Типы экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:19, лекция

Краткое описание

Употребление понятия системы имеет долгую историю, уходящую в античную эпоху.
В переводе с греческого "система" означает некое целое, состоящее из частей,
связанных между собой и образующих целостность.
В каждой из отраслей и сфер экономики в процессе деятельности людей, в
процессе производства, создаются материальные и духовные блага. Поэтому
совокупность всех видов экономической деятельности людей в процессе их
взаимодействия, направленных на производство, обмен, распределение и
потребление товаров и услуг, а также на регулирование такой деятельности в
соответствии с целью общества называется экономической системой.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 49.13 Кб (Скачать)

экономическую деятельность без принуждения, предоставляет свободу

предпринимательства и выбора.

Недостатки:

1. Угасание конкуренции. Критики  полагают, что существует два  основных

источника ослабления конкуренции:

à критика больше всего досаждает индивидуальному производителю своей

безжалостной действительностью;

à сам технический прогресс, который рыночная система поощряет,

способствует упадку конкуренции.

В результате, по мере ослабления конкуренции  подрывается также суверенитет

потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы  в

точном соответствии с желаниями потребителей.

2. Неравное распределение дохода.

     3.3.    СМЕШАННАЯ  СИСТЕМА.

Если говорить о командно-административной или рыночной экономической системе,

то в чистом виде их можно найти  только на страницах научных трудов. Реальная

жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных

экономических систем.

Современная экономическая система  большинства развитых стран мира носит

именно смешанный характер. Смешанной  экономической системой мы можем  назвать

такую систему, в которой перемешиваются  свойства всех трёх вышеперечисленных

систем в приблизительно равных пропорциях.

В такой экономической системе  основой является частная собственность  на

экономические ресурсы, хотя в некоторых  странах (Франция, Германия,

Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный  сектор. В

него входят предприятия, капитал  которых полностью или частично принадлежит

государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые:

а) не получают от государства планов;

б) работают по рыночным законам;

в) вынуждены на равных условиях конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические  вопросы в основном решаются рынками. Они

же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем

часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с  помощью

командных механизмов в целях компенсации  некоторых слабостей рыночных

механизмов.

Если посмотреть на Беларусь, то мы увидим, что то, как у нас собирают налоги

–  это из административно-командной  системы, большинство сажают картошку

просто потому, что так надо –  это из традиционной системы, а частная

собственность – это из рыночной системы.

2. Модели экономических  систем

Американская  модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 2000-х гг. составила свыше 50% ВВП, причем более половины этих ассигнований направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социальное страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) — на государство.

Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорсйскос государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

В то же время, как показал конец 90-х годов, у южнокорейской и  японской моделей с их особенно сильным  государственным вмешательством в  рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к  мировым финансовым кризисам.

Китайская модель- в принципе не может быть отнесена к моделям, полностью основанным на рыночных началах. Это смешанная экономика с доминированием социалистических принципов государственного регулирования. Бурный приток иностранных инвестиций, развитие частной собственности и рыночных отношений — все это характерно для Китая. Однако огромную роль здесь играет развитый государственный аппарат, регулирующий большинство процессов экономической деятельности. Этой стране свойственна значительная региональная дифференциация в одних регионах развиваются новые рыночные предприятия, а другие по-прежнему живут в социалистическом режиме.

. Российская  модель переходной экономики

После длительного господства административно-командной  системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход  к рыночным отношениям.

 Исходные позиции для перехода  к рыночной экономике, сложившиеся  к концу 80-х гг. в России, в  целом были неблагоприятными  по следующим обстоятельствам  (объективные факторы):

 • крайне высокая (даже  для стран с административно-командной  системой) степень огосударствления  экономики, почти полное отсутствие  в то время легального частного  сектора при неуклонно расширявшейся  "теневой экономике";

 • длительное (на протяжении  жизни трех поколений) существование  принципиально нерыночной экономики,  что ослабляло хозяйственную  инициативу большинства населения  и порождало преувеличенное представление  о социальной роли государства;

 • крайне искаженная структура  национальной экономики, где ведущую  роль играл военно-промышленный  комплекс, а роль отраслей, ориентированных  на потребительский рынок, была  принижена;

 • неконкурентоспособность  преобладающей части отраслей  промышленности и сельского хозяйства.

 Все это было усугублено  отсутствием в обществе консенсуса  по поводу самого перехода  к рыночной системе, темпов  и конкретных способов этого  перехода, что вело к почти  непрерывному социально-политическому  кризису.

