Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:44, курсовая работа
В качестве целей исследования мною были определены:
1) деятельность органов управления акционерным обществом;
2) создание органов управления акционерным обществом;
3) прекращение органов управления акционерным обществом;
Введение……………………………………………………………………..2
Глава I. Создание и прекращение органов управления в акционерном обществе………………………………………………………….5
§1.1 Создание органов управления…………………………………………5
§1.2 Прекращение органов управления…………………………………...10
§1.3 Структура и компетенция органов управления акционерным обществом………………………………………………………………………..13
Глава II. Споры о признании решений органов управления акционерным обществом и урегулирование конфликтов недействительными……………………………………………………………17
Глава III. Общее собрание АО, как высший орган управления……19
§3.1 Общее собрание - высший орган управления……………………….19
§3.2 Компетенция общего собрания………………………………………20
§3.3 Внеочередное общее собрание……………………………………….24
Глава IV. Совет директоров……………………………………………..33
§4.1 Избрание совета директоров………………………………………….33
§4.2 Правовое положение совета директоров…………………………….39
Глава V.Единоличный исполнительный орган………………………49
Заключение………………………………………………………………...62
Список использованной литературы…………………………………..64
Введение……………………………………………………………………..2
Глава I. Создание и прекращение органов управления в акционерном обществе………………………………………………………….5
§1.1 Создание органов управления…………………………………………5
§1.2 Прекращение органов управления…………………………………...10
§1.3 Структура и компетенция органов управления акционерным обществом………………………………………………………………………..13
Глава II. Споры о признании решений органов управления акционерным обществом и урегулирование конфликтов недействительными……………………………………………………………17
Глава III. Общее собрание АО, как высший орган управления……19
§3.1 Общее собрание - высший орган управления……………………….19
§3.2 Компетенция общего собрания………………………………………20
§3.3 Внеочередное общее собрание……………………………………….24
Глава IV. Совет директоров……………………………………………..33
§4.1 Избрание совета директоров………………………………………….33
§4.2 Правовое положение совета директоров…………………………….39
Глава V.Единоличный исполнительный орган………………………49
Заключение………………………………………………………………...62
Список использованной литературы…………………………………..64
§1.2 Прекращение органов управления в акционерном обществе
Органы управления прекращают свою деятельность вследствие ликвидации акционерного общества или его реорганизации, слияния.
Законодательство последовательно регламентирует порядок ликвидации, подробно определяя содержание и последовательность действий при её осуществлении. Это связано в первую очередь с необходимостью обеспечить выполнение ликвидируемым юридическим лицом своих обязанностей перед кредиторами. Ведь главное отличие ликвидации юридического лица от его реорганизации заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим субъектам.
1. В случае добровольной ликвидации общества его совет директоров (наблюдательный совет) выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Если предложение совета директоров будет одобрено общим собранием акционеров, оно принимает решение о ликвидации общества и создании ликвидационной комиссии, утверждении ее состава.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.[11] Положение не вполне точно, т.к. с момента назначения общим собранием акционеров ликвидационной комиссии органы управления общества не упраздняются, поскольку в процессе ликвидации не все полномочия оказываются у ликвидационной комиссии: например, общее собрание акционеров должно утвердить промежуточный ликвидационный баланс, а после завершения расчётов с кредиторами - ликвидационный баланс.[12]
В ряде случаев может иметь место ликвидация акционерного общества по решению суда:
1) осуществление обществом “деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещённой законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона”;[13]
2) если число акционеров закрытого акционерного общества превысит 50, общество должно в течении одного года преобразоваться в открытое или ликвидироваться[14];
3) общество обязано принять решение о своей ликвидации, если стоимость его чистых активов окажется меньше величины минимального уставного капитала;
4) признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Реорганизация акционерных обществ может проводиться в формах слияния, преобразования, присоединения и т.д.
Все общества, участвующие в слияние, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. Совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта.
Образование органов вновь возникающего общества проводится на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров может быть определен договором о слиянии обществ.
Присоединение также является формой прекращения органов управления акционерного общества. Признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. Присоединяемое общество и общество, к которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении. В договоре присоединения определяют порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении договора о присоединении. Совет директоров (наблюдательный совет) присоединяемого общества выносит также на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта.
Совместное общее собрание акционеров указанных обществ принимает решение о внесении изменений и дополнений в устав и в случае необходимости по иным вопросам. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров определяется договором о присоединении.
Инициативу в преобразовании общества проявляет совет директоров, выносящий на решение общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива. [15] Общее собрание акционеров преобразуемого общества принимает решение по этим вопросам.
После чего участники создаваемого нового юридического лица принимают на своем совместном заседании решение об утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов управления, ревизионной комиссии в соответствии с требования ми федеральных законов об этих организациях. При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.
§1.3 Структура и компетенция органов управления акционерным обществом
Состав, компетенция и правила организации высших звеньев управления акционерным обществом установлены законодательством12. Этими звеньями управления, образующими подсистему высшего руководства, являются общее собрание акционеров, совет директоров и правление. В акционерных обществах, крупные пакеты акций которых принадлежат государству, подсистема высшего руководства дополняется управляющим (коллегией управляющих), который представляет интересы государства в рамках компетенции по управлению государственным имуществом.
Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров. К числу задач стратегического характера (решение которых может иметь важные долговременные последствия), отнесенных к компетенции общего собрания, принадлежат:
1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава в новой редакции;
2) реорганизация и ликвидация общества;
3) увеличение и уменьшение уставного капитала;
4) дробление и консолидация акций;
5) совершение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества;
6) участие общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и других объединениях коммерческих организаций.
Законодательство не предусматривает участия общего собрания акционеров в определении стратегии компании и рассмотрении стратегических программ.[16] Такая позиция законодателя вряд ли оправданна, так как выработка стратегии и стратегических программ, помимо определения направлений деятельности, постановки стратегических целей и мобилизации финансовых ресурсов для их достижения, осуществляется в интересах мобилизации творческого, социального и организационного потенциалов компании на достижение стратегического успеха. Любая стратегическая программа, к реализации которой специалисты, менеджеры и трудовые коллективы относятся с безразличием или оказывают сопротивление ей, обречена на неудачу.
Вместе с тем, общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции. Мотивы установления такой нормы не вполне ясны, поскольку:
1) такая норма противоречит общепринятым нормам демократии в управлении: высший орган управления организацией не может быть лишен права рассмотрения и принятия решения по любому вопросу деятельности организации (на то он и высший орган);
2)современный период социально-экономического и научно-технического развития характеризуется повышением нестабильности внешней среды организации, что порождает неожиданные проблемы, не имеющие аналогов в прошлом. Законодатель не может их предвидеть;
3)для выявления наиболее значимых функций и задач управления, решение по которым целесообразно возложить на высший орган, необходимо спроектировать систему управления организации в целом, что не практикуется в рамках законотворчества. Возможно, именно вследствие этого законодатель не мог включить в компетенцию общего собрания и в компетенцию совета директоров решение многих проблем стратегического характера.
Не менее важным в структуре органов управления и своей компетенции является совет директоров (наблюдательный совет) общества. Он осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.
К числу вопросов стратегического характера, отнесенных к компетенции совета директоров, принадлежат:
1) определение приоритетных направлений деятельности общества (обратим внимание на то, что такая постановка вопроса не предусматривает разработку стратегий и стратегических проектов);
2) принятие рекомендаций по размеру дивиденда по акциям (такие рекомендации с точки зрения стратегического управления имеют ограниченное значение, ибо компания нуждается в выработке долгосрочной дивидендной политики как инструмента инвестирования и мотивации деятельности);
3) принятие решений об участии общества в других организациях и заключении крупных сделок, если эти вопросы не отнесены к компетенции общего собрания акционеров.
Также в компетенцию совета директоров могут входить и другие вопросы, предусмотренные уставом общества. Это дает возможность сформировать в уставе общества полный комплекс функций и задач стратегического управления, входящих в компетенцию совета директоров и (или) правления общества.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляет правление, председателем которого является генеральный директор (директор), или единолично генеральный директор (директор). Однако помимо правления, в практике предприятий конкретное оперативное управление осуществляют штатные органы управления и линейные руководители производственных подразделений, которые как субъекты управления должны быть включены в систему управления компании. Организация такого управления строится на основе внутренних документов (положений, стандартов, регламентов).
Полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору доверительного управления имуществом другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок (не более 5 лет) имущество (в том числе предприятия и другие имущественные комплексы) в доверительное управление. Последняя обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или другого указанного им лица (выгодоприобретателя). Учредителем доверительного управления является собственник имущества.
Глава II. Споры о признании недействительными решений органов управления общества и урегулирование конфликтов
При рассмотрении исков[17] о признании недействительным решения общего собрания акционеров следует учитывать, что к нарушениям Закона, которые могут служить основаниями для удовлетворения таких исков относятся: несвоевременное извещение (неизвещение) акционера о дате проведения общего собрания; непредоставление акционеру возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в повестку дня собрания; несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования и др. Иск о признании решения общего собрания недействительным подлежит удовлетворению, если допущенные нарушения требований Закона, иных правовых актов или устава общества ущемляют права и законные интересы акционера, голосовавшего против этого решения или не участвовавшего в общем собрании акционеров.
Вместе с тем, разрешая такие споры, суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков акционеру. Для отказа в иске о признании решения общего собрания недействительным по указанным основаниям необходима совокупность перечисленных обстоятельств. [18]
Решение совета директоров (наблюдательного совета) либо исполнительного органа акционерного общества (единоличного или коллегиального) может быть оспорено в судебном порядке путем предъявления иска о признании его недействительным как в случае, когда возможность оспаривания предусмотрена в Законе, так и при отсутствии соответствующего указания, если принятое решение не отвечает требованиям Закона и иных нормативных правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера. Ответчиком по такому делу является акционерное общество.
При рассмотрении дела о признании недействительным решения совета директоров (наблюдательного совета) об отказе во включении предложенного акционером вопроса в повестку дня общего собрания акционеров или кандидата в список для голосования по выборам в совет директоров (наблюдательный совет) и иные органы, а также об отказе в созыве внеочередного общего собрания акционеров по требованию.
Осуществление обществом предпринимательской деятельности, успешное решение задач и достижение целей, поставленных перед обществом при его учреждении, возможны лишь при наличии в нём условий для предупреждения и урегулирования корпоративных конфликтов-конфликтов между органами общества и его акционерами, если такой конфликт затрагивает интересы общества[19].