Транакционерные издержки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Трансакционные издержки — все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.
В рамках институциональной теории нет единства в объяснении природы трансакционных издержек. Известно как минимум три варианта объяснения, откуда и почему при совершении сделки возникают трансакционные издержки:
- подход теории трансакционных издержек;
- подход теории общественного выбора;
- подход теории соглашений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..2

Глава I Рынок………………………………………………………………4

1.1 Сущность рынка ……………………………………..……………......4

1.2 Преимущества и недостатки рыночного механизма ……………….8

Глава II Трансакционные издержки в теории институционализма ……16

2.1 Виды трансакционных издержек (по Р.Коузу)………………….....16

2.2 Виды трансакционных издержек (по О.Уильямсону)……………..18

2.3 Способ минимизации трансакционных затрат…………………….19

2.4 Стратегия снижения трансакционных издержек…………………..22

Глава III Теорема Коуза……………………………………………...…..23

3.1 Теоретическое значение теоремы Коуза…………………………...25

Заключение……………………………………………………………….27

Список использованной литературы…………………………………...29

Файлы: 1 файл

kursovaya(транакционерные издержки).doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..2

 

Глава I Рынок………………………………………………………………4

 

1.1 Сущность рынка ……………………………………..……………......4

 

1.2 Преимущества и недостатки рыночного механизма ……………….8

 

Глава II Трансакционные издержки в теории институционализма ……16

 

2.1 Виды трансакционных издержек (по Р.Коузу)………………….....16

 

2.2 Виды трансакционных издержек (по О.Уильямсону)……………..18

 

2.3 Способ минимизации трансакционных затрат…………………….19

 

2.4 Стратегия снижения трансакционных издержек…………………..22

 

Глава III Теорема Коуза……………………………………………...…..23

 

3.1 Теоретическое значение теоремы Коуза…………………………...25

 

Заключение……………………………………………………………….27

 

Список использованной литературы…………………………………...29

 

 

 

 

 

Введение

 

Если задаться вопросом, какое из понятий, используемых в современной экономической теории, является достаточно новым и в то же время наиболее широко употребляемым, то, скорее всего, это будут именно трансакционные издержки.

Объяснить необходимость существования, внутреннее строение и эволюцию рынка помогает понятие трансакционных затрат . P.Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, требуя подчас весьма внушительных затрат. Они-то и были названы трансакционными (от лат. transactio — сделка). В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, трансакционные затраты возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами.

Согласно наиболее общему определению, «трансакционные издержки есть эквивалент трения в механических системах». Например, Я.Корнай, прямо использует термин «трение» для описания факторов, препятствующих оперативному заключению сделок между экономическими агентами. Избавляясь от аналогии с физикой, отнесем к категории трансакционных любые издержки, связанные с координацией и взаимодействием экономических субъектов. Следовательно, все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий, относятся к трансакционным.

Трансакционные издержки — все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.

В рамках институциональной теории нет единства в объяснении природы трансакционных издержек. Известно как минимум три варианта объяснения, откуда и почему при совершении сделки возникают трансакционные издержки:

- подход теории трансакционных  издержек;

-  подход теории общественного выбора;

- подход теории соглашений.

Отсутствие единства по вопросу о природе трансакционных издержек показательно, особенно учитывая, что в неоклассической экономической теории принималось во внимание существование лишь одного вида издержек — производственных.

Трансакционные издержки - центральная объясняющая категория всего неоинституционального анализа. Ортодоксальная неоклассическая теория рассматривала рынок как совершенный механизм, где нет необходимости учитывать издержки по обслуживанию сделок. Ключевое значение для работы экономической системы трансакционных издержек было осознано благодаря статье Р.Коуза "Природа фирмы" (1937 г.). Он показал, что при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия.

Первоначально трансакционные издержки были определены Р. Коузом как "издержки пользования рыночным механизмом". Позднее это понятие приобрело более широкий смысл. Оно стало обозначать любые виды издержек, сопровождающих взаимодействие экономических агентов независимо от того, где оно протекает - на рынке или внутри организаций, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур также не свободно от трений и потерь. По завоевавшему наибольшее признание определению К.Далмана, трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдение контрактов и принуждения к их выполнению. Введение в научный оборот идеи положительных трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Рынок

    1. Сущность рынка

Самое простое понятие рынка - это место купли и продажи товаров. С развитием товарно-денежных отношений наряду с простым понятием появилось более расширенное. Под рынком в более широком смысле стали понимать сферу обращения (обмена) товаров, включающую в себя экономические отношения между продавцами и покупателями. Рыночные отношения регулируются и координируются с помощью рыночного механизма. Понятие рыночного механизма довольно четко и полно рассмотрено А. Казаковым 1(Казаков. А. Школьнику о рыночной экономике. - М.: "Менеджер", 1993 г .)

Рыночный механизм  - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.

Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.

1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);

2) объекты (различных видов рынка  товаров);

3) экономические связи между  субъектами, которые могут проявляться  в кооперации или конкуренции;

4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;

5) механизм ценообразования.

Факторами, формирующими рынок, являются потребности людей, наличие частной собственности, разделение и специализация труда.

