Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 19:21, реферат
Сущность и виды государственного долга.
Причины возникновения государственного долга в Р
Формы и виды государственного долга.
Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). Следует отметить, что понятие государственного долга различными теоретиками дается различное. При этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия государственный долг применительно к конкретной стране следует искать, прежде всего, официального толкования этого понятия в различных нормативных правовых актах.
При этом в любом определении всегда присутствуют центральные исполнительные органы власти. Государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. Кроме того, госдолгом считаются долговые обязательства России перед:
Государственный долг подразделяется на:
Когда речь идет о государственном долге, применяют следующую терминологию:
В соответствии с Бюджетным кодексом в объем государственного внутреннего долга России включается основной долг, то есть номинальные суммы долга по государственным ценным бумагам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, полученным от бюджетов других уровней, по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Если возникает задержка с выплатой процентов по основной сумме госдолга, то долг государства не увеличивается на сумму невыплаченных процентов.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.
Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).
В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.
В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
За последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (государственный внешний и внутренний, внутренний корпоративный и корпоративный долг перед нерезидентами). Колоссальный рост его, уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного корпоративного долга обусловливают необходимость анализа его тенденции и динамики.
Что касается государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, то относительно ВВП он снижается.
1.2 Причины возникновения государственного долга в РФ
Причинами возникновения государственного долга являются:
1.3 Формы и виды государственного долга
В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав
государственного долга включаются:
В объем внешнего государственного долга включаются:
В объем внутреннего государственного долга включаются:
В некоторых случаях дополнительным критерием по разграничению государственного долга на внешний и внутренний может служить субъектный состав. Предоставление кредитных средств государству резидентами свидетельствует об образовании внутреннего долга, заимствование денежных средств у нерезидентов ведет к образованию внешнего долга.
По срокам государственные обязательства могут быть:
Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
2 Статистическое
изучение государственного
2.1 Анализ внешнего долга за период с 2010 по 2014гг
Внешний долг РФ вырос в 2010 году до 488,94 миллиарда долларов на 1 января 2011 года с 467,25 миллиарда долларов на 1 января 2010 года, свидетельствуют предварительные данные Банка России.
Таким образом, внешний долг страны увеличился на 15,7 миллиарда долларов, или 3,4%.
Наибольший вклад в увеличение внешнего долга внесли банки, которые в прошлом году, напротив, сократили внешнюю задолженность на 24,4%. Способствовали росту долга и органы госуправления, которые в прошлом году возобновили заимствования на внешнем рынке после более чем десятилетнего перерыва.
Исходя из того, что на 1января 2011 года внешний долг РФ составлял $488,94 млрд, получается, что за год он увеличился на 11,5%
Внешний долг России за прошедший год вырос на 15,4% — с 545,150 млрд долларов 1 января 2012 года до 623,963 млрд долларов на 1 января 2013 года. Об этом свидетельствуют данные Банка России.
Таким образом, внешний долг страны увеличился за 2012 год на 83,408 миллиарда долларов, или на 15,4%.
Внешний долг Российской Федерации на 01.01.2009г
Внешний долг Российской Федерации на 01.01.2010г
Внешний долг Российской Федерации на 01.01.2011г
Внешний долг Российской Федерации на 01.01.2012г
Внешний долг Российской Федерации на 01.01.2013г
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2014годах (на конец года) представлена в следующей таблице.
Таблица2(млрд. рублей)
2010 г. отчет |
2011 г. отчет |
2012 г. оценка |
2013 г. проект |
2014 г. проект | |
Государственный долг Российской Федерации |
3 233,1 |
4 158,2 |
5 699,3 |
7 743,0 |
9 624,7 |
% к ВВП |
8,3 |
9,3 |
10,7 |
13,2 |
14,8 |
% к предыдущему году |
128,6 |
137,1 |
135,9 |
124,3 | |
% к 2011 году |
135,9 |
168,9 | |||
в том числе: |
|||||
Государственный внутренний долг |
2 094,7 |
2 940,4 |
4 555,0 |
6 330,9 |
7 873,2 |
% к ВВП |
5,4 |
6,6 |
8,5 |
10,8 |
12,1 |
% к предыдущему году |
140,4 |
154,9 |
139,0 |
124,4 | |
% к 2011 году |
139,0 |
172,8 | |||
Государственный внешний долг*) |
1 138,4 |
1 217,8 |
1 144,3 |
1 412,1 |
1 751,5 |
% к ВВП |
2,9 |
2,7 |
2,2 |
2,4 |
2,7 |
% к предыдущему году |
107,0 |
94,0 |
123,4 |
124,0 | |
% к 2011 году |
123,4 |
153,1 |
Информация о работе Теоретические основы государственного долга