Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:44, курсовая работа
В качестве целей исследования мною были определены:
1) деятельность органов управления акционерным обществом;
2) создание органов управления акционерным обществом;
3) прекращение органов управления акционерным обществом;
Введение……………………………………………………………………..2
Глава I. Создание и прекращение органов управления в акционерном обществе………………………………………………………….5
§1.1 Создание органов управления…………………………………………5
§1.2 Прекращение органов управления…………………………………...10
§1.3 Структура и компетенция органов управления акционерным обществом………………………………………………………………………..13
Глава II. Споры о признании решений органов управления акционерным обществом и урегулирование конфликтов недействительными……………………………………………………………17
Глава III. Общее собрание АО, как высший орган управления……19
§3.1 Общее собрание - высший орган управления……………………….19
§3.2 Компетенция общего собрания………………………………………20
§3.3 Внеочередное общее собрание……………………………………….24
Глава IV. Совет директоров……………………………………………..33
§4.1 Избрание совета директоров………………………………………….33
§4.2 Правовое положение совета директоров…………………………….39
Глава V.Единоличный исполнительный орган………………………49
Заключение………………………………………………………………...62
Список использованной литературы…………………………………..64
Введение……………………………………………………………………..2
Глава I. Создание и прекращение органов управления в акционерном обществе………………………………………………………….5
§1.1 Создание органов управления…………………………………………5
§1.2 Прекращение органов управления…………………………………...10
§1.3 Структура и компетенция органов управления акционерным обществом………………………………………………………………………..13
Глава II. Споры о признании решений органов управления акционерным обществом и урегулирование конфликтов недействительными……………………………………………………………17
Глава III. Общее собрание АО, как высший орган управления……19
§3.1 Общее собрание - высший орган управления……………………….19
§3.2 Компетенция общего собрания………………………………………20
§3.3 Внеочередное общее собрание……………………………………….24
Глава IV. Совет директоров……………………………………………..33
§4.1 Избрание совета директоров………………………………………….33
§4.2 Правовое положение совета директоров…………………………….39
Глава V.Единоличный исполнительный орган………………………49
Заключение………………………………………………………………...62
Список использованной литературы…………………………………..64
Что же касается содержания бюллетеня, то для удобства акционеров и счетной комиссии в нем необходимо указать:
1) количество голосов, принадлежащих акционеру-владельцу данного бюллетеня;
2) особое место, на котором акционер проставит соответствующее число голосов, рядом с каждым вариантом голосования по каждой кандидатуре - "за", "против", "воздержался".
В связи с изложенным заметим, что по чисто формальным основаниям могут найтись противники включения в бюллетень вариантов голосования "против" и "воздержался". Дело в том, что согласно Закона об АО[37] акционеру предоставлено право отдать его голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.
Про то, что каждый акционер вправе проголосовать по своему усмотрению не только "за", но и "против", а также воздержаться при голосовании, авторы Закона видимо забыли. Тем не менее, право акционера самому решать, каким образом он будет голосовать по тому или иному вопросу, у него никто не отбирал[38].
Председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества избирается самими его членами, если иное не предусмотрено уставом общества. Члены совета вправе в любое время и без каких-либо видимых причин переизбрать председателя, если иное не предусмотрено уставом общества.
Таким образом, ст.66 Закона об АО, предусмотрены два варианта избрания председателя и его переизбрания. Выбор одного из этих вариантов зависит от общего собрания акционеров, утверждающего устав общества.
Если в уставе ничего не будет сказано о порядке назначения и освобождения председателя совета, то право назначать и переизбирать председателя тем самым будет отдано членам совета. Сообразуясь с этим правом, члены совета будут действовать совершенно независимо и без какого-либо контроля со стороны общего собрания акционеров.
Возможен выбор и иного варианта: уставом общества будет установлен особый порядок избрания и освобождения председателя.
При выборе варианта первоначально рассмотрим вопрос, - следует ли решение вопроса об избрании и освобождении председателя в том виде, каком оно предусмотрено п. 1 ст. 67, оставить за членами совета?
Вряд ли это следует делать. Постоянная борьба в советах директоров многих акционерных обществ за право руководить ими - общеизвестна. Этому, в частности, способствует право членов этих советов бесконтрольно и без каких-либо оснований переизбирать своих председателей.
Поэтому необходимо предпринять меры, которые если и не исключат возможность самой борьбы, но будут препятствовать произвольному освобождению председателей советов, основываясь исключительно на численном перевесе их противников. В противном случае право назначения и освобождения председателя совета следует закрепить за общим собранием акционеров, тем более что члены совета переизбираются ежегодно.
