Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:03, контрольная работа
Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест в системе бухгалтерского учета на любом предприятии. Труд является важнейшим элементом издержек производства и обращения.
Заработная плата – основной источник дохода рабочих и служащих, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг управления рыночной экономикой.
Региональный техникум экономики, права и менеджмента ( г.Архангельск) Няндомское представительство
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономика» на тему: «Труд и его оплата»
|
бухгалтерский учет» |
г. Няндома
2010
ВВЕДЕНИЕ
Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест в системе бухгалтерского учета на любом предприятии. Труд является важнейшим элементом издержек производства и обращения.
Заработная плата – основной источник дохода рабочих и служащих, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг управления рыночной экономикой.
Трудовые доходы каждого работника, независимо от вида предприятия, определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами законодательно не ограничиваются.
В условиях хозяйствования важнейшими задачами бухгалтерского учета труда и заработной платы являются:
в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки);
своевременно и правильно относить в себестоимость продукции ( работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и обязательных отчислений во внебюджетные фонды (Пенсионный Фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ);
собирать и группировать показатели по труду и заработной платы для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с государственными социальными внебюджетными фондами.
Для того чтобы выполнить все эти задачи, бухгалтер должен знать положения трудового законодательства, касающиеся приема на работу, оформления трудовых либо гражданско-правовых договоров с работниками, порядок составления и использования документов по учету личного состава.
Цель данной работы - изучение учета труда и его оплаты.
1.КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО ТРУДА. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТРУДА.
Главным законодательным документом, имеющим в своем составе статьи, посвященные труду, является Конституция Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий. а также право на защиту от безработицы.
Показателем эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда.
1.1. ЦЕЛИ И ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
Производительность труда — количественная характеристика работы, выполняемой персоналом, которая связана с уровнем эффективности труда.
Основная проблема организаторов производства вне зависимости от форм собственности — тенденция к снижению эффективности производства. В связи с этим главными целями деятельности служб управления персоналом в этом направлении являются:
сокращение производственных издержек и увеличение прибыльности;
повышение гибкости производства;
повышение качества товаров;
совершенствование процессов технического и технологического контроля.
Общий уровень производительности определяют следующие типы факторов:
краткосрочные — объективные (например, изменение номенклатуры сырья и видов энергии в связи с авариями, цикличные колебания качества сырья); субъективные (например, колебание уровня трудоспособности в течение дня, недели, года);
долгосрочные (например, цены на материалы, энергию, качество оборудования).
На рис.1 представлены основные компоненты оценки производительности.
Рис.1. Основные компоненты оценки производительности
Из приведенной схемы видно, что производительность связана как с количеством (количеством часов, трудозатратами), так и качеством труда (особенностями технологии, объемом капитальных вложений, качеством персонала).
Управление производительностью труда включает следующие элементы:
управление качеством;
планирование процедур повышения эффективности;
измерение трудозатрат и нормирование труда;
бухгалтерский учет и финансовый контроль.
Необходимо принимать во внимание и факторы, препятствующие росту производительности, такие, как снижение цены труда при постоянном росте уровня жизни и увеличение уровня затрат на восстановление трудоспособности.
1.2. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА
Вид деятельности по управлению производством, задачей которого является установление необходимых затрат и результатов труда, а также оптимальных соотношений между численностью работников различных категорий и групп называется нормированием труда.
Деятельность по нормированию труда в управлении персоналом является комплексной и дает возможность решать смежные задачи. Основные цели нормирования:
планирование производства и определение потребности в персонале (качество и количество);
расчет затрат на заработную плату;
оценка изменения производительности, эффективности производства.
Для создания эффективной системы нормирования труда на предприятии необходимо осуществить:
1. анализ деятельности;
2. расчет и утверждение базовых норм;
3. мониторинг технического уровня производства, планирование пересмотра норм в зависимости от изменения состояния материально-технического обеспечения;
4. внедрение форм материального стимулирования за повышение производительности;
5. мониторинг норм труда.
