Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:19, лекция
Употребление понятия системы имеет долгую историю, уходящую в античную эпоху.
В переводе с греческого "система" означает некое целое, состоящее из частей,
связанных между собой и образующих целостность.
В каждой из отраслей и сфер экономики в процессе деятельности людей, в
процессе производства, создаются материальные и духовные блага. Поэтому
совокупность всех видов экономической деятельности людей в процессе их
взаимодействия, направленных на производство, обмен, распределение и
потребление товаров и услуг, а также на регулирование такой деятельности в
соответствии с целью общества называется экономической системой.
3. Основные экономические проблемы
Перед любой экономической системой стоят определенные экономические вопросы. В нахождении ответа на эти вопросы заключается решение основных экономических проблем организации любого общества.
Основные вопросы, которые необходимо решить обществу:
Что, то есть какие товары и услуги и в каком количестве, производить
Как, то есть с помощью каких ограниченных ресурсов и способов их соединения, производить нужные людям блага.
Для кого производить эти экономические блага.
Эти вопросы лишь расшифровка альтернатив, лежащих в основе кривой производственных возможностей.
4. Экономические блага и их классификация
Благо представляет собой средство,
которое способно удовлетворить
различные потребности
Удовлетворение как
Редко существующее благо признается экономическим благом, а благо, имеющееся в количестве, которое неограниченно, – неэкономическим благом.
С точки зрения преемника австрийской школы К. Менгера, формирование экономических и неэкономических благ осуществляется соотношением между количеством благ, которые являются весьма доступными для полного удовлетворения потребностей человека, и конкретными его потребностями.
По мнению сторонников неоклассической школы, товар представляет собой благо экономическое, которое необходимо для обменных процессов. Однако в данном определении не указывается, что товар должен быть в форме продукта труда. Вследствие этого на данное обстоятельство особое внимание обращает К. Менгер. Он сформулировал характеристику категории товара с научной точки зрения. Данное объяснение заключалось в том, что товар представляет собой благо экономическое, которое непосредственно создано с целью осуществления обмена.
Первостепенной основой
Неоклассическая школа дает широкое представление об основе образования благ, их стоимости, зависящей от редкости, а также от интенсивности потребления людьми и объема благ, которые могут удовлетворить данную потребность.
Представителями этой школы предполагалось,
что не одним, а несколькими благами
может быть удовлетворена любая
потребность, а также различное
экономическое благо может быть
применено с целью
Цена совокупного комплекта благ, которая способна удовлетворять потребности, выглядит следующим образом:
Σpigi
где g1, g2,…,gп – общая совокупность объемов отдельно каждого из n благ; p1,p2,…,pn– стоимость благ, или цена совокупного комплекта благ, которые способны удовлетворить потребности: i = 1,…, n.
Существует определенная классификация экономических благ, представленная таким благами, как:
1) недолговременные, иначе говоря,
это блага, которые являются
разовыми в потреблении,
2) долговременные блага, которые
применяются и используются
3) настоящие блага, т. е.
4) будущие, или ожидаемые, блага в дальнейшем периоде;
5) прямые, т. е. блага, предназначенные для потребления;
6) косвенные блага, созданные с производственной целью;
5) взаимозаменяемые, т. е. блага,
которые представлены не
6) взаимодополняемые блага.
Для того чтобы создать экономические блага, надо включить ресурсы в производственный процесс. Общая совокупность природных, материальных, трудовых, финансовых средств, которые используются в производственном процессе по созданию благ, называется ресурсами.
Ресурсы, которые вовлечены в процесс производства, представляют собой факторы производства.
Экономические потребности и их классификация
Потребности – это объективные
условия существования людей. Они
означают необходимость в определенных
вещах и желание обладать ими.
Человечески потребности
Потребности возникают вместе с возникновением самого человека, и в процессе развития человеческого общества могут варьироваться как количественно, так и качественно, в соответствии с изменением условий производства потребительских благ, совершенствование техники и технологии, изменения взглядов людей на потребление, моды, социального положения, денежных доходов и др.
Потребности можно рассматривать с разных точек зрения в зависимости от цели экономического анализа, поэтому существует их классификация по ряду критериев:
1) по роли в воспроизводстве человека: материальные, духовные и социальные;
2) с точки зрения уровня их
развития: элементарные, связанные
с человеком как продуктом
природы, и высшие, характеризующие
человека как продукт
3) за субъектами реализации: личные,
коллективные и общественные
потребности, которые также
4) о возможностях удовлетворения:
действительные, реализация которых
возможна в данный период, и
перспективные, которые могут
быть реализованы в будущем.
