Торговый баланс

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Важным направлением развития Украины является ее эффективная интеграция в мировое экономическое пространство. От успеха внешнеэкономической деятельности Украины зависит ее дальнейшее экономическое и социальное развитие как подсистемы мировой экономики, что определяет актуальность данной темы.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические основы торгового баланса 6
1.1 Экономическое содержание торгового баланса 6
1.2 Структура торгового баланса 9
2 Состояние торгового баланса Украины 12
2.1 Анализ состояния и динамики торгового баланса Украины 12
2.2 Факторы влияющие на торговый баланс Украины 17
3 Перспективы торгового баланса Украины 20
3.1 Основные методы регулирования торгового баланса Украины 20
3.2 Пути улучшения состояния торгового баланса Украины 23
Вывод 28
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Текст работы!!!.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     В общем объеме импорта товаров увеличилась доля электрических машин - с 5,9% до 6,9%, фармацевтической продукции - с 4,0% до 3,5%, полимерных материалов, пластмассы - с 4,7% до 4,1% , черных металлов - с 3,2% до 3,4%, бумаги и картона - с 2,4% до 1,9%. Уменьшилась доля энергетических материалов, нефти и продуктов ее перегонки - с 32,5% до 34,6%, наземных транспортных средств, кроме железнодорожных - с 5,5% до 6,6%, съедобных плодов и орехов, цитрусовых - с 1,2% до 0,8%.

Динамика внешней торговли товарами Украины за 2007 - 2011 годы показана в табл. 2.1. и проиллюстрирована рис. 2.1.

 

 

 

Таблица 2.1.

Динамика внешней торговли товарами в Украине с 2007  по 2011годы

 

 

2007

2008

2009

2010

2011

Экспорт товаров

49248063,6

66954429,8

39702883,3

51430521,6

68409848,6

Импорт товаров

60669923

85535356,4

45435559,2

60739969,3

82606901,5


 

 

 

Рис. 2.1 Динамика внешней торговли товарами в Украине с 2007  по 2011 годы

 

 

Таким образом в 2011 г. наблюдается значительное сокращение экспортно-импортных операций в Украине и значительный дефицит торгового баланса.

 

     Анализ динамики товарной структуры экспорта по основным товарным группам показал, что в 2011 г. по сравнению с 2010 г. экспорт продуктов растительного происхождения увеличился на 1555751 тыс. дол. США, продукции химической отрасли на 1911542 тыс. дол. США, машин, оборудования и механизмов на 1090435 тыс. дол. США, транспортных средств на 1592674 тыс. дол. США, минеральных продуктов на 3528542 тыс. дол. США. Импорт  машин и оборудования увеличился на 4627899 тыс. дол. США, продукции химической отрасли на 2630443 тыс. дол. США, минеральных продуктов на 8900873 тыс. дол. США, транспортных средств на 2539914 тыс. дол. США. Товарная структура внешней торговли товарами Украины с 2009 по 2011 годы показано в табл. 2.2. [1]

 Из анализа видно,  что основной причиной уменьшения сальдо торговли товарами являются снижение темпов прироста экспорта по сравнению с темпами прироста импорта.

 

Таблица 2.2

 

Товарная структура  внешней торговли товарами Украины с 2009 по 2011 годы.

 

 