Методы нормирования труда. Основные методы:
традиционный — хронометраж, при котором путем многочисленных замеров производится расчет времени на производство единицы продукции;
оценка “стоимости труда” — стоимость труда за 1 час работы определяется умножением одного балла за час (утверждается руководством) на сумму баллов по факторам: уровень квалификации, условия труда на рабочем месте, интенсивность труда, ответственность работы;
определение “плавающего тарифа”. Этот метод предполагает, что тарифные ставки и расценки длительное время не изменяются (в течение одного года и более), а увеличение заработной платы осуществляется из доходов организации. В соответствии с этим методом заработок работника З определяется путем умножения тарифного заработка Зт на коэффициент увеличения заработной платы Ку:
З = Зт Ѕ Ку.
В свою очередь, коэффициент увеличения заработка определяется по формуле
Ку = ФОТ/Зт,
где ФОТ — фонд оплаты труда, определяемый как процент от доходов организации.
В условиях рыночной экономики процент от доходов может быть предметом переговоров между руководством и рабочими.
Тарифный заработок будет увеличиваться при ослаблении напряженности норм (увеличении времени на выполнение операции), так как
Зт = С Ѕ Тшт Ѕ К,
где С — часовая тарифная ставка;
Тшт — штучная норма времени;
К — количество выполненных работ, изделий.
Таким образом, чем слабее норма времени, чем больше Зт, тем меньше Ку. Поэтому при увеличении нормы времени уменьшится коэффициент Ку, а ФОТ останется неизменным.
1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ТРУДА
Проблема качества труда обостряется в последнее время. Важность данной проблемы связана как с унификацией производственных технологий, что дает возможность организациям использовать только один шанс вырваться вперед, а именно шанс – увеличить качество, так и с растущим вниманием заказчиков к проблемам качества.
Исследования показали, что среди основных причин смены поставщика, то есть отказа от дальнейшей работы, лежат проблемы качества (см. табл.).
Таблица 1. Значимость причин смены поставщиков
| % причины в общем списке | Формулировка причины смены поставщика |
1 | 1% | Умерли, или ушли на пенсию |
2 | 3% | Поменяли работу или место жительства |
3 | 5% | Являются клиентами своих родственников, друзей |
4 | 9% | Из соображений конкуренции |
5 | 14% | Не удовлетворены качеством |
6 | 68% | Не одобряют равнодушное отношение к партнерам |
Таким образом, из-за проблем, непосредственно связанных с качеством (4 и 5) уходят около 23% клиентов, а из-за косвенных причин, связанных с качеством обслуживания (6), уходят еще около 68%.
Особое внимание проблема качества приобретает при покупке товаров длительного назначения, когда существенна не столько цена товара, сколько издержки на его дальнейшее обслуживание и сервис. То есть оценка затрат на эксплуатацию становится конкурентной характеристикой товара.
Процесс обеспечения качества требует работ по нескольким направлениям:
1.Уровень качества изделия
оценка уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализ требований покупателей
планирование уровня качества и разработка стандартов
контроль качества сырья
пооперационный контроль в процессе производства
приемочный контроль
контроль качества в процессе эксплуатации (после продажи)
2.Уровень качества технологии и торговой марки
проектирование качества в процессе конструирования и разработки технологом
анализ технологических возможностей обеспечения качества
соотнесение уровня качества конкретного изделия с корпоративным представлением о качестве
долгосрочное прогнозирование
анализ отзывов и рекламаций покупателей
3.Уровень качества конкретного исполнителя
оценка качества индивидуальной работы
поощрение усовершенствований в процессе труда
Три направления работы по совершенствованию качества являются актуальными и существенными для разных субъектов производства и потребления.
Когда мы говорим о качестве в представлении потребителя, он, как правило, ориентируется лишь на качество изделия. Причем это представление о качестве сформировано у него заранее по результатам анализа других аналогичных товаров. Чаще всего в представлении потребителя о качестве нет ничего такого, чего бы не было в продуктах других фирм, ведь потребитель как правило не моделирует товар, а пользуется готовыми образцами.
Представление компании о качестве, строится на знании технологии и учете корпоративных ценностей. Компания представляет себе не только уже существующий предмет, но и перспективы его развития, возможности технологии и готова предложить клиенту принципиально новое представление о качестве, расширить его видение и нормы потребления.
Представление конкретного работника о качестве, базируется, с одной стороны на еще более глубоком знании отдельных фрагментов технологии, так и на представлении о потребностях клиента, с которым он оперативно взаимодействует. Особенно важно исполнительское представление о качестве в ситуации непосредственной работы с клиентом и возможностью оперативного реагирования на его запросы (например, в системе обслуживания, сервисе отдыха или продаж).