«Теневой» рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 05:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы: рассмотрение «теневого» рынка как фактор нарушения рыночного равновесия.
Задача: выявить экономическую оценку теневой нагрузки на федеральный бюджет России; разобрать влияние теневой экономики на рынок социальных услуг, на финансовый рынок, на рынок труда.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. « «Теневой» рынок»……………………………………………..4
1. Теневая деятельность на отраслевых товарных рынках….4
2. Обуздание «теневого» сектора……………………………..10
Глава 2. «Воздействие на теневой рынок»………………………………16
2.1. Воздействие на рынок социальных услуг…………………...16
2.2. Воздействие на рынок труда……………………………...….20
2.3. Воздействие на финансовый рынок………………………….26
Заключение………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

|                       |или эпизодической занятости, а также |                                          |работодателя                              |

|                       |при деятельности, не имеющей статуса |                                          |                                          |

|                       |«работы»                             |                                          |                                          |

|Выигрыш работодателя   |Приобретение необоснованных льгот в  |Экономия на оплате труда: прямая-за счет  |Экономия на налоговых отчислениях         |

|                       |диалоге с государством за счет       |относительно заниженного заработка        |                                          |

|                       |завышения численности работников или |«проблемного» контингента, косвенная-за   |                                          |

|                       |фальсификация их  социальной         |счет отсутствия отчислений в бюджет       |                                          |

|                       |специфики.                           |                                          |                                          |

|                       |Выстраивание неформальных сетей      |                                          |                                          |

|                       |посредством  фиктивного              |                                          |                                          |

|                       |трудоустройства «нужных» людей и их  |                                          |                                          |

|                       |окружения                            |                                          |                                          |

|Основной контингент    |Домохозяйки, нерегистрируемые        |Вынужденные мигранты, длительные          |Преимущественно работники частных         |

|                       |предприниматели, безработные,        |безработные, представители                |коммерческих предприятий                  |

|                       |льготные группы (инвалиды, трудные   |дискриминируемых групп (этнические и      |                                          |

|                       |подростки и т.д.) ,«нужные люди» и их|религиозные меньшинства и т.д.)           |                                          |

|                       |окружение                            |                                          |                                          |

 

[9. – с. 241-243]

 

       Значительный сегмент теневого рынка труда представляет собой нерегистрируемое предпринимательство. В этом случае не оформляются контрактом отношения ни с работниками, ни с государством. Впрочем, во многих случаях отношения найма здесь вообще отсутствуют, поскольку мы имеем дело с индивидуальным нерегистрируемым предпринимательством, или теневой самозанятостью.

              Если государство взвинчивает цену легальной защиты прав собственности до недопустимого многим уровня, не обладая при этом достаточной силой принуждения, можно с уверенностью прогнозировать, что сфера нерегистрируемого предпринимательства будет расширяться. Ибо в его основе лежит не маниакальное стремление обойти закон, а высокие барьеры входа в легальное пространство. Не имея возможности защищать свои прва собственности по закону, мелкие предприниматели создают альтернативную систему внеправовых норм, которые до некоторой степени регулируют социальные отношения и частично компенсируют отсутствие правовой защиты.  Процесс расширения внелегального общества неизбежно ведет к сжатию общества подзаконного.

 

        3. Воздействие на финансовый рынок

       Для определения теневой нагрузки на бюджет страны получим отношение доли теневой экономики ВВП в денежном выражении к суммарной доходной части бюджета страны. Этот показатель назовем «теневой нагрузкой на бюджет», он определяет долю теневого сектора экономики, приходящуюся на 1 рубль доходной части федерального бюджета. Для расчета этого показателя сведем необходимые данные консолидированного бюджета страны в таблицу 4.

       Данные консолидированного бюджета в период с 1995 г. по 2000 г.