Код и наименование товаров в соответствии с УКТВЭД

Экспорт 2009г. тыс. дол. США

Импорт 2009г. тыс. дол. США

Экспорт 2010г. тыс. дол. США

Импорт 2010г. тыс. дол. США

Экспорт 2011г. тыс. дол. США

Импорт 2011г. тыс. дол. США

Всего

39702883

45435559

51430522

60739969

68409849

82606902

I. Живые животные и  продукты животного происхождения

595966,8

1267557,1

771386,6

1241690,5

936606,1

1035290,4

II. Продукты растительного происхождения

5034894,2

1259948,6

3976325,5

1563710,4

5532076,6

1815941,5

III.15. Жиры и масла  животного или растительного  происхождения

1796023,8

374265,8

2617314,4

451549,4

3396407

468667,1

IV. Готовые пищевые  продукты

2088052,1

2034278,2

2571067

2504926,8

2939036,7

3026540,5

V. Минеральные продукты

3900091,4

15695086

6731329

21127917

10259871

30028790

VI. Продукция химической  и связанных с ней  отраслей промышленности

2515151,7

5319269,4

3479168,7

6441659,3

5390710,1

8021153,7

VII. Пластмассы и каучук

563318,2

2663829

685276,5

3661440,2

937718

4498422,7

VIII. Кожевенное сырье,  мех и изделия из них

178095

124198,4

173823,7

177286,8

168454

199743,4

IX. Древесина и изделия  из древесины

669962,2

281220,9

828204

341530,5

1078553,6

392883,9

X. Бумажная масса из древесины или из других  растительных материалов

806971,6

1373331,5

940524,4

1658313,6

1105315,9

1836664,3

ХI. Текстиль и  текстильные изделия

712946,6

1416920,9

735844,1

1974817,4

863848

1989833,9

XII. Обувь, головные  уборы,  зонты

144513,5

286487,8

174761

490302,5

208840,6

361518,4

XIII. Изделия из камня,  гипса, цемента, асбеста, стекла

285233,9

635227,3

399475,9

889669

549249,3

1156084,7

XIV. 71 Драгоценные и  полудрагоценные  камни, драгоценные металлы и изделия из них

84195,2

159747,6

74229,2

302692,3

100746,4

743449,1

XV. Недрагоценные металлы  и изделия из них

12816758

2676558,8

17332547

4127967,2

22113594

5696928,4

ХVІ. Машины, оборудование  и механизмы;  электротехническое оборудование; аудио-  и видеоаппаратура, телеаппаратура

5014319,1

6257043,8

5670416,3

8166974,9

6760851,8

12794873

XVII. Средства наземного,  воздушного и водного транспорта

1596432,9

2163829,7

3262441,4

3664286,5

4855115

6204200,3

ХVІІІ. Приборы и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, медицинские  и хирургические; часы,  музыкальные инструменты

278710,6

670774,2

252305,8

886372

281483,2

1047040,2

XX. Разные промышленные  товары

310600,6

500103,7

416626

681981,8

556250

847454,6

ХХI. 97 Произведения искусства

689,6

994,9

244,3

2082,7

1139,5

24298,1


 

 

     2.2 Факторы влияющие на торговый баланс Украины

 

     Сокращение экспорта отечественных товаров и увеличение представляют собой один из весомых факторов экономического кризиса в Украине. В условиях интеграции экономики Украины в мировое хозяйственное развитие, необходимо, в первую очередь, избавиться в максимально возможных объемах зависимости Украины от внешних факторов воздействия. Конкретно: необходимо повысить эффективность международной торговли Украины путем выработки и реализации эффективной экспортно-импортной политики. Основным кризисным фактором в Украине является накопление в стране внутренних проблем, которые влияют на общее состояние ее экономики. Это, во-первых, недостаточная инновационность общественного производства, что обусловливает низкую конкурентоспособность украинской продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

     Нарушение эффективной кредитной политики банками в значительной степени обусловливает наращивания негативных факторов в функционировании реального сектора экономики Украины, что проявляется в следующем:

- Устарелостью основных фондов в практически всех сферах экономики, поскольку их обновление не кредитуется в достаточной мере. Это касается и промышленности, и строительства и сельского хозяйства, и жилищно-коммунального хозяйства и т.п.;

- Применением устаревших, неэффективных, несовременных технологий производства, потому что государство не уделяет достаточного внимания развитию науки и внедрению достижений НТП.

     В первую очередь, от этого страдают экспортоориентированные отрасли промышленности, в частности металлургия. Несоответствующая уровню мировых стандартов качество подавляющего большинства экспортоориентированной продукции, существенно сокращает возможности его реализации на рынках высокоразвитых стран. В основном она может находить спрос в России, других постсоветских странах и в некоторых развивающихся странах.

     С другой стороны, продукция украинских производителей, особенно та, что относится к категории высокотехнологичной, в большинстве случаев не в состоянии конкурировать с высококачественной зарубежной продукцией, которая поступает на украинский рынок. Кроме того, значительная номенклатура продукции в Украине уже вообще не производится, так как украинские производители полностью уступили на рынке иностранным товарам. Речь идет практически о всех видах некритического импорта.

