Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:39, доклад
В подавляющем большинстве при заключении договоров купли-продажи товаров стороны исходят из рыночного принципа формирования цены, поскольку рыночная цена — это цена, которая образуется на основе взаимодействия спроса и предложения на рынке однородных (идентичных) товаров в аналогичных (сопоставимых) экономических условиях. Она позволяет максимально соблюсти интересы обеих сторон: продавца, который желает получить наибольшую прибыль в сложившихся условиях, и покупателя, стремящегося не переплатить за товар больше его рыночной стоимости на определенный момент.
если у плательщика
При отсутствии сведений в общедоступных источниках налоговый орган обращается за получением сведений о ценах на идентичный (однородный) товар на отечественном рынке при поставках на экспорт — в органы статистики, таможни, отраслевые министерства и ведомства, а также в налоговые службы иностранных государств с запросом о ценах на идентичные (однородные) товары на рынке данного государства. В случае, когда сопоставление данных с полученной информацией не указывает на отклонение цен по контролируемой сделке от рыночных цен, цена сделки находится в диапазоне рыночных цен или отличается от наименьшей из рыночных цен не более чем на 20 %, то цены, примененные плательщиком, могут рассматриваться в качестве рыночных цен;
если при наличии сведений изª общедоступных источников или при отсутствии таковых информация, полученная из организаций, обозначенных в предыдущем абзаце, указывает на отклонение цены по контролируемой сделке от рыночных цен более чем на 20 % (цена по контролируемой сделке более чем на 20 % ниже наименьшей из рыночных цен, информация о которых находится в доступных открытых базах данных или сведениях, предоставленных организациями), то в ходе налоговой проверки проверяющий предлагает плательщику представить письменные пояснения причин применения цены по контролируемой сделке. Полученное пояснение, в котором плательщик излагает свои аргументы в пользу того, что установленная им цена по сделке является рыночной ценой, а также информация о ценах на идентичные (однородные) товары тщательно анализируются проверяющими. При рассмотрении данного пояснения в качестве обоснованной причи-ны снижения цены учитывается:
• сложившаяся практика плательщика по предоставлению скидок — а именно, размер и условия получения скидок, бонусов, премий, которые обычно предоставляются плательщиком в соответствии с договорами с покупателями, не являющимися взаимозависимыми лицами по отношению к плательщику и покупателю (напри-мер, условия по объему покупок, срокам оплаты, размеру предоплаты и т.п.);
• сезонные колебания спроса на товар;
• потеря товарами качества или иных потребительских свойств;
• истечение (приближение даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
• маркетинговая политика плательщика при продвижении на рынки новых для плательщика видов товара, а также на новые для плательщика рынки сбыта товаров.
Когда уменьшение плательщиком цены на товар связано с вышеназванными причинами, оснований для пересчета налоговой базы не имеется. Если же аргументы, предос-тавленные плательщиком, не содержат таких оснований, происходит корректировка налоговой базы исходя из минимального значения цены, информацию о которой налоговые органы получили из источников, указанных в пункте 4 статьи 30 1 НК.
Метод по цене сделки с идентичным (однородным) товаром применяется, когда условия и обстоятельства контролируемой сделки и сделок, с которыми происходит сравнение, равноценны.
Если метод по цене сделки с идентичным (однородным) товаром не может быть применен по причине отсутствия информации о ценах на реализацию товаров в сопоставимых экономических условиях, определение налоговой базы исходя из рыночной цены на товар производится путем последовательного применения следующих методов:
w метода цены последующей реализации;
w затратног метода.
Метод цены последующей реализации применяется к случаям, когда приобретен-ный товар по контролируемой сделке далее реализуется покупателем другому лицу. Основанием для сравнения является наценка следующего продавца. Сущность метода цены последующей реализации состоит в определении рыночной цены реализуемых товаров на основе установления покупателем цены их перепродажи по следующей формуле:
Ц1 = Ц2 – (З2 + П2),
где Ц1 — рыночная цена товара;
Ц2 — цена реализации (перепродажи) товара последующим покупателям;
З2 — затраты, понесенные покупателем товара при его дальнейшей реализации (перепродаже) и продвижении на рынок (без учета цены приобретения товара);
П2 — обычная прибыль покупателя товара при его дальнейшей реализации (перепродаже).
Как следует из названия, метод цены последующей реализации может использоваться только при наличии факта перепродажи товаров.
В целях применения данного метода при анализе:
сделок с недвижимым
имуществом — может
внешнеторговых сделок — направляется© запрос в налоговую службу иностранного государства для получения сведений о перепродаже товара, необходимых для проведения расчета.
Метод цены последующей реализации применяется, как правило, компаниями, занимающимися перепродажей приобретенного товара.
Если же и этот метод применить нельзя, следует воспользоваться затратным методом.
При затратном методе рыночная цена товара рассчитывается как сумма произведенных затрат и прибыли. В качестве произведенных затрат выступают обычные в таких случаях косвенные и прямые производственные затраты и затраты на реализацию, а также транспортные расходы, расходы на хранение, страхование и т.п. Наценка рассчитывается так, чтобы получить характерную для вида экономической деятельности прибыль.
При использовании данного метода рыночная цена товара определяется по следующей формуле:
Ц = З + П,
где Ц — рыночная цена товара;
З — прямые и косвенные затраты продавца на производство (приобретение) и (или) реализацию товара, а также затраты на транспортировку, хранение и иные подобные затраты;
П — обычная прибыль продавца, характерная для данного вида экономической деятельности.
Затратный метод применяется, как правило, производителями и провайдерами услуг.
Для получения информации об уровне прибыли по видам экономической деятельности используются сведения из информационных источников, указанных в пункте 4 статьи 301 НК. В том числе исходя из опубликованных данных статистики внешней торговли Республики Беларусь; сведений, содержащихся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственного управления Республики Беларусь, официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций, либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах.
http://www.nalog.gov.by/cgi-