Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:49, курсовая работа
За последние 40 лет количество ТНК в мире увеличивалось и вместе с тем росли их операции на зарубежных рынках, расширялись филиальные сети. Огромный вклад в этом направлении принадлежит США (число ТНК США превышает число «ближайшей» Японии в 4 раза). Американские ТНК поражают не только количеством, но и размахом. Например, IBM действует более чем в 200 странах и получает от иностранной деятельности 2/3 прибылей.
В докладе Центра по ТНК при ООН (1983 г.), анализируя характер роста ТНК авторы отметили что, зарубежные операции ТНК росли быстрее, чем их деятельность в странах базирования. Так в 1980 г. доля продаж зарубежных филиалов в объеме продаж ТНК составила 40% против 35% в 1976 г. Другим примером может служить следующее: с 1974 – 1979 г. среднегодовой прирост промышленного производства развитых стран составлял около 2,1 %. За тот же период прямые заграничные инвестиции монополий возрастали в год на 17 – 18%. Все это свидетельствует о непрерывном развитии структуры филиальной сети.
Введение
Определение ТНК
История развития ТНК
Факторы размещения ТНК
Секреты экономической устойчивости ТНК
Причины роста ТНК
ТНК в мировой экономике
6.1 Прямые инвестиции и транснациональные корпорации
6.2 Изменение отношения правительств к ТНК 6.3 Особенности современного этапа глобализации
Россия и ТНК
7.1 Проблемы создания ТНК в рамках СНГ (Содружества)
7.2 Иностранные инвестиции в России
8. Взаимоотношения ТНК с правительствами
8.1 Положительные и отрицательные аспекты привлечения инвестиций
8.2 “Треугольная дипломатия” и сценарии отношений 8.3 Экономический суверенитет иглобализация
9.ТНК и развивающиеся старны
Отрицательные стороны деятельности ТНК. ТНК и безработица. Профсоюзы и ТНК.
Заключение
Список использованных источников
Стратегические альянсы между двумя фирмами порождают специфический выигрыш от альянса, создающий основу для приобретения стратегического преимущества. Так, НИОКР, осуществляемые в рамках совместного предприятия, могут способствовать увеличению прибыли участников по двум причинам: 1) совместные работы устраняют расходы, связанные с соперничеством между фирмами; 2) они позволяют партнерам получать доступ к промежуточным результатам НИОКР, сокращая расходы на приобретения новых зданий, оборудования и т.д.
По данным опроса 323 филиалов японских фирм в Европе, проведенного в 1991 году с целью выяснения причин их размещения в европейских странах, 72,8% опрошенных фирм (респондентов) рассматривают инвестиции в Европе как этап в реализации их глобальной стратегии; 39,6% - как средство расширения спроса на японские товары; 29,1% - как средство приближения к потребителям. При объяснении выбора той или иной страны для размещения чаще всего выдвигались следующие факторы: географическое положение страны; возможность общаться с менеджерами по-английски; наличие инфраструктуры и квалифицированной рабочей силы; емкость внутреннего рынка.3
Английский экономист П. Бакли и М. Кассон в 1976 г. попытались на основе выделения определенных классификационных признаков, учитывающих инвестиционные стимулы предприятий, создать свою теорию интернационализации производства. Эти авторы считают, что принятие решения о заграничных инвестициях зависит от баланса между четырьмя группами факторов, которые они определяют так:
- факторы, специфичные для данной отрасли промышленности (характер продукции, структура рынка, масштабы производства);
- факторы, специфичные
для региона (размер
- факторы, специфичные для нации или государства (т.е. политические факторы, налоговое и финансовое законодательство и др.);
- факторы, специфичные для фирмы (управленческий и производственный опыт).4
Теоретический анализ показывает, что успешно инвестирующие за границей ТНК обладают одним или несколькими конкурентными преимуществами по сравнению с фирмами принимающих стран. В то же время ТНК пытаются разместить свои капиталы в стране, которая обладает сравнительными преимуществами в определенной отрасли производства, либо имеет емкий рынок. Из этих теоретических положений вытекает, что 1) стремление привлечь иностранную фирму, не обладающую конкурентным преимуществом, иллюзорно; 2) невозможно привлечь иностранные фирмы в отрасли, в которых принимающая страна не имеет никаких сравнительных преимуществ; 3) не следует мешать иностранным фирмам проникать в отрасли, в которых принимающая сторона обладает сравнительными преимуществами; 4) необходимо реально оценить конкурентные преимущества фирм, являющихся “гиперзащищенными национальными чемпионами”; если они обладают такими преимуществами, они могут участвовать в международных стратегических альянсах; 5) не следует пытаться привлечь иностранные инвестиции только с помощью финансовых стимулов, не затрагивая при этом структурных факторов и соотношения между спросом и предложением в принимающей стране.
