Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности урбанизации в России на современном этапе.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие, основные свойства и черты урбанизации,
- дать характеристику городского расселения,
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ 5
1.1. Город: основные черты и свойства 5
1.2. Городское расселение: классификация и типология городов 10
2. УРБАНИЗАЦИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2.1. Понятие и особенности урбанизации в России 13
2.2. Урбанизация и проблемы городов в России 19
2.3. Перспективы развития урбанизации в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
В соответствии с географической логикой развития территориальной структуры хозяйства и расселения, с настойчиво повторяющимися предложениями о сооружении новых трансроссийских магистралей нужно признать не только целесообразным, но и необходимым формирование новых осей развития. Эти оси явятся продолжением транспортных общеевропейских коридоров, которые в недалеком будущем определят транспортный каркас Европы.
Надо полагать, что произойдет формирование и последовательное усиление контактных зон, призванных развивать взаимодействие районов России между собой и включение страны в мирохозяйственные связи.
Растущее значение приобретает формирующаяся Предсеверная контактная зона, которая, располагаясь на подступах к Северу (вдоль его южной окраины), выполнит роль плацдарма освоения северных районов, места обеспечения функционирования северных промышленных центров и места переработки северного сырья. Эта очень важная структура в территориальном устройстве России в перспективе пройдет через всю страну от западной границы Архангельской области до Тихого океана Ее осью станет Севсиб — вторая широтная железнодорожная магистраль, вместе с БАМом на востоке и Баренцкомуром (Баренцево море — Коми — Урал) на западе. Она станет также осевой линией зоны освоения собственных, очень значительных, богатств и, возможно, участка грандиозной транзитной магистрали Запад—Восток. Ее преимущества — в сокращении пути и удаленности от южных границ, что может иметь стратегическое значение. Следует отметить, что на отдельных участках эта полоса складывается вдоль уже существующих железных дорог — БАМ, Средняя Обь, Хребтовая — Усть-Илимск (Братско — Усть-Илимский узел), строится Белкомур (Белое море — Коми — Урал), запроектирован Баренцкомур, который начнется от намечаемого порта в бухте Индига
Сибирские ученые — экономисты и географы — полагают, что «в перспективе на рубеже XX и XXI веков в результате промышленного развития Сибири и приобретения ею новой роли в мировой экономической системе произойдут не просто развитие производительных сил Сибири, но и принципиальные изменения их размещения и территориальной организации. Если XX век стал веком формирования южного широтного экономического пояса вдоль Транссиба, то XXI век станет периодом образования нового широтного экономического пояса, который будет простираться в пределах Ближнего Севера от Урала до Тихого океана вдоль новой железнодорожной магистрали, объединяющей Севсиб и БАМ».7
Нарастающее значение должны приобрести Приморские контактные зоны. Приморская (Владивосток, Находка, Восточный, Зарубино, Посьет с усилением роли портово-промышленного узла Ванино — Совгавань), Балтийская (северное и южное побережье Финского залива, объединяемые Санкт-Петербургом), Северная (особое значение Мурманского портово-промышленного района), Черноморская (Анапа — Геленджик — Новороссийск — Туапсе — Сочи) и Прикаспийская (ее перспективы связаны с прохождением трансконтинентального транспортного коридора Север — Юг).
Предгорная контактная зона на стыке гор и равнин на Северном Кавказе уже проявилась в высшей степени отчетливо как полоса концентрации населения и хозяйства. Здесь расположены все столицы национальных республик, курортные районы, центры горнодобывающей промышленности, развито многоотраслевое сельское хозяйство.
В целях компенсации утраты портов в бывших союзных республиках — соседях России целесообразно сооружение портов на российских участках балтийского и черноморского побережий. Запроектированы и уже сооружаются порты в Усть-Луге, Приморске, в бухте Батарейной на побережье Финского залива (Высоцк). Предполагается расширить Новороссийск и построить порты на Азовском море (западнее Таганрога и на Таманском полуострове). К существующим портам в Южном Приморье может добавиться порт в устье реки Туманной. Несомненна целесообразность формирования мощного портово-промышленного комплекса и на стыке БАМа с тихоокеанским побережьем (Советская Гавань — Ванино).
Реанимация Северного морского пути, в чем заинтересованы не только Россия, но и страны Северной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Япония, разворачивание добычи полезных ископаемых на месторождениях материкового шельфа и прибрежной части евразийского материка, целесообразность создания новых выходов из Сибири на мировые транспортные пути через Север — все это выдвигает задачу сооружения новых портов на берегах морей Северного Ледовитого океана. В качестве наиболее подходящих мест проектировщики называют бухту Индигу (восточнее Чешской губы), губу Бельковскую (западное побережье Югорского полуострова) — район Диксона.