Стремление удовлетворить
ЗАКОН ЭНГЕЛЯ - зависимость доли расходов на продукты питания в доходах семьи от их уровня, установленная в XIX в. немецким статистиком и экономистом Э. Энгелем. Согласно этому закону по мере роста доходов семьи падает доля расходов на продовольствие, почти не меняется удельный вес затрат на жилище, отопление, освещение, одежду; зато растет доля расходов на прочие нужды.
Выведенная Энгелем эмпирическая зависимость подтверждается длительным опытом экономического развития. Статистические ряды показывают, что в структуре расходов американских семей за 1909-1985 гг. устойчиво снижается доля физических и материально-вещественных потребностей (продуктов питания - на 35%, расходов на жилище - на 5,5%, предметов домашнего обихода - на 26%, расходов на одежду и обувь - на 47%).
В то же время систематически возрастает
удельный вес более высоких «
Об этом же свидетельствует и статистика семейных бюджетов в бывшем СССР. В 1963г. при средней доле совокупных доходов семьи, израсходованной на питание в 34,3%, семьи с совокупным доходом до 75 руб. в месяц расходовали на питание 51,5% дохода, семьи с доходом от 75 до 100 руб. в месяц расходовали на питание 42,7% дохода, семьи с доходом от 100 до 150 руб. - 35,8%, с доходом от 150 до 200 руб. - 31,9%; семьи с совокупным доходом свыше 200 руб. тратили на питание 28,4% совокупного дохода.
Современная западная наука существенно дополнила развитые Энгелем положения, используя для этого новый аналитический аппарат. На основе формулы эластичности спроса по доходам подсчитано, что в конце 1980-х гг. в США с ростом дохода на 1% спрос на продукты питания возрастал на 0, 77%, на одежду - на 0,32%, на транспортные средства - на 1,1%, на жилище - на 0,89%, на медицинские услуги - на 1,9%, на предметы роскоши - на 3,6%, на спортивные товары - на 3,7%, на услуги такси - на 2,8%
.
ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ - Социально-экономический закон, выражающий противоречие между производством и потребностями, разрешение которого ведет к снятию старых потребностей и появлению качественно новых, более высоких запросов людей.
5. Экономические ресурсы: их виды.
Большое значение в национальной экономике имеют экономические ресурсы, которые определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и масштабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути, это такой вид благ, который может быть использован для производства других благ.
Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг. К экономическим ресурсам относятся:
природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля;
трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;
капитал (в форме денег и ценных бумаг, т.е. финансовый капитан, или средств производства, т.е. реальный капитал);
предпринимательские способности (способности
людей к организации
знания, необходимые для хозяйственной жизни (вырабатываются прежде всего наукой и распространяются главным образом через образование).
увеличивается в среднем на 10% ежегодно. Для повышения эффективности использования этого ресурсов постоянно ведется разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий.
Человеческие ресурсы в нашей
стране ограниченны. Несмотря на высокий
уровень безработицы, существует нехватка
человеческих ресурсов, отличающихся
определенными качественными
Проблема ограниченности ресурсов
Экономическая теория является фундаментальной
общественной наукой, изучающей способы
организации жизнедеятельности, формы
взаимодействия производства и потребления
отдельных экономических
Как отдельный человек, так и общество ограничены в своих возможностях. Ограничены физические и интеллектуальные способности людей, ограничены блага, которые используются для удовлетворения их потребностей, ограничено время.
Поэтому постоянно ощущается
недостаток наличных ресурсов, выступающий
весьма жестким ограничителем
общественного и личного
Однако человечество за
Ограниченность ресурсов «навязывает» обществу и отдельным экономическим субъектам проблему выбора, состоящую в решении следующих трех фундаментальных задач.
1. Что, т. е. какие товары и услуги и в каком количестве производить?
2. Как, т. е. с помощью каких ресурсов и технологических способов это делать?
3. Для кого предназначены
Выбор того, какие товары
и услуги и в каком количестве
следует производить, обладая
ограниченными ресурсами,
Для того чтобы произвести
любой продукт, необходимо
Производительные ресурсы,