располагаемые средства полноценно участвовать в жизни  общества, на основании определенных базовых наборов учитываемых  лишений.

Масштабы относительной  бедности не совпадают с масштабами абсолютной бедности. Абсолютная бедность может быть ликвидирована, но относительная  бедность сохраняется всегда, вследствие того, что неравенство является непременным  атрибутом стратифицированных обществ. Относительная бедность сохраняется  и даже возрастает, когда стандарты  жизни всех социальных слоев повышаются.

Субъективная бедность - это концепция бедности, основывающаяся на мнении, что только сам индивид  может определить, беден ли он. Для  определения уровня субъективной бедности существует множество подходов: можно  узнать, сколько людей считают  себя бедными, либо считают бедными  своих друзей. Можно выявить субъективную абсолютную черту бедности, основываясь на общественном мнении, а затем сравнить с ней доходы населения.

Измерение уровня бедности может осуществляться также с  использованием депривационного подхода. Согласно ему, бедными считаются индивиды, чьё потребление не соответствует принятому в обществе стандарту, у которых нет доступа к определенному набору благ и услуг. То есть при данном подходе бедность определяется не только недостаточным доходом или низким потреблением товаров и услуг первой необходимости, но и низкокачественным питанием, недоступностью услуг образования и здравоохранения, отсутствием нормальных жилищных условий и прочее.

Таким образом, измерение  уровня бедности с применением субъективного  и депривационного подходов позволяет сделать вывод, что для населения значимым оказывается восприятие бедности не просто как существования на грани физического выживания. Бедность — это состояние, когда человек не может обеспечивать более-менее приличное существование с учётом сложившихся в обществе социальных норм и общепринятых стандартов.

Именно в связи с  таким пониманием бедности во многих источниках используют не доходы населения, а потребление. Потребление —  это уже результат, не требующий  расчётов располагаемого и дискреционарного доходов. Оно показывает, что оказалось доступным, а не могло стать таковым. Кроме того, в сельских местностях наблюдается высокая сезонность доходов, в то время как потребление колеблется меньше. Более того, в развивающихся странах высока доля неформального сектора в экономике, что дополнительно затрудняет сбор данных по доходам.

Однако и у расчётов уровня бедности по потреблению существуют свои недостатки, например, в северных странах с суровыми зимами потребление  может колебаться ни чуть не меньше, чем доход.

Иногда за черту бедности принимают минимальный уровень  дохода или накопленного богатства, при котором человеку предоставляются  определённые финансовые услуги: займы  или ипотека.

По сравнению с 2009 годом  уровень бедности в 2010 году снизился лишь на 0,1 процентный пункт. Тем не менее, это рекордно низкий показатель за все время с 1992 года.

Уровень бедности в России в 2010 году снизился. Доходы ниже прожиточного минимума в 2010 году имели 13,1% россиян,(18,5 млн. человек). До этого минимальный показатель уровня бедности был зафиксирован в 2009 году (по уточненной оценке 13,2% вместо 13,1% по предварительным данным), в 2007 году — 13,3%, в 2008 — 13,4%, в 2006 — 15,2%, в 2005 — 17,7%. Таким образом, за последние 3 года уровень бедности в стране снизился лишь на 0,2 процентного пункта. В 2011 году Минэкономразвития прогнозировало уровень бедности на уровне 12,2%, в 2012 году  — 11,7%, в 2013 году — 11,3%.7

    1. Безработица

Безработица — социальное явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Согласно определению  Международной организации труда, человек в возрасте 10-72 лет (в России 15-72 лет) признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости  он одновременно:

- Не имел работы;

- Искал работу;

- Был готов приступить  к работе.

Последствиями безработицы  являются:

- Снижение доходов;

- Проблемы с психическим  здоровьем;

- Потеря квалификации;

- Экономические последствия  (потеря ВВП);

- Ухудшение криминогенной ситуации.

В современной России учёт занятого населения ведётся двумя  методами:

  1. По данным Минздравсоцразвития РФ, на основании обращений безработных в службу занятости. Поскольку у значительной части населения отсутствует стимул к регистрации своего статуса как безработного, сводные данные являются некорректными. Такие сводные данные публикуются в статистических сборниках справочно.
  2. По данным обследования населения по проблемам занятости. Ранее такое обследование проводилось 1 раз в квартал, а начиная с сентября 2009 года оно переведено на ежемесячную основу. Объём выборки для обследований определён в размере 0,06 % численности населения в возрасте 15-72 лет на квартал и 0,24 % — на год. В качестве основы выборки используются материалы переписи населения. Годовой объём выборочного массива по России в целом составляет около 260 тыс. человек в возрасте 15-72 лет (приблизительно 120 тысяч домашних хозяйств), что соответствует 0,24 % численности населения данного возраста. Ежеквартально в целом по России обследуются около 65 тысяч лиц в возрасте 15-72 лет (около 30 тысяч домашних хозяйств), или 0,06 % от численности населения данного возраста. Данные, получаемые в результате такого обследования, публикуются Росстатом.

