Топливно-энергетический комплекс Москвы и Московской области как ключевой вопрос регионального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является определение основных проблем и способов их разрешения в области энергоснабжения Москвы и Московской области.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:

1.изучение системы энергообеспечения Московского региона
2.определение основных характеристик электроэнергетики Московского региона
3.определение источников финансирования развития и реконструкции ТЭК
4.рассмотрение механизмов формирования тарифов на электрическую и тепловую энергию
5.рассмотрение проблем электроснабжения
6.разработать рекомендации по обеспечению надежности

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты энергообеспечения г. Москвы и Московской области 4

1.1. Устройство системы энергообеспечения Московского региона 4

1.2. Характеристика электроэнергетики Московского региона 5

1.3. Механизм формирования тарифов на электрическую и тепловую энергию 6

Глава 2. Анализ проблем электроснабжения г. Москвы и Московской области, а также разработка мероприятий по обеспечению надежности электросетей 8

2.1. Проблемы электроснабжения 8

2.2. Рекомендации по обеспечению надежности электроснабжения крупных городов 10

2.3. Источники финансирования развития и реконструкции ТЭК 13

Заключение 16

Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

контрольная городское хозяйство.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     Такая схема внешнего электроснабжения характеризуется высоким уровнем резервирования и режимной гибкости в эксплуатационных условиях.

     Для сверхмегалолисов (Москвы, Санкт-Петербурга и тп.) имеет смысл создавать  два и более колец электропитающей  системы.

     Важным  для электроснабжения крупных городов является требование избегать пропуска больших транзитных потоков мощности и энергии по сети, проходящей по территории города. Таким образом, создаваемая система внешнего электроснабжения города должна иметь высокую степень гарантии ее надежности.

     2. Внутренние источники генераторной мощностиСооружение электростанций на территории города или промышленного узла — необходимая мера для обеспечения высокой надежности при нарушении внешнего электроснабжения. Рекомендуется иметь не менее трех источников достаточной мощности (10—15% каждый от максимума электрической нагрузки агломерата).

     Для многих областей России, которые находятся  в зоне низких температур в холодное время года, наиболее эффективны ТЭЦ, обеспечивающие комбинированную выработку  электроэнергии и тепла.

     Использование ТЭЦ связано с необходимостью согласования объемов выработки  тепла и электричества. Концентрация производства тепла на ТЭЦ приводит к централизованной системе теплоснабжения, комбинированная выработка —  к сильной взаимозависимости режимов теплоснабжения и электроснабжения. ТЭЦ должна иметь гарантированный сбыт (потребление) электроэнергии, без производства которой ТЭЦ не сможет эффективно вырабатывать тепловую энергию. При потере источников тепла его возмещение производится населением стихийно за счет электрической энергии, что может привести к перегрузке и повреждениям электрической сети. Сброс электрической нагрузки в свою очередь может привести к дальнейшему снижению тепловой мощности. Поэтому необходимо предусматривать резервирование выработки тепла от децентрализованных (автономных) источников, получение тепла в аварийных ситуациях от тепловых сетей соседних районов и промузлов.

     В связи с большой значимостью  работы ТЭЦ в городах и промышленных центрах к их надежности предъявляются повышенные требования:

  • обеспечение максимальной независимости функционирования энергоблоков на ТЭЦ;
  • обеспечение мобильной восстанавливаемости ТЭЦ после ее погашения или отключения от общей системы электроснабжения;
  • резервирование производительности системы электроснабжения для обеспечения частичной замены производства тепла на электроотопление при нарушениях в системе теплоснабжения;
  • обеспечение высокой готовности оборудования ТЭЦ в отопительный сезон (проведение ремонтов только в летний период);
  • перевод некоторых ТЭЦ с твердого топлива на газ для повышения их надежности, живучести и маневренности;
  • максимальная модернизация действующих электростанций на базе достижений в области научно-технического прогресса и сооружение котельных с предвключенными газовыми турбинами. При этом особое внимание должно уделяться улучшению экологической обстановки в городах.

2.3. Источники финансирования развития и реконструкции ТЭК

 

     Проанализировав сложившуюся в ТЭК Московского  региона ситуацию, можно предложить следующие основные источники инвестиций в техническое перевооружение и развитие энергетического хозяйства региона.

     К источникам финансирования, включаемым в тариф, относятся:

  • Амортизация. Амортизационные отчисления в составе тарифов позволяют только частично обеспечивать техническое перевооружение и поддержание существующих мощностей в состоянии готовности к несению нагрузки. При этом старение оборудования приводит к уменьшению размера амортизационной составляющей. Требуется переоценка основных фондов.
  • Прибыль. Развитие мощностей частично обеспечивается за счет включения в тариф части чистой прибыли (после уплаты налогов), направляемой на новое строительство.
  • Плата за присоединение. Главное финансовое решение проблемы состоит во введении прозрачной платы за присоединение новых потребителей, обеспечивающей подключение без повышения тарифов для существующих потребителей. Одновременно высокие тарифы на присоединение будут стимулировать энергосбережение. В настоящее время плата за присоединения не взимается в пользу генерирующих компаний. В первую очередь в связи с отсутствием нормативной базы. В случае подключения потребителей непосредственно к электростанциям (а такая перспектива реальна) необходимо разработать соответствующую юридическую и методологическую базу для использования этого источника.

