Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:49, курсовая работа
За последние 40 лет количество ТНК в мире увеличивалось и вместе с тем росли их операции на зарубежных рынках, расширялись филиальные сети. Огромный вклад в этом направлении принадлежит США (число ТНК США превышает число «ближайшей» Японии в 4 раза). Американские ТНК поражают не только количеством, но и размахом. Например, IBM действует более чем в 200 странах и получает от иностранной деятельности 2/3 прибылей.
В докладе Центра по ТНК при ООН (1983 г.), анализируя характер роста ТНК авторы отметили что, зарубежные операции ТНК росли быстрее, чем их деятельность в странах базирования. Так в 1980 г. доля продаж зарубежных филиалов в объеме продаж ТНК составила 40% против 35% в 1976 г. Другим примером может служить следующее: с 1974 – 1979 г. среднегодовой прирост промышленного производства развитых стран составлял около 2,1 %. За тот же период прямые заграничные инвестиции монополий возрастали в год на 17 – 18%. Все это свидетельствует о непрерывном развитии структуры филиальной сети.
Введение
Определение ТНК
История развития ТНК
Факторы размещения ТНК
Секреты экономической устойчивости ТНК
Причины роста ТНК
ТНК в мировой экономике
6.1 Прямые инвестиции и транснациональные корпорации
6.2 Изменение отношения правительств к ТНК 6.3 Особенности современного этапа глобализации
Россия и ТНК
7.1 Проблемы создания ТНК в рамках СНГ (Содружества)
7.2 Иностранные инвестиции в России
8. Взаимоотношения ТНК с правительствами
8.1 Положительные и отрицательные аспекты привлечения инвестиций
8.2 “Треугольная дипломатия” и сценарии отношений 8.3 Экономический суверенитет иглобализация
9.ТНК и развивающиеся старны
Отрицательные стороны деятельности ТНК. ТНК и безработица. Профсоюзы и ТНК.
Заключение
Список использованных источников
Документом конституирована совокупность устраивающих все стороны форм транснациональных объединений. Допускается их создание в любых областях деятельности, не запрещенных национальным законодательством, и в различных разновидностях, включая: совместные финансово-промышленные группы; международные хозяйственные объединения; корпорации; холдинговые компании; ассоциации и союзы; совместные предприятия; торгово-посреднические организации типа торговых домов, агентств и международных бирж; совместные коммерческие банки и их объединения; финансовые и страховые компании. Перечисленные объединения могут осуществлять одновременно несколько видов деятельности.
Принципиально важны и следующие, установленные «Соглашением», правовые нормативы деятельности транснациональных предпринимательских объединений: 1) транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства места их регистрации; 2) статус филиалов (отделений) и представительств транснациональных объединений определяется в учредительных документах в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов (отделений) и представительств; 3) порядок оценки финансовых, материальных ресурсов и имущества, вносимых учредителями в уставной фонд транснациональных объединений, устанавливается по согласованию между ними; 4) уставной фонд транснациональных объединений формируется при этом на согласованных учредителями условиях путем объединения их финансовых, материальных ресурсов и имущества; 5) условия распределения прибыли и возмещения убытков транснациональных объединений определяются их учредительными документами; 6) взаимоотношения предприятий, входящих в транснациональные объединения, с соответствующим бюджетом государства их местонахождения, определяются законодательством этого государства; 7) инвестиционная деятельность транснациональных объединений, в том числе связанная с привлечением капитала из третьих стран, осуществляется в соответствии с законодательством государства, на территории которого производятся соответствующие вложения, и договорами, заключенными между сторонами, о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности и о взаимной защите инвестиций.
Охарактеризованное “
Во-первых, после появления документа заметно усилилось внимание к проблеме интеграции стран Содружества. “Соглашение” переводится в практическую плоскость путем заключения более конкретных межправительственных соглашений (преимущественно - двухсторонних) рамочного характера и оформления на их основе договорных отношений между непосредственными участниками создаваемых транснациональных экономических структур.