Под воздействием этих факторов продукт труда превращается в товар, то есть в такой продукт труда, который нужен людям для удовлетворения их потребностей, но который можно получить у владельца продукта только путем эквивалентного (равного) обмена на другие продукты труда или их заменители (например, деньги).

Понять сущности рынка возможно, изучив институты рынка. Под институтами в данном случае понимается нормы и принципы поведения, хозяйственные традиции и обычаи. Рыночная экономика охватывает следующие институты:

- частная собственность;

- свободу предпринимательства и выбора;

- личный интерес как главный мотив поведения;

- конкуренция;

- ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;

- ограниченная роль государства.

Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» описал действие правила «невидимой руки», которое наиболее точно описывает суть рыночных отношений. Несмотря на то, что каждый сам решает о том что, как и для кого производить на рынке отсутствует непонимание между продавцами и покупателями. Интерес к личной выгоде заставляет производителей предлагать товар, пользующийся спросом. При этом ресурсы направляются на производство именно тех благ, которые люди согласны оплачивать.

Рыночный механизм оптимизируется за счет действия конкуренции. Причиной возникновения конкуренции является редкость ресурсов и благ. Можно выделить конкуренцию между продавцами и конкуренцию между покупателями. Продавцы конкурируют за право продать продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен. Справедливости ради надо отметить, что для рыночной экономической системы характерна конкуренция между продавцами, а для плановой - конкуренция между покупателями.

Следует выделить типы конкуренции, основанные на предмете соревнования. Следует различать ценовую и неценовую конкуренцию Ценовая конкуренция возникает за счет различия в ценах у производителей. А неценовая конкуренция основана на различии качества предлагаемых товаров и услуг. На практике расчленить их сложно, так как более качественный товар, предполагает более высокую цену.

По экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка.

1) Рынок потребительских товаров  и услуг:

- рынок продовольственных товаров;

- рынок непродовольственных товаров;

- рынок услуг.

2) Рынок факторов производства:

- рынок рабочей силы;

- рынок средств производства;

- рынок сырья.

3) Финансовый рынок:

- фондовый рынок (ценных бумаг);

- денежный рынок (депозитов, валюты);

4) Рынок недвижимости:

- рынок земли;

- рынок недвижимости;

5)Информационный рынок:

- рынок духовно-интеллектуального  продукта.

По пространственному признаку различают:

1) локальный или местный рынок;

2) региональный рынок;

3) межрегиональный рынок;

4) национальный рынок;

5) международный рынок;

6) мировой рынок.

По степени ограничения конкуренции выделяют следующие виды рынка:

- чистая конкуренция, монополия;

-  монополистическая конкуренция;

- олигополия.

Рынок выполняет важнейшие функции, которые упорядочивают экономическую жизнь общества.

Во-первых, рынок является связующим звеном между продавцами и покупателями, средством перемещения экономических благ между людьми, территориями и даже государствами; причем, общение между людьми осуществляется независимо от деления людей по классам, национальностям, расам, полу, религиозным убеждениям - на рынке действуют только продавцы и покупатели.

Во-вторых, рынок осуществляет общественное признание предложенных к продаже товаров, а значит и труда, вложенного в них; рынок может отвергнуть ненужные людям товары или товары, не удовлетворяющие потребности людей; то есть, рынок регулирует спрос и предложение товаров, а также установление цены.

В-третьих, рынок является независимым распределителем экономических благ только на эквивалентной и возмездной основе.

В-четвертых, рынок представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком способностей каждого человека как потребителя, производителя, предпринимателя 2(Казаков. А. Школьнику о рыночной экономике. - М.: "Менеджер", 1993г.).

В пятых, рынок выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене.

В шестых, рынок выполняет функцию распределения ресурсов, направляя ресурсы в те производства, результаты которых пользуются спросом.

И, наконец, объясняя сущность рынка, необходимо остановиться на инфраструктуре рынка.

 Инфраструктура рынка - это организации, обслуживающие рыночные сделки по купле-продаже товаров и услуг.

К рыночной инфраструктуре относятся:

- биржи;

- банки;

- консультационные, юридические и информационные фирмы;

 -рекламные агентства;

- риэлторские конторы.

 Развитая рыночная инфраструктура  значительно облегчает совершение операций обмена, и, наоборот, неудовлетворительное состояние рыночной инфраструктуры делает рыночную систему не гибкой, сложной и неэффективной.

 

1.2 Преимущества и недостатки рыночного механизма.

 

Рыночный механизм с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Через рынок происходит стихийное приспособление объемов и структуры производства к объёму и структуры общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рыночная экономика в принципе (за некоторым весьма редкими исключением) не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.

В отличие от затратного, расточительного характера командно-административной системы, с большим трудом, медленно и безболезненно внедряющие достижения научно-технического прогресса, рыночная система стремиться использовать имеющиеся ресурсы наиболее эффективным образом. Производитель в условиях жёсткой конкурентной борьбы может укрепить свои позиции, расширить рынки сбыта, увеличить получаемую прибыль главным образом путем снижения издержек, роста производительности труда, совершенствования технического уровня производства. Используя последние достижения науки и техники, производитель получает хотя и временные, но весомые преимущества в конкурентной борьбе за счёт снижения индивидуальных издержек .Таким образом, сам рыночный механизм создаёт постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства.

Информация о работе Транакционерные издержки