Теории потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение потребления как процесса удовлетворения потребностей основано на постулатах экономической теории. Но кроме экономической теории, проблематикой потребления занята также экономическая социология. Потребление традиционно рассматривалось либо как материальный процесс, укорененный в человеческих нуждах, либо как идеальная практика, укорененная в символах, знаках и кодах. В этом заключается основное различие между рассмотрением потребления в экономической теории и экономической социологии.

Файлы: 1 файл

теории потребеления.docx

— 80.86 Кб (Скачать)

Подводя итоги, можно говорить о том, что рассмотренные нами теории потребления находят яркое выражение в российской специфике. Также можно сказать, что современное российское общество потребления представляется нам неоднородным, соответственно выделяются сразу несколько моделей потребительского поведения, такие как: «демонстративное» потребление; потребление «знаков» или «символическое» потребление; потребление, связанное с ростом дохода; потребление в соответствии с модными тенденциями в обществе, а также культурное и рациональное. В ходе проделанной нами работы, можно утверждать и тот факт, что один индивид принимает для себя одновременно несколько моделей поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Поведение потребителей - относительно новая научно-прикладная дисциплина, возникшая на стыке экономики, социологии, менеджмента, маркетинга и психологии, постепенно вобрала в себя колоссальное количество методов не только из этих, но и многих других отраслей знаний.

Анализ литературы показывает, что в настоящее время экономистами и социологами продолжается фундаментальное  изучение теоретико-методологических основ поведения потребителей, и  фокусирование внимания на данной проблеме будет осуществляться и в перспективе  развития человеческой цивилизации. Проблема поведения потребителя на рынке  является ключевой.

Для более детального изучения потребительского поведения  было введено понятие модель потребления. Под моделями потребления понимается система, отражающая зависимость показателей  потребления товаров и услуг  от комплекса социально-экономических  факторов. В данной работе мы рассмотрели  основные модели потребления современной  экономической теории. Такие как: кейнсианская модель потребления, гипотеза «жизненного цикла» Ф. Модильяни  и гипотеза постоянного дохода М. Фридмана.

Согласно модели Кейнса, разработанной в 1930-е гг., основным фактором, определяющим динамику потребления, является располагаемый доход домашних хозяйств. Располагаемым называется доход, который получают после выплаты  налогов. Сохраняется та часть располагаемого дохода, которая остается после потребления. Общее потребление имеет тенденцию  к росту в связи с повышением дохода.

Суть гипотезы «жизненного  цикла» Ф. Модильяни заключается  в том, что потребители стремятся  так распределить покупки в течение  своей жизни, чтобы уровень потребления  был постоянным, а богатство было истрачено полностью в конце жизни. Модильяни обратил особое внимание на то, что уровень дохода колеблется на протяжении жизни человека и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок.

В модели М. Фридмана заложена идея Модильяни о стабильном уровне потребления и идея Фишера о межвременном потребительском выборе. В основе модели Фридмана лежит положение  о том, что потребитель формирует  свои расходы в зависимости от перманентного дохода.

Далее мы рассмотрели экономико-социологические  концепции потребления: классические и современные. Авторами классических концепций являются М. Вебер, Т. Веблен и Георг Зиммель. К современным  теоретикам относят Ж. Бодрийяра  и Пьера Бурдье.

Для экономической социологии потребление является как социальным, так и экономическим процессом. Вследствие чего, анализу подвергаются такие факторы, как мотивы действия, рациональность действий и «суверенитет»  потребителя. Потребление выполняет  развитые демонстрационные функции  обозначения и утверждения статусных  позиций, а также символические  функции, связанные с манипулированием знаками.

Далее мы выделили модели потребления, характерные для российского  потребителя изложили специфику  современного российского потребительского поведения.

В современном российском обществе потребитель принимает  несколько моделей поведения, таких  как: «демонстративное» потребление; потребление «знаков» или «символическое»  потребление; потребление, связанное  с ростом дохода; потребление в  соответствии с модными тенденциями  в обществе, а также культурное и рациональное.

На наш взгляд, мы выполнили  задачи и достигли поставленной цели в данной работе.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Городской средний класс в современной России. Аналитический доклад. [Электронный ресурс]  Режим доступа:  http://www.isras.ru/analytical_report_MiddleClass_1.html
  2. Гурова О. Ю. Социология моды: обзор классических концепций. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/12/19/1270386284/Gurova.pdf
  3. Девин И. М. Постмодернистский удел «экономического человека». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.economicarggu.ru/2008_4/5.shtml
  4. Ильин В. И. Анализ форм потребления. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=683
  5. Ильин В. И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000. С. 172
  6. Ковалева Н. А. Поведение российского потребителя. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/294/image/294_186-188.pdf
  7. Кравченко А. И. Социология Макса Вебера : труд и экономика. М.: На Воробьевых, 1997. С. 154
  8. Красова О., Петрова Ю. Милтон Фридман. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.litres.ru/uliya-petrova/olga-krasova/milton-fridmen
  9. Кузнецов Б. Т. Макроэкономика. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С. 179
  10. Н.Грегори Мэнкью. Макроэкономика. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://knigi-uchebniki.com/makroekonomika_711/milton-fridman-gipoteza-postoyannogo.html
  11. Наумов В. Н. Модели поведения потребителей в маркетинговых системах. Учебное пособие. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.finec.ru/materials_files/310055238.pdf
  12. Наумов В.Н. Поведение потребителей: Учебное пособие, СПб.: СПбГУЭФ, 2002. С. 89
  13. Сафарян А. В. Понятие «стиль жизни» в социологии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/3/Safarian
  14. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика.  Учебник для вузов - 6-е изд. М.: Высшее образование, 2006. С. 654

Информация о работе Теории потребления