Однако практическое создание транснациональных объединений идет крайне медленно; принимаемые в этой области межгосударственные решения не реализуются или реализуются крайне плохо. Вопросы создания и функционирования транснациональных объединений нуждаются в дополнительной законодательной и правовой проработке как в рамках органов СНГ, так и на национальных уровнях. Чтобы эффективно перейти от общих рамочных соглашений к практической работе по согласованию конкретных условий создания этих объединений, необходимо более энергичное сближение соответствующих национальных законодательств. Существенное значение в этом плане имели бы разработка странами СНГ совместных проектов приватизации взаимосвязанных производств и развитие перекрестного акционирования смежных предприятий.
Ускорение процесса создания российских транснациональных структур сопряжено с инициируемой Россией унификацией соответствующих аспектов хозяйственных законодательств, с преодолением таможенных барьеров и с решением комплекса непростых вопросов, касающихся собственности участников, расчетно-платежных отношений, различий в системах ценообразования и налогообложения (в частности на кооперируемую продукцию), других проблем обеспечения в рамках формирующегося экономического союза условий для эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов пост союзных стран. Продвижение на данных направлениях, вкупе с доведением до логического конца линии по отмене необоснованных ограничений и бюрократических завалов на пути создания транснациональных объединений, а также с применением всего спектра законодательно предусмотренных в их отношении льгот - все это и формирует главные задачи системной государственной поддержки российских транснациональных структур.
Исходя из вышесказанного можно утверждать, что только транснационализация процессов интеграции, идущая “снизу” и поддерживаемая “сверху”, способна превратить Содружество в новый динамично развивающейся центр мировой экономики.15
7.2 Иностранные инвестиции в России.
Мировой опыт доказал, что прямые инвестиции имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами экономического содействия реформам: во-первых, они служат источником капитала для финансирования производства товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологии, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; во-вторых, в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся тяжелым бременем на внешний долг и даже способствуют его погашению; в-третьих, обеспечивают наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в мировую. Исходя из этого основными задачами политики России, связанной с привлечением иностранных капиталов, являются: становление эффективно хозяйствующих единиц; стабилизация хозяйственного и финансового положения; подъем отраслей и секторов, важных для жизнеобеспечения страны в целом; ускорение структурной перестройки; формирование конкурентной рыночной среды и эффективная борьба с монополизмом; расширение экспорта и сдерживание импорта.16
В нынешний переходный период для России наиболее эффективным является использование следующей отраслевой схемы, отражающей роль иностранного капитала в экономике: а) отрасли, приоритетные для привлечения иностранного капитала; б) отрасли, где участия иностранного капитала ограничиваются; в) небольшое число отраслей, закрытых для иностранного капитала по соображениям национальной безопасности, защиты национальных интересов и сохранения достояния, важного для жизнеобеспечения страны.
Конкуренция на рынке
капиталов имеет сегодня
Исходя из нынешних условий инвестирования и финансовых ресурсов России, экономисты предлагают сосредоточиться на следующих мерах стимулирования иностранных инвесторов, которые могут применяться в различных сочетаниях: освобождение вновь создаваемых совместных и иностранных предприятий от отдельных видов налогов и платежей на период от трех до десяти лет после объявления ими прибыли; вычет убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли; снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога; уменьшение или отмена налога на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу; освобождение от налогов предприятий, ориентированных на экспорт; специальные гарантии правительства о сохранении налогового режима по конкретным проектам на срок их окупаемости; меры по защите внутреннего рынка посредством импортных пошлин и налогов в рамках структурной и промышленной политики; сокращение или освобождение от экспортных и/или импортных пошлин на оборудование и материалы, ввозимые иностранными инвесторами; освобождение от квотирования и/или лицензирования экспорта товаров, производимых на предприятиях с иностранными инвестициями или на территории свободных экономических зон; предоставление права ускоренной амортизации; субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуатацию зданий, покрытие транспортных расходов.