По данным Минздравсоцразвития численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости за две недели - с 6 по 20 апреля 2011 года - снизилась на 1,1% и составила 1 623 092 человека. С 23 марта по 6 апреля, безработица в РФ снизилась на 1 % и двумя неделями ранее - на 0,3 %.

За отчетный период численность  безработных граждан снизилась  в 65 регионах России. Максимальное снижение отмечено Республике Калмыкия, Астраханской, Амурской и Волгоградской областях. Рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, отмечен в 15 регионах, в  том числе в республиках Тыва и Бурятия, Карачаево-Черкесской Республике, Чукотском автономном округе.

    1. Обеспеченность жильем

Жилищные условия населения  являются одним из основных индикаторов  качества жизни и, одновременно, определяющим фактором многих социально-демографических  процессов, прежде всего, касающихся здоровья и продолжительности жизни населения. Различия в жилищных условиях являются также важным аспектом социального  расслоения общества, полюсами которого являются «мир хижин» и «мир дворцов», трущобы и фешенебельные районы элитной застройки. Неслучайно существенное улучшение жизни жителей трущоб - не менее 100 миллионов человек к 2020 году - было выдвинуто мировым  сообществом в качестве одной  из основных задач для достижения целей развития в новом тысячелетии. Трущобы – наихудший сценарий проживания беднейших слоев населения. Но если в развивающихся странах трущобы представляют собой непредусмотренные городской планировкой и мало обустроенные поселения, в которых люди проживают без законных на то оснований, а скученность и перенаселенность являются нормой, то в развитых странах – это, в основном, тесно заселенные кварталы ветхого и аварийного жилья, при этом, как правило, оборудованного основными видами благоустройства.

На протяжении практически  всего советского периода решение  жилищной проблемы оставалось одной  из центральных задач социальной политики в России. Основной целью при этом было повышение обеспеченности жилой площадью. С началом массового жилищного строительства на индустриальной основе в России в 1960-е годы была поставлена задача обеспечения отдельной благоустроенной квартирой значительной части городского населения, а в середине 1980-х годов приоритетом социальной политики стало обеспечение каждой семьи к 2000 году отдельной квартирой или домом. Однако решить эту задачу не удалось, и жилищный вопрос в России до сих пор не утратил своей остроты, хотя средняя обеспеченность населения жильем неуклонно растет. По данным текущего статистического учета она определяется отнесением площади всего жилищного фонда на конец года к численности постоянного населения на ту же дату.

Статистическое наблюдение за сельским жилищным фондом ведется в России начиная только с 1980 года. В среднем на каждого сельского жителя приходится несколько больше жилья, чем на горожанина – 23,1 квадратного метра на начало 2010 года.

Весь жилищный фонд Российской Федерации составил 3177 миллионов  квадратных метров общей площади, при  этом в городских поселениях расположено 72,2% (2293 миллионов квадратных метров), в сельских – 27,8% (884) жилищного фонда  страны. В среднем на каждого россиянина в начале 2010 года приходилось по 22,4 квадратного метра общей площади жилых помещений. Это на 17% превосходит показатель 2000 года (население за этот период сократилось на 3,4%) и практически соответствует целевому индикатору реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» - 22,5 квадратного метра к концу 2010 года.

Увеличение жилищного  фонда по числу квартир (отдельных  жилых домов и квартир в  многоквартирных домах) было более  умеренным, чем по общей площади, - на 8% по сравнению с 2000 годом (на 14% по общей площади). К началу 2010 года учтенное число квартир составило 59,5 миллионов, в том числе квартир в многоквартирных домах – 43,3 миллиона, жилых домов (индивидуально-определенных зданий) – 16,2 миллиона.

Это заметно – примерно на 10% - превышает число частных  домохозяйств России. Впервые оно  было определено в ходе переписи 2002 года - 52,7 миллиона (число квартир  на конец 2002 года – 56 миллионов), а к началу 2011 года возросло, по оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), до 53,7 миллиона по низкому варианту прогноза (53,8 миллиона по среднему и высокому варианту)5. Более точные данные о числе домохозяйств будут получены в ходе разработки данных переписи 2010 года, но навряд ли расхождения с прогнозной оценкой будут очень существенными.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ  ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ8

 

2006 

2007 

2008 

2009

Число семей (включая одиноких), получивших жилые помещения и  улучшивших жилищные условия за год:

       

   тыс.

139 

140 

144 

147

в процентах от числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся  в жилых помещениях

 

 

 

 

5

Число семей (включая одиноких), состоявших на учете в качестве нуждающихся  в жилых помещениях (на конец года):

       

тыс.

3118 

2911 

2864 

2844

в процентах от общего числа  семей (включая одиноких)


 

  1. Государственное регулирование уровня жизни: модели и методы.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу, проект которой опубликован  на официальном сайте Правительства  РФ, направлена на обеспечение устойчивого  повышения уровня жизни населения  и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической  и политической роли страны в мировом  сообществе.

Цели и задачи деятельности Министерства на 2011-2013 годы определены исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года, уточненных Минэкономразвития  России основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на период до 2013 года и направлены на обеспечение  достижения следующих целей Правительства Российской Федерации.

Информация о работе Уровень жизни населения в России