     Во-вторых, важным фактором, который вызвал финансовый кризис существенная зависимость Украины от критического импорта, в первую очередь, от топливно-энергетических ресурсов, что обусловливает прямую опасность государственному развитию. В Украине, за все годы ее существования как независимого государства, не выполнена работа по диверсификации источников поступления таких ресурсов с тем, чтобы избежать зависимости от монопольного их поставщика, в частности России; не проводилась результативная работа по расширению разведки и промышленной эксплуатации новых месторождений (запасов) минерального сырья; не достигнуто каких-либо значительных результатов во внедрении различных форм и методов как ресурсосбережение вообще, так и замены традиционных видов ресурсов на нетрадиционные.

     Наряду с этим, сокращение кредитования реального сектора экономики, которое имеет место в разных странах, порождает сокращение в них производства, которые потребляют определенные виды ресурсов, которые являются объектом экспорта других стран, в частности Украины. Это является одной из причин существенного сокращения экспорта украинских металлов (которые, кстати, по своему качеству уступают лучшим мировым аналогам). Между тем, металл составляет значительную долю украинского экспорта. С другой стороны, недостаточная конкурентоспособность продукции отечественного производителя создает огромную угрозу для внутреннего рынка, так как в условиях его открытости (согласно требованиям ВТО), импорт иностранных товаров угрожает заполнить внутренний рынок и может поставить в банкротство отечественных производителей [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРОГОВОГО БАЛАНСА УКРАИНЫ

 

 

     3.1 Основные методы регулирования торгового баланса Украины

 

     Для уменьшения чрезмерного дефицита внешней торговли правительство Украины  приняло конкретные действия. 3 декабря 2008 апробировало Распоряжение № 1509 «Об утверждении Плана мероприятий по уменьшению негативного сальдо во внешней торговле». Для усиления позиций украинских производителей на внутреннем рынке правительство одобрило Концепцию Государственной целевой экономической программы развития внутреннего рынка на период до 2012 г., в которой намечены задачи минимизации отрицательного сальдо внешней торговли товарами [8].

     Что касается защиты внутреннего рынка, то необходимо усовершенствовать таможенно-тарифное регулирование в рамках международных регуляторных требований и расширить применения сертификации, лицензирования, технических, фитосанитарных, экологических стандартов и других нетарифных методов ограничения импорта [5, с.16]. Для обеспечения критического импорта, прежде энергоносителей, целесообразно использовать возможности заключения долгосрочных соглашений, а также ввести жесткий режим энергосбережения и стимулирования эффективного использования импортируемых сырья и материалов.

     Одними из основных факторов формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами являются отсутствие надлежащих механизмов финансовой поддержки экспортеров, в частности - дееспособных систем экспортного кредитования и страхования. Учитывая последствия мирового финансового кризиса, который существенно отразился на экспортной деятельности, стимулирования экспорта дало бы новый импульс в развитии внешней торговли Украины. Введение Украины в ВТО предусматривает новые подходы к стимулированию экспорта, что не возражает ее принципам.

     Страхование является одним из инструментов стимулирования экспортной действительности. Экспортные кредиты страхуют в форме предоставления государственных гарантий для обеспечения платежных поручений правительства и экспортно-кредитных агентств зарубежных стран, гарантии платежных средств банка-агента.  Отметим, что политику стимулирования экспорта начали во время кризисов перепроизводства развитые страны Западной Европы еще в первой половине XIX в. и проводят сейчас многие страны с трансформационной экономикой и развивающиеся страны. Сейчас распространены французская и немецкая модели в стимулировании экспорта ввиду вмешательства государства. Так, Германия придерживается принципов субсидиарности государственных интервенций, либерализма и децентрализации, а Франция отстаивает идеи жесткой координации, планирования, активного вмешательства государства в экономическую жизнь и централизации.

     Поддержка украинского товаропроизводства не заканчивается внедрением страхования, это должна быть комплексная программа, в которой страхование и кредитование экспорта является одним из важных элементов.

Кредитовать экспорт  государство может двумя путями: первый – за счет бюджета фондов, средства из которых через специализированные государственные или полугосударственные учреждения - экспортные кредитные агентства (ЭКА) передают отечественным экспортерам. ЕКА осуществляет страхование и обеспечение экспортных кредитов для продвижения товаров на внешние рынки.

     Такие учреждения могут действовать не только в форме государственных специализированных агентств, но и в виде банков - государственных, частно-государственных или приватных страховых компаний. Сейчас агентства по развитию экспорта функционируют в более чем 70 стран мира, в т.ч. почти во всех странах Восточной Европы.

     Второй путь кредитования: выделение из госбюджета определенной суммы для рефинансирования банкам-кредиторам разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам. Такой вид кредитование экспорта применяют во Франции, Польше [7, с.134].

Большое значение для  стимулирования экспортной деятельности приобретают совершенствования налогового регулирования, меры по поддержке обменного курса, обеспечение защиты экономических интересов в сфере международной торговли с учетом норм и требований ВТО. При этом целесообразно использовать средства поддержки экспорта отдельных товаров или групп, которые имеют существенные компаративные преимущества и благоприятные условия для модернизации производства [4, с.45]. В первой половине 2009 г. был обнародован законопроект «О системе государственной поддержки экспорта товаров (работ, услуг) украинского происхождения», авторы которого планировали создать государственную акционерную компанию ("Украинская компания страхования экспорта"), а также уполномоченное государственное учреждение по реализации государственной поддержки экспорта. Данный проект предусматривал резервирование средств из госбюджета для обеспечения страхования по экспортным контрактам и кредитам.

     Целесообразно отметить, что в законопроекте нет положений о стимулирования высокотехнологичного экспорта. Поэтому, чтобы поддержать украинский экспорт, необходимо создать государственную акционерную структуру для страхования экспорта, организовать работу Государственного экспортно-импортного банка Украины и коммерческих банков [3, с.84]. Деятельность по страхованию экспортного кредита должна происходить в рамках правового поля. По этому поводу сейчас важным является принятие Закона Украины «О экспортном страховании и кредитовании», в котором будет создана четкая и прозрачная схема сотрудничества банков и страховщиков.

 

 

 

 3.2 Использование международного опыта регулирования торгового баланса

 

     В современных условиях для улучшения внешнеэкономической деятельности Украины необходимо:

-   ограничивать ввоз продукции черной металлургии, улучшать качество металла, уменьшать массу готовых изделий, значительно увеличивать объем номенклатуры отливок, добиваться международных сертификатов на свою продукцию и т.д.;

- определить приоритетные направления развития экспортной специализации, переориентироваться на производство наукоемкой продукции и ресурсосберегающих технологий в сфере станкостроения, самолетостроения, ракетно-космической техники, создание сверхтвердых материалов;

-  производить в Украине импортозамещающую продукцию: зерновые, кормоуборочные и картофелеуборочные комбайны, троллейбусы, автобусы, холодильники, автомобили, ткани и др.. Вместе, экспортируя преимущественно товары топливно-энергетической группы, следует значительно улучшить обработку сырья (титана, редкоземельных элементов, строительных материалов, гранита, урана, сельскохозяйственной продукции). Так, глубина переработки сельскохозяйственного сырья в Украине составляет лишь до 50% от уровня развитых стран;

-     учитывая низкую конкурентоспособность продукции в Украине, следует проводить взвешенную политику в экспортно-импортных отношениях, не допуская неоправданного либерализации. Идти таким путем можно, лишь укрепляя конкурентоспособность товаров. Даже в США более 35% товаров защищены нетарифными барьерами;

-  наладить надежный таможенный контроль. В развитых странах государство берет на себя учет и всесторонне контролирует экспорт и импорт товаров. В Австрии, в частности, ей известен адрес каждого поставщика, цены его товара, объем, сертификация товаров. Этот процесс сопровождается контролем налоговых и банковских учреждений.

     Одним из важнейших аспектов работы по оздоровлению экономики Украины является выработка научно обоснованной экспортно-импортной политики и обеспечения ее эффективной реализации, поскольку именно этот аспект внешнеэкономической деятельности в наибольшей степени влияет и на решение ключевых внутриэкономических проблем (улучшения структуры экономического развития, коренную модернизацию и обновление производственных мощностей, развитие и внедрение в производство достижений НТП, улучшение организации управления и т.п.).

Информация о работе Торговый баланс