Еще одним типом контактных зон является новое российское приграничье — на рубежах со странами Балтии, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном. С российской стороны оно образовано районами, до недавних пор находившимися «в глубине России». Часть из них — Псковская, Новгородская, Смоленская, Брянская и Курская области, северокавказские республики — недостаточно развиты. Для того чтобы приграничные зоны смогли стать поясом интеграции, потребуются более совершенная инфраструктура и развитая сеть городов, способных выступить в роли интеграционных узлов.
Сближение больших городов указывает на те части России, которые вследствие совокупности благоприятных причин выделялись высокими темпами и результатами развития. Проявлению саморазвития территориальной структуры хозяйства и расселения следует содействовать целенаправленными мерами на основе специально разрабатываемых программ. В свое время В.П. Семеновым-Тян-Шанским была выдвинута идея формирования «колонизационных баз».8 Эта идея остается плодотворной и в начале XXI века. Развивая ее, можно ориентировочно наметить три основные опорные базы — Центральную, Волго-Уральскую и Южно-Сибирскую, и три дополнительные — Северо-Кавказскую, Прибайкальскую и Приамурско-Приморскую. В них концентрируется преобладающая часть городов — точек роста.
Роль,
которую предстоит сыграть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы раскрыли, что под городом следует понимать социальную систему, расположенную в конкретных условиях географического пространства, поскольку вероятность появления и скопления социально-значимых ролей города зависит от наличия природных ресурсов, климата и т. д. Социальное пространство города выступает "местосвершением" обмена социальными практиками и может быть представлено как образуемая силами внутренних социальных связей территория, гомогенная по избранному ряду критериев–определений.
Как социальная система город обладает всеми свойствами, общими из которых являются: целостность (эмерждентность), целенаправленность функционирования, иерархичность строения, вероятностный характер состояния и поведения, способность к самоорганизации. Наличие данного свойства, имманентно присущего городу, дает возможность исследовать город как процесс, поскольку самоорганизация системы есть не что иное, как установление в диссипативной среде пространственных структур(причем эволюционирующих во времени), параметры которых определяются самой системой и слабо зависят от пространственной структуры источника неравновесности, первоначального состояния системы, а зачастую и граничных условий.
Проблемы современных городов страны – это во многом следствие непродуманной градостроительной политики и непонимания сущности процессов урбанизации. В рамках плановой экономики урбанизация рассматривалась как управляемый процесс со всеми вытекающими последствиями. Среди характерных черт отечественной урбанизации следует назвать: высокую скорость урбанизации, вызванную советской индустриализацией; значительные региональные различия в уровне и тенденциях урбанизации; разреженность сети городов; специфическую субурбанизацию; диспропорции социального развития городов.
В современных условиях, когда города стремительно превращаются в громоздкие агломерации, изменяются их пространственные структуры и образ жизни живущих в них людей, необходимы новые подходы к регулированию и планированию их развития. В России почти все проблемы современной стадии мирового процесса урбанизации проявляются с особой остротой и специфичностью. Очевидно, что необходимо создание комплексных программ развития для каждого отдельного города, программ, которые явились бы результатом совместной работы ученых и практиков различных областей знания и сфер деятельности, иначе говоря, необходимо социоинженерное планирование развития городов. Отправной точкой в таких комплексных программах должна стать фиксация исторически сложившегося культурно–хозяйственного облика города, определяющего его культурный, экономический, социальный потенциал. Исходя из научно обоснованных представлений об этом потенциале, должны определяться конкретные направления современного и будущего развития города. К сожалению, следует признать, что уровень исследований и практических разработок по социоинженерному проектированию городов пока оставляет желать лучшего. Поэтому задача подготовки новой генерации специалистов, владеющих методологией и практикой социального проектирования городов, представляется крайне важной и необходимой. В связи с этим имеющее практическую направленность исследование процессов, развивающихся в современных крупных городах, должно способствовать решению этой задачи.
Природа и имманентно присущие свойства и качества городской среды, ее способность концентрировать в себе все разнообразие общественных процессов и содействовать к продвижению общей цели делают город "социоклеточкой" становления и развития гражданского общества в стране. Чтобы по настоящему знать и понимать общество, прогнозировать пути его развития и наши собственные судьбы, необходимо в общих городских "шумах" не только слышать, но и сделать все, чтобы был услышан властью, голос горожан.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК