Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 15:35, контрольная работа
Труд играет важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. В процессе труда создаются материальные и духовные блага, обеспечивающие не только удовлетворение потребностей отдельных людей, их групп и всего общества, но и социально-экономическое развитие страны в целом. Именно в труде раскрываются и развиваются способности человека, совершенствуется его профессиональный и жизненный опыт.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Труд как основа жизнедеятельности………………………………………….4
2. Трудовой потенциал общества………………………………………………...8
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованных источников…………………………………………...12
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Труд как основа
2. Трудовой потенциал общества………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Труд играет важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. В процессе труда создаются материальные и духовные блага, обеспечивающие не только удовлетворение потребностей отдельных людей, их групп и всего общества, но и социально-экономическое развитие страны в целом. Именно в труде раскрываются и развиваются способности человека, совершенствуется его профессиональный и жизненный опыт.
Благодаря труду многих поколений людей был накоплен огромный потенциал производительных сил, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда. Воздействуя на окружающую среду и изменяя её, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, изменяют и собственную человеческую природу: развивают способности к труду, обогащают свои знания, увеличивают возможности их использования, расширяют сферу трудовой деятельности, совершенствуют сам процесс труда.
Цель данной работы – рассмотреть такие понятия, как труд и трудовой потенциал общества.
Задачи: в первом вопросе будет раскрыто понятие труд, определены свойства труда, средства труда и предметы труда. Во втором вопросе - трудовой потенциал общества.
Труд – это целесообразная деятельность, направленная на создание определенных общественно полезных материальных или духовных благ, предназначенных для удовлетворения разнообразных потребностей человека.
С категорией «труд» связана категория «рабочая сила». Рабочая сила – совокупность физических и умственных способностей, которыми обладает каждый индивид которые он использует в процессе труда. Рабочая сила – это потенциальный труд, а труд – это реализовавшая себя рабочая сила.
Труд играет важную роль в жизни человека и общества, представляя собой объективную основу и условия их существования.
Главные свойства труда:
-) труд – основа
-) труд осуществляется на основе
определенных мотивов и стимуло
-) труд может заключаться в
управлении людьми и
-) труд может быть средством
самовыражения и
-) труд предполагает контроль (внешний или внутренний);
-) трудовой процесс может
Целями трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических продуктов, а также продукты управленческих и организационных технологий. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности её формируют, определяют, направляют и регулируют. [2]
В представлении о труде выделяют различные аспекты:
-) экономические (занятость населения, рынок труда, производительность труда, организация и нормирование труда, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);
-) технико-технологические (техническое и технологическое оснащение, электро- и энерговооруженность, техника безопасности и др.);
-) социальные (содержательность, привлекательность,
престижность и мотивация
-) психофизиологические (тяжесть, напряженность,
санитарно-гигиенические
-) правовые (законодательное
Труд состоит из трех компонентов: предметов труда, средств труда и людей, как субъектов труда, преобразующих в процессе труда предметы в продукты с помощью средств труда.
Предметы труда – природное вещество, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда в целях приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то – вспомогательными материалами.
Средства труда – вещь или совокупность вещей, находящихся между человеком и предметом труда, которые служат для него в качестве проводника воздействия на этот предмет в целях получения необходимых материальных благ. К ним относятся орудия труда и рабочее место. [4]
Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность и здоровье, все стороны его развития и прежде всего на отношение к труду и его эффективность.
Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы.
Производственные условия труда – это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.
Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.
Трудовому коллективу в целом и отдельным его членам свойственны социальные и индивидуально-психологические особенности. К социальным особенностям относятся потребности, мотивы, ценностные ориентации, цели и ожидания, межличностные отношения.
Индивидуально-психологические особенности отдельных работников, личные мотивы, уровень индивидуальной квалификации, конкретные профессиональные знания и умения, навыки, психологические и физиологические личностные качества обязательно должны соотноситься с коллективными особенностями. [3]
Субъект деятельности, или работник, - система, имеющая сложные внутренние (психические) функции и свойства. К внутренним свойствам относятся эмоциональная настроенность на работу, общее сознание защищенности в обществе, уверенность в завтрашнем дне, удовлетворенность ситуацией в доме, семье и особенности темперамента, а также построение образа будущего результата деятельности, вариантов достижения этого результата.
Процесс труда представляется не как механическое соединение трех его основных моментов, а как органическое единство, решающими факторами которого являются сам человек и его трудовая деятельность.
В процессе труда люди вступают друг с другом в производственные отношения, связанные с применяемыми технологиями, специализацией производства, кооперацией и разделением труда, трудовой субординацией (организационно-экономические отношения), а также с собственностью на ресурсы и продукты труда.
Существуют следующие виды труда: наемный труд, труд в домашнем хозяйстве (домашнее производство), самозанятость и предпринимательская деятельность.
Наемный труд в экономике занимает центральное место в системе экономических отношений. Его можно рассматривать в качестве трудовой услуги, которую работник за соответствующую плату оказывает своему нанимателю и опосредованно – обществу в целом.
Нерыночную трудовую деятельность в рамках домашнего хозяйства, т.е. работу по самообеспечению, не приносящую денежных доходов, принято называть домашним производством.
Самозанятость несет в себе черты и труда, и предпринимательства. Предприниматель, соединяя для организации бизнеса как минимум труд и капитал, приобретая их на соответствующих рынках, создавая новые рабочие места. Что касается самозанятого, то он создает рабочее место лишь для себя самого. [3]
Предпринимательская деятельность имеет немало общего с деятельностью трудовой, особенно в сфере управления. Прибыль можно назвать разновидностью трудового дохода предпринимателя, если это вознаграждение за управленческие, организаторские усилия. А не за владение бизнесом.
Обобщающим показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества.
Потенциал представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.
Потенциал объединяет в себе одновременно три уровня связей и отношений:
-) первый уровень, отражающий прошлое,
т.е. представляющий собой
-) второй уровень, характеризующий
настоящее с очки зрения практи
-) третий уровень, ориентированный
на развитие: в процессе трудовой
деятельности работник не
Исходной единицей трудового потенциала является трудовой потенциал работника (личности), составляющий основу формирования трудовых потенциалов более высоких структурных уровней.
Трудовой потенциал работника не является постоянным. Он постоянно изменяется.
Трудовой потенциал работника включает:
-) психофизиологический
-) квалификационный потенциал – объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности;
-) личностный потенциал –
В последнее время распространенным стал компетентностый подход к оценке трудового потенциала индивида. Он основан на использовании таких понятий, как «компетентность» и «компетенция».
Компетентность – выраженная способность индивида применять свои знания, умения и навыки в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Компетентность – это характеристика качеств личности, результат подготовки специалиста для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях).
Компетенции – способности человека реализовывать на практике свою компетентность; обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Компетентным считается человек, обладающий достаточными навыками, знаниями и возможностями в определенной области.
Различают следующие виды компетенций:
- социально-личностные;
- экономические и
- общенаучные;
- специальные.
Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные компетенции служат фундаментом, обеспечивающим индивиду мобильность на рынке профессионального труда и подготовленность к продолжению образования в сфере дополнительного и послевузовского образования. Специальные компетенции (профессионально ориентированные знания и навыки) отражают объективную и предметную ориентацию подготовки и служат необходимой базой для работы с конкретными объектами и предметами труда. [4]
Трудовой потенциал предприятия представляет собой предельную величину возможного участия работников в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходимых организационно-технических условий. [2]
Структура трудового потенциала предприятия представляет собой соотношение различных демографических, социальных, функциональных, профессиональных и других характеристик групп работников и отношений между ними.
Основной количественной характеристикой трудового потенциала организации (предприятия) является численность её работников.
При планировании численности персонала предприятия используют показатели списочной, среднесписочной и явочной численности работников.
Общественный трудовой потенциал, аккумулирующий и синтезирующий совокупные способности к общественно полезной деятельности трудоспособного населения, представляет собой конкретную форму материализации человеческого фактора, показатель уровня развития и созидательной активности трудящихся масс.