К привлеченным источникам финансирования относятся:

  • Заемные средства: кредиты банков. Привлечение кредитов банков для целей капитального строительства в настоящее время возможно только в виде кредитов зарубежных банков, в первую очередь — ЕБРР. Это единственная возможность привлечь кредиты по корректным ставкам в объеме и на срок, сопоставимый с инвестиционным циклом и сроком окупаемости. Российские банки пока таких условий предоставить не могут.
  • Заемные средства: облигационные займы. Выпуск облигационных займов в настоящее время на российском и зарубежных фондовых рынках является реальным инструментом привлечения средств для инвестирования. При этом серьезные средства могут быть привлечены компаниями, имеющими непроблемную историю заимствований, кредитные рейтинги и соответствующие аудиторские отчеты за ряд лет.
  • Дополнительные эмиссии акций. Этот источник можно использовать при условии обращения акций компании на рынке ценных бумаг, наличия интереса инвесторов к акциям компании и заинтересованности существующих акционеров в увеличении уставного капитала компании. Этот способ возможно самый «дешевый» способ привлечении дополнительных средств для развития производственных мощностей.
  • Привлечение инвестиций через совместные предприятия. Вложения инвесторами средств в совместные предприятия (электростанции) возможно при следующих условиях: гарантированного сбыта энергии по привлекательным тарифам; гарантированной поставки топлива.
  • Федеральные средства. Федеральные средства могут быть в настоящее время получены только в выделенные инвестиционные проекты. При этом необходимо, как минимум, наличие адекватных средств в соответствующих федеральных программах или фондах.

     Использование привлеченных средств для финансирования программ технического перевооружения и развития Московской энергосистемы возможно также в рамках проектного финансирования, в рамках лизинговых программ, в виде долевого участия в строительстве новых объектов.

     Для конкретного проведения тарифной и  инвестиционной политики, направленной на реализацию задач технического перевооружения и развития энергетики Московского региона, необходимо активное участие государственных федеральных и региональных органов власти, а именно, Правительства Российской Федерации, Федеральной службы по тарифам, Правительства г. Москвы, Правительства Московской области, Топливно-энергетического комитета, региональных энергетических комиссий г. Москвы и Московской области в формировании соответствующих источников инвестиций.

     Неотложными мерами, которые должны быть предприняты на федеральном и региональном уровнях, в частности, являются:

  • включение инвестиционной составляющей в тарифы компаний, работающих как в монопольных, так и в конкурентных секторах рынка;
  • разработка и принятие Федеральной целевой программы повышения надёжности энергоснабжения г. Москвы и Московской области с финансированием из Федерального бюджета;
  • разработка и принятие региональных программ технического перевооружения энергетики г. Москвы и Московской области с финансированием из бюджетов этих субъектов Федерации;
  • предоставление льготных (беспроцентных) долгосрочных кредитов;
  • выполнение других мер, направленных на привлечение отечественных и зарубежных инвесторов.

     Предложенные  источники являются реальной альтернативой  прямому включению в тарифы затрат на развитие и реконструкцию топливно-энергетического комплекса Московского региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     По  вышеизложенной информации в работе можно сделать следующие обобщающие выводы:

     1. Обеспечение высокой надежности  больших населенных и промышленных агломераций должно базироваться на комплексных мерах правового, организационного, технического и экономического характера.

     2. Целесообразна централизация оперативного управления электроснабжением крупных городов и промышленных центров, концентрация усилий всех городских или производственных служб для предотвращения в ликвидации нарушений нормального энергоснабжения потребителей.

     3. Рекомендуемая система электроснабжения будет способна противостоять раз личным видам возмущений: расчетным, каскадным, множественным, форс-мажорным техногенного, природного или социального характера.

     4. Для обеспечения надежности электроснабжения отдельных регионов России не обходимо определить концепцию обеспечения: самобалансиронание. В зависимости от решения этого вопроса будут определены методы и средства формирования структуры и основных характеристик энергосистем регионов: виды первичных энергоресурсов, объем и размещение генерирующих мощностей, конфигурация и параметры электрической сети.

     5. В настоящее время актуальна реализация изложенных принципов и рекомендаций. Часть из них реализуется в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах, проводится замена устаревшего оборудования на современное, установка мобильных источников электричества, согласование действий энергокомпаний с исполнительной властью и т.д.

Список  используемой литературы

  1. Концепция технического перевооружения энергетического  хозяйства г. Москвы и Московской области / руководитель рабочей группы, академик А. Е. Шейндлин — М.: 2006г.
  2. Постановление от 26 февраля 2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».
  3. А.Г.Усс, Т.В.Елкина: Электроснабжение промышленных предприятий и гражданских зданий (лаб.практ), М.:УП "Технопринт", 2005.

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс Москвы и Московской области как ключевой вопрос регионального развития