Если право избрания и освобождения председателя будет оставлено за членами совета, то необходимо воспользоваться возможностью внести в устав общества определенные условия, при возникновении которых может быть освобожден председатель.
Например, председатель может быть освобожден от своих обязанностей по собственному желанию; в связи с продолжительным заболеванием или иной причиной, делающей невозможным исполнение обязанностей председателя, а также в других случаях, предусмотренных уставом общества.
К таким, другим случаям можно, в частности, отнести:
1) вступление в законную силу приговора суда, которым он осужден за совершенные правонарушения;
2) нарушение законодательных и иных нормативных правовых актов, устава, внутренних документов, решений общего собрания акционеров, совета директоров общества;
3) неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение своих обязанностей, использование своего служебного положения в личных целях и т.д.
В целях ограничения своеволия членов совета директоров, целесообразно также предусмотреть правило, согласно которому председатель может быть освобожден не простым, а квалифицированным большинством голосов, определяемым не по отношению к участникам заседания совета, а к его списочному составу.
Заметим в этой связи, что согласно как избрание, так и освобождение председателя осуществляется большинством голосов от общего числа членов совета. [39] При внесении в устав общества положений об избрании и освобождении председателя совета это правило необходимо хотя бы сохранить. По моему мнению, решение об избрании и освобождении председателя совета следует принимать уверенным большинством - квалифицированным большинством голосов от общего числа членов совета, его списочного состава. При этом голоса выбывших директоров не учитываются.
§4.2 Правовое положение совета директоров
Совет директоров (наблюдательный совет) создается в обществе, в котором число акционеров, владеющих голосующими акциями, составляет не менее 50. В уставе акционерного общества с меньшим числом акционеров может быть предусмотрена передача функций совета директоров (наблюдательного совета) общему собранию акционеров, компетенция которого таким образом расширяется. Позиция совета директоров (наблюдательного совета) отличается некоторой двойственностью, поскольку, с одной стороны, он призван осуществлять надзорные функции по отношению к исполнительному органу, а с другой, - принимать решения по конкретным вопросам деятельности общества.
Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью акционерного общества, кроме вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания. Вместе с тем ряд вопросов отнесен к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Однако из ст. 65Закона об АО следует, что совет директоров (наблюдательный совет) не может делегировать свои исключительные полномочия исполнительному органу акционерного общества. [40]
Отсюда следует, что общее собрание акционеров вправе принимать решения по любому вопросу, относящемуся к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), но при условии, что соответствующий вопрос передан на его рассмотрение советом директоров (наблюдательным советом) общества. В то же время, поскольку Закон об АО, являющийся актом гражданского законодательства, принят в соответствии с прямым указанием ст. 96 ГК РФ[41] и поэтому должен соответствовать основным началам гражданского законодательства, установленным в ст. 1 ГК РФ35. Принцип беспрепятственного осуществления акционером гражданских прав должен быть реализован путем предоставления акционерам права коллективно решать важнейшие вопросы, связанные с деятельностью акционерного общества. Поэтому представляется, что общее собрание акционеров, являющееся высшим органом управления общества, вправе принимать решения по любому вопросу, относящемуся к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).
Иногда термин "наблюдательный совет", используемый в уставе акционерного общества, не имеет никакого отношения к тому органу общества. В Уставе АООТ "Восточная нефтяная компания", утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.05.1994 г. N 499 (с изменениями на 10.09.1997 г.)[42], например, записано, что "в наблюдательный совет могут входить представители местных органов власти и управления, дочерних обществ, смежных производств, научно-исследовательских, общественных и других организаций. Наблюдательный совет действует на основании положения о наблюдательном совете компании, утверждаемого собранием акционеров. Решения наблюдательного совета носят рекомендательный характер".
Членам совета директоров (наблюдательного совета), кроме назначенных Правительством РФ, органами субъектов Федерации или муниципальными образованиями, по решению общего собрания может быть назначено вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей. Запись о выплате вознаграждения может быть сделана и в уставе общества. Правовая природа этого вознаграждения Законом об АО не определена. Такое вознаграждение нельзя отнести к категории заработной платы, т.к. члены совета директоров (наблюдательного совета) не состоят в трудовых отношениях с акционерным обществом[43]. Ближе всего указанное вознаграждение к вознаграждению за оказание услуг. На него следует распространить нормы гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг и на основании решения общего собрания заключать соответствующие договоры с членами совета директоров (наблюдательного совета) [44]. Возможно и безвозмездное исполнение обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета). Аналогичное решение дается в ст. 113 Акционерного закона ФРГ: членам наблюдательного совета может быть назначено вознаграждение за их работу. Согласно ст. 392 польского Кодекса торговых товариществ члену наблюдательного совета вознаграждение выплачивается в сумме, установленной общим собранием или определенной уставом.
Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества может быть определена тремя основными направлениями: самостоятельное ведение дел акционерного общества, принятие решений с обязательным учетом мнения других органов общества, осуществление контрольно-надзорных функций.
Общее собрание акционеров (как очередное, так и внеочередное) созывается нечасто. Совет директоров (наблюдательный совет) - орган по своим функциям промежуточный между общим собранием и исполнительными органами акционерного общества - имеет возможность более оперативно решать наиболее важные организационные, имущественные и другие вопросы деятельности общества. В соответствии с Законом об АО совет директоров (наблюдательный совет) вправе самостоятельно принимать решения по таким организационным вопросам, как созыв общих собраний, создание филиалов и открытие представительств акционерного общества, утверждение некоторых внутренних документов общества, рекомендации о размере вознаграждений и компенсаций членам ревизионной комиссии, а также определение размера оплаты услуг аудитора[45].
Совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества в области имущественных отношений Законом об АО предоставлено право самостоятельно определять денежную оценку имущества, принимать решение о приобретении размещенных обществом акций, облигаций и других ценных бумаг, давать рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты, принимать решение об использовании резервного и иных фондов общества, принимать решения о предварительном одобрении крупных сделок и сделок.
Некоторые вопросы отнесены к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), можно сказать, условно. Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций производится по решению совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества при условии, что такое право ему предоставлено уставом. Право размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг принадлежит совету директоров (наблюдательному совету).
К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) относит определение приоритетных направлений деятельности общества. Эта запись исходит из того, что совет директоров (наблюдательный совет) состоит из компетентных лиц, способных наилучшим образом учесть интересы развития акционерного общества. Вместе с тем определение приоритетных направлений деятельности общества глубоко затрагивает интересы всех акционеров, т.к. от правильности решения будет зависеть дальнейшая судьба акционерного общества, его конкурентоспособность, прибыльность и т.д. Поэтому окончательное решение по данному вопросу должно принимать общее собрание акционеров.
Вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы на решение исполнительному органу акционерного общества. На основании этого правила можно предположить, что общее собрание, как высший орган общества, вправе решать перечисленные в ст. 65 Закона об АО вопросы, в частности, в тех случаях, когда члены совета директоров не могут прийти к необходимому решению
В акционерных законах иностранных государств отсутствует детализированное определение компетенции совета директоров (наблюдательного совета). Например, в Акционерном законе ФРГ о задачах наблюдательного совета сказано лишь, что он обязан наблюдать за ведением дел общества и лишь в случаях, предусмотренных уставом, дает согласие на заключение сделок определенного рода, отказ в котором, впрочем, правление может преодолеть в общем собрании, а в ст. 128 французского Закона о торговых товариществах указано, что в любое время года наблюдательный совет совершает такие контрольные и проверочные действия, которые он признает уместными. В польском Кодексе торговых товариществ наблюдательный совет обозначен как надзорный орган. Согласно ст. 382 польского Кодекса в акционерном товариществе наблюдательный совет осуществляет постоянный надзор за деятельностью товарищества во всех сферах его деятельности. Специально подчеркнуто, что наблюдательный совет не вправе давать правлению товарищества обязательных распоряжений, качающихся ведения дел товарищества[46].
Закон об АО уточнил срок полномочий членов совета директоров, указав, что они избираются общим собранием акционеров на срок "до следующего годового собрания", а не на один год.[47] Дело в том, что следующее годовое собрание может состояться несколько позже или немного раньше истечения года со дня принятия решения об избрании членов совета директоров предыдущим общим собранием акционеров. Члены совета директоров (наблюдательного совета) могут быть переизбраны неограниченное число раз.
В совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества может быть избрано только физическое лицо. Тем самым устранены сомнения по поводу возможности избрания в состав совета директоров (наблюдательного совета) юридических лиц. Указание на то, что членом названного выборного органа может быть только физическое лицо содержалось в письме Председателя ФКЦБ от 31.03.2000 г., но "письмо" не является нормативным актом и необходимой четкости в решении проблемы не было.
В состав совета директоров (наблюдательного совета) может быть избрано лицо, не являющееся акционером данного общества. Такое правило не было сформулировано, хотя не было и прямого запрета на избрание в состав совета директоров лица, которое не является акционером.