 Стратегическая цель переходного  периода в России - это формирование  эффективной рыночной экономики  с сильной социальной ориентацией.  Условиями создания такой экономики  являются:

 а) преобладание частной собственности;

 б) создание конкурентной  среды;

 в) эффективное государство,  обеспечивающее надежную защиту  прав собственности и создающее  условия для экономического роста;

 г) эффективная система социальной  защиты;

 д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.

 

Геополитические и исторические особенности

 Формирование современной рыночной  экономики в России происходит  в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.

 Характеризуя формирующуюся  в России модель рыночной экономики,  следует учитывать особую геополитическую  роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:

 • огромную роль государства  как регулятора экономики и  крупнейшего собственника;

 • неразвитость частной собственности,  прежде всего на землю;

 •отсутствие автономного от  государства гражданского общества:

 •неразрывную связь власти  и собственности;

 • слабость личной инициативы  при довольно сильных коллективистских  тенденциях.

 Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной  экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического  прошлого. Государство даже после  приватизации немалой части собственности  по-прежнему располагает мощным  государственным сектором в важнейших  отраслях хозяйства. Сохраняется  тесная связь политической власти  и собственности.

 Вместе с тем государство,  утратив в ходе приватизации  немалую часть прежних источников  доходов, сохранило непосильный  для него объем финансовых  обязательств, что обусловливает  затяжной кризис госбюджета.

Другие особенности экономического развития

 В России не возникало  взаимодействия и разграничения  функций между рыночными структурами  и государством, которые постоянно  конфликтуют друг с другом, усугубляя  кризисное состояние экономики.  В результате сложившиеся в  переходной экономике России  формы собственности заметно  отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

 Значительное влияние на  экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

 Наряду с неблагоприятным  в целом инвестиционным климатом  в стране ограничение конкуренции  обусловливает медленную структурную  перестройку экономики. Причем  начавшийся переход к открытой  экономике высветил неконкурентоспособность  подавляющего большинства отраслей  обрабатывающей промышленности  и вызвал новый перекос в  отраслевой структуре - в сторону  топливно-энергетического комплекса  и первичной переработки сырья  (металлургия и химия). Преодоление  неконкурентоспособности российской  экономики потребует длительного  времени, возможно, нескольких десятилетий.

 Переход к рыночным отношениям  в различных отраслях и сферах  российской экономики осуществляется  крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной  сфере и торговле происходит  быстрое приближение к уровню  стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве  в основном сохранились формы  организации производства, унаследованные  от административно-командной системы.

 Неравномерным является также  переход к рыночной экономике  в регионах России. Быстрее всего  этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге  и других крупных городах, где  широкое распространение получило  частное предпринимательство, тогда  как в отдаленных регионах  и сельской местности становление  рыночных отношений идет крайне  медленно.

 Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства "в тень" обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собственности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

 Чрезвычайно болезненные гигантские  социальные сдвиги, происходящие  в переходной экономике, вызывают  превращение немалой части населения  в маргиналов и люмпенов, которые  становятся легкой добычей криминальных  структур. В эту же сторону  толкает аномия, т.е. разрушение  прежних общественных ценностей,  не сопровождающееся быстрым  формированием новой законченной  системы ценностей. Фактическим  проявлением аномии в обществе  является рост преступности, в  том числе экономической.

 Характерные для России деспотизм  и отсутствие демократических  традиций порождали неуважение  к закону и недоверие к любой  власти. Немалую роль играет и  упоминавшийся антагонизм между  государством и предпринимательскими  структурами, ведущий к разрастанию  теневой экономики.

 На формирование рыночной  экономики в России оказывают  влияние такие факторы, как  склонность немалой части населения  к государственному патернализму (значительной роли государства  в перераспределении доходов  населения) и общественным формам  присвоения (бесплатному образованию,  медицинскому обслуживанию и  т.д.). Это ведет к сохранению  значительной экономической роли  государства в финансировании  социальных нужд и ограничению  рыночных факторов в социальной  сфере.

 Из сказанного следует, что  основанная на сильной регулирующей  роли государства российская  модель рыночной экономики опирается  на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства  обрабатывающих отраслей, неэффективность  сельского хозяйства, социальное  иждивенчество. Эти факторы в  современных условиях сдерживают  функции свободного рынка.

 Такая переходная экономика,  представляющая собой шаг вперед  по сравнению с административно-командной  системой, со временем должна  будет уступить место зрелой  рыночной системе.

Информация о работе Типы экономических систем