Для наиболее важных и
эффективных проектов целесообразны
стимулы нефинансового
Согласно расчетам ученых, для удовлетворения наиболее неотложных инвестиционных потребностей России необходимо примерно 9-10 млрд. долл.; для осуществления задачи технического перевооружения устаревших производств - как минимум 50-60 млрд.; на конверсию оборонных отраслей - 25-30 млрд., в том числе в первые два-три года - 8-12 млрд. долл. В ближайшей перспективе следует ожидать вложений иностранного капитала прежде всего в отрасли, обеспечивающие доступ к использованию природных ресурсов. Возможно также размещение на территории России трудоемких и энергоемких производств иностранных фирм.
Характеризуя административный режим, сложившийся в России для иностранных инвесторов, можно отметить излишнюю забюрократизованность принятия решений по поводу инвестиционных проектов, что дезориентирует и отпугивает иностранных инвесторов.
Основные барьеры, стоящие на пути иностранных инвестиций в Россию, рассматриваются на примере нефтяной промышленности. Ких числу относятся барьеры: а) юридического характера: отсутствие законодательства о нефти, неэффективное законодательство о недрах, частые изменения налоговых режимов; б) административного характера: нерегламентированная процедура утверждения контрактов и проведения конкурсов, неурегулированность процедуры взаимодействия местной администрации с правительством и госпредприятиями; в) экономического характера: нестабильная налоговая система, жесткое валютное регулирование, трудности открытия счетов за рубежом; г) внешние факторы, связанные с получением кредитов для иностранных и российских предприятий.
В России длительные бюрократические процедуры проведения переговоров (один-два года), подписания и утверждения контрактов (еще два-три месяца), согласования и получения лицензии (два-три месяца) столь сложны и запутанны, что можно всерьез говорить о новом типе риска - “бюрократическом риске”. Необходима строгая регламентация этих процедур.18
8.Взаимоотношения ТНК с правительствами.
Современное развитие мировой экономики осуществляется в условиях усиления взаимозависимости ведущих стран в области торговли, инвестиций, допускающей лишь незначительные ограничения или дискриминацию в отношении иностранных фирм. Растущая взаимозависимость проявляется в том, что темпы роста мировой торговли превышают темпы роста мирового ВВП, а темпы роста прямых зарубежных инвестиций в 4 раза превышают темпы роста мировой торговли, а также в увеличении международных потоков финансового капитала, вызванном дерегулированием рынков капитала.19
Центральную роль в процессе глобализации экономики играют ТНК, что проявляется в следующем: 1. Уже в 70-е годы объем производства иностранных филиалов ТНК превысил объем мировой торговли. Зарубежное производство ТНК имеет высокую концентрацию: более 50% его величины приходится на долю 420 из 37 тыс. крупнейших ТНК. 2. Рост доли ТНК в экспорте как из страны происхождения, так и из стран размещения зарубежных филиалов. Объем экспорта американских зарубежных филиалов более чем в 2 раза превышает объем всего американского экспорта. 3. На долю ТНК приходится основной объем научных исследований и разработок, финансируемых частным капиталом. 4. Увеличение численности стратегических альянсов между ТНК и развитие различных форм межфирменного сотрудничества.
За последние 20 лет
произошли значительные изменения
в отношении к международным
инвестициям как со стороны правительств
принимающих стран, так и со стороны
ТНК. Если во второй половине 70-х и
в 80-х годах отношение
В 90-х годах ТНК превращаются в главного организатора наукоемкого производства, лежащего в основе экономического процветания в глобальном масштабе.
Проводя политику привлечения иностранных инвестиций, правительства принимающих стран должны изучить предыдущий опыт, успехи и неудачи в этой области в разных странах и разработать макроорганизационную стратегию, в наибольшей степени соответствующую условиям и потребностям своей страны. Не следует ожидать общего благоприятного экономического эффекта от иностранных инвестиций, поскольку такой эффект зависит и от экономической политики принимающей страны и от возможных альтернатив.