Как отмечает Дж. Диболд американские фирмы разработали определенную технику своего “превращения в транснациональные компании”, которая основана на знании таких элементов, как налоговые и трудовые законодательства различных стран, нормы, регулирующие иностранные инвестиции и деятельность иностранных предприятий, традиции и обычаи в политической и общественной жизни и пр. Группа ученых во главе с Дж. Диболдом выделяет семь факторов, которые по их мнению, в наибольшей мере способствовали в 1950-70 гг. (период интенсивного роста ТНК) превращению отдельных национальных компаний в ТНК.
- получение доступа
к источникам дешевой рабочей
силы и энергии и уклонение
от соблюдения технических
- использование с выгодой
для себя изменений,
- приближение к иностранным рынкам, емкость которых возрастает;
- предотвращение захвата конкурентами иностранных рынков и источников сырья;
- обход национального
антитрестовского
- уменьшение и по
возможности нейтрализация
- реализация преимуществ,
связанных с созданием
Следует подчеркнуть, что по существу указанные факторы отражают побудительные мотивы крупномасштабного предпринимательства вообще, движимого жаждой наживы и получения максимальной прибыли
Интернационализация производства, если говорить о инвестициях ТНК в различных регионах мира, неоднородна. Причины этой неоднородности заключается в экономических и политических факторах. Так, на Западную Европу приходится основная масса инвестиций, вложенных в обрабатывающую и наукоемкую промышленности, тогда как в странах Латинской Америки, Азии и Африки иностранных капитал сосредоточен главным образом в добывающих отраслях. Важно учитывать и структурный фактор. Дело в том, что параллельно с расширением экспансии корпораций происходил процесс их структурного “созревания”. Если в начальной стадии вывоза капитала он вкладывался главным образом в добывающие отрасли промышленности, в разработку источников сырья, особенно нефти, то по мере процесса “созревания” структура капиталовложений менялась - большая часть инвестиций направлялась в обрабатывающую и наукоемкую отрасли.
4. Секреты экономической устойчивости ТНК.
Экономическим кризисам принадлежит роль своеобразных экзаменов, которые необходимо выдержать любому капиталистическому предприятию. Удачное их преодоление обеспечивает компании резкое усиление позиций за счет разоренных и ослабленных конкурентов, неудача же ограничивает возможности их развития. Максимальное смягчение последствий кризиса является для каждой фирмы задачей исключительной важности.
Современные промышленные гиганты редко гибнут во время кризисов. В последний момент их, как правило, спасают скрытые финансовые резервы, вмешательство мощных банковских групп или помощь государства. Это не означает, однако, уменьшения заинтересованности монополий в обеспечении стабильного развития.
Стабильность развития
принадлежит к числу
Еще более ярко способность предприятий “большого бизнеса” относительно легко преодолевать кризисы проявляется на отраслевом уровне. Обратимся к примеру ФРГ. В 1981 г. в условиях кризиса черной металлургии оборот этой отрасли в Западной Германии увеличился в текущих ценах на 1,1% (реально производство упало на 2,6%). Показатели же ведущих металлургических концернов оказались много выше: у фирмы Тиссен вырос на 4,1%, Фрид. Крупп - на 6,6%, Маннесманн - на 17,6%. Есть много других примеров.6
Каждый из примеров граничит с парадоксом, с нарушением элементарной аксиомы логики, согласно которой целое складывается из составляющих его частей. Здесь же развитие целого (отрасли) неблагоприятно, тогда как входящие в него части (монополии) процветают! Но, пожалуй, наиболее отчетливо парадоксальность ситуации видна на примере автомобилестроения США. Представленный в таблице период 1969-1988 гг. был отнюдь не лучшим для американских монополий. На его протяжении автомобилестроение США утратило свои лидирующие позиции в капиталистическом мире. В кризисные годы (1969-70, 1974, 1980-1982 гг.) Дженерал моторз, Форд, и особенно Крайслер, вынуждены были мириться с серьезными сокращениями своего оборота. Однако сопоставление динамики оборота “ведущей тройки” с соответствующими показателями автомобилестроения США показывает, что трудности ведущих монополий были на велики в сравнении с выпавшими на отрасль в целом.7
Динамика оборота Дженерал моторз, Форд, Крайслер
и автомобилестроения США в целом, прирост/сокращение в % к предшествующему году.
Год |
“Большая тройка” |
отрасль |
Год |
“Большая тройка” |
отрасль |
1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 |
4,1 -11,7 29,4 14,6 16,9 -6,3 7,9 28,3 19,5 11,7 |
3 -16,5 36,9 9,7 17,0 -8,2 2,0 36,2 23,5 12,1 |
1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 |
-0,4 -14,6 7,4 -4,1 23,5 17,8 9,4 10,4 6,1 24,7 |
-0,5 -20,4 11,9 -3,4 35,3 21,7 5,2 1,6 3,0 19,1 |
Заметно, что развитие трех ведущих монополий было значительно стабильнее общеотраслевой нормы: кризисы были менее глубокими, более слабые отраслевые спады, подъемы не отличались столь лихорадочными приростами оборота, как у отрасли в целом.
Если же приводить “глобальную” статистику, то на каждый случай относительно неудачного прохождения кризиса монополией приходилось около 4,5 случаев, в которых динамика оборота фирмы была предпочтительней развития того же показателя на общеотраслевом уровне. Такой исход явно не может быть объяснен простой случайностью: слишком значителен перевес удачных преодолений кризисов над неудачными.
Развитие оборота 11 крупнейших монополий ФРГ
в годы спадов и кризисов (1965-1988гг.)
Число лет, когда общий оборот монополии развивался | ||
Название фирмы |
Более благоприятно, чем оборот отрасли |
Менее благоприятно, чем оборот отрасли |
Фольксваген Сименс Даймлер-Бенц Хехст Байер БАСФ (Basf) Тиссен Маннесманн АЭГ Фрид. Крупп Роберт Бош Итого вся группа |
6 7 6 6 6 6 6 8 2 7 4,5 64,5 |
1 0 1 2 2 2 1 1 2 2 0,5 14,5 |
Поскольку практически все крупнейшие национальные монополии капиталистических стран представляют собой ТНК, говорить о повышенной устойчивости “большого бизнеса” к кризисным потрясениям значит одновременно утверждать, что тем же свойством обладают ТНК. Более того, не вызывает ни малейшего сомнения, что в ряде случаев именно международные операции спасают верхушку монополистического капитала от серьезных кризисных потрясений.
В качестве иллюстрации обратимся к уже знакомой нам группе промышленных концернов ФРГ.
Развитие внутреннего и зарубежного оборота 11 крупнейших монополий ФРГ
в годы спадов и кризисов (1965-1988 гг.)
Число лет, когда оборот монополий внутри страны развивался |
Число лет, когда оборот монополий за рубежом развивался | |||
Название фирмы |
Более благоприятно, чем оборот отрасли в ФРГ |
Менее благоприятно, чем оборот отрасли в ФРГ |
Более благоприятно, чем оборот отрасли в ФРГ |
Менее благоприятно, чем оборот отрасли в ФРГ |
Фольксваген Сименс Даймлер-Бенц Хехст Байер БАСФ (Basf) Тиссен Маннесманн АЭГ Фрид. Крупп Роберт Бош Итого вся группа |
1 5 2 5 1,5 4 3 8 2 7 3,5 42 |
6 2 4 4 6,5 4 4 1 2 2 1,5 37 |
6 7 5 6 7 6 5 7 3 7 4 62 |
1 0 1 1 1 2 2 2 1 2 1 14 |