                                                                                                              Таблица 4

|показатели                        |1995 г.        |1996 г.           |1997 г.           |1998 г.           |1999 г.        |2000 г         |

|ВВП страны, всего за год, млн руб.|               |                  |                  |                  |               |               |

|(до 1998 г. – трлн руб.)          |1540           |2146              |2470              |2741              |4757           |7063           |

|Доля теневой экономики России, по |               |                  |                  |                  |               |               |

|оценке МВД, % от ВВП              |40             |45                |48                |50                |45             |40             |

|Доходная часть консолидированного |               |                  |                  |                  |               |               |

|бюджета страны, млн руб. (до 1998 |437,0          |558,5             |711,6             |686,8             |1213,6         |2079           |

|г. – трлн руб.)                   |               |                  |                  |                  |               |               |

|Дефицит (профицит) бюджета страны,|               |                  |                  |                  |               |               |

|млн руб. (до 1998 г. – трлн руб.) |-49,1          |-94,2             |-127,9            |-155,3            |-44,4          |207,4          |

 

[5. – с. 20]

       Из таблицы видно, что ВВП страны с каждым годом увеличивается, а в след за ним  увеличивается и доля теневой экономики.

       Произведя расчет показателей за 6 лет, в период с 1995 г. по 2000 г., обнаруживаем динамику теневой нагрузки на бюджет страны, представленную на рис. 1.

               [pic]

        Теневая нагрузка  на бюджет страны росла до 1998 года, где достигла своего пика и составила 1,9 руб. на 1 руб. доходной части бюджета. Этот рост объясняется увеличением доли теневой экономики в процентах от ВВП страны. С 1998 г. по 2000 г. происходило обратное явление, т.е. доля теневой экономики в процентах от ВВП уменьшалась, и теневая нагрузка на бюджет также сокращалась. В 2000 году она составила 1,2 руб. на 1 руб. доходной части бюджета страны.

       Система национального счетоводства (СНС) – это макростатистическая модель рыночной экономики. В ней отражается экономическое поведение всех субъектов хозяйственной деятельности, их взаимоотношения и результаты хозяйствования в рамках национальной экономики. Теневая экономика – это часть национальной экономики, и поэтому она должна быть полностью представлена в этой модели. СНС используется в 150 странах мира и является основой для международных сравнений. СНС представляет собой систему взаимосвязанных балансовых счетов, каждая из которых отражает результаты и структуру отдельных стадий образования продуктов и движения стоимости.

       Отправным пунктом для расчета теневых потоков является Счет производства, в котором отражаются собственно производственные процессы: выпуск товаров и услуг, промежуточное потребление и валовая добавленная стоимость.

       В международной экономической практике основным методом расчета ВВП выступает метод «конечного использования», на данные об использовании доходов. Однако между информацией о производстве ВВП и его использовании находятся стадии движения доходов, отражаемые в Счетах образования и распределения доходов.

       ВВП, созданный в сфере производства товаров и услуг, должен быть распределен между участниками производственного процесса. Это оплата труда наемных работников, налоги на производство импорт, получаемые бюджетами всех уровней, и прибыль от предпринимательской деятельности. Наличие теневого ВВП приводит к образованию теневых первичных доходов в виде теневой заработной платы теневой прибыли.

       Структура теневого ВВП на этой стадии представлена на рис. 2

       Процент теневого ВВП распределяется на группу: оплату труда – 25%, укрываемые налоги на производство и импорт – 14,6%, прибыль – 60,4%. Данная структура отражает сущность теневой деятельности: «уход» от налогов и погоня за прибылью. В общем теневом ВВП налоги составляют только 14,6%, тогда как прибыль приходится более 60%.

 

       [pic]

       На теневое использование расходуются не только эти суммы. Юридические и физические лица получают доход от собственности, т.е. доход, не связанный с производственной деятельностью. Это, прежде всего доходы от собственности на финансовые и другие активы: вклады, ценные бумаги, ссуды; дивиденды и изъятие доходов корпораций; рента и др. все перечисленные элементы доходов от собственности могут как передаваться за рубеж, так и поступать из-за рубежа. Именно это движение активов учитывается в Счете распределения доходов. В названном счете присутствует статья «текущие трансферты, полученные от «остального мира» или переданные ему». В нее включаются текущие налоги на доходы и богатство, отчисления на социальное страхование, социальные пособия и другие текущие пособия. В целом по России это несущественная цифра, и поэтому в ней не выделяли теневую составляющую. Счет распределения доходов и все последующие счета разработаны только по экономике в целом, так как доходы от собственности вообще, и теневые доходы в частности, крайне сложно распределить по отраслям экономики.

       Первые три статьи этого Счета повторяют показатели счета образования доходов, но с некоторой корректировкой. Она заключается в том, что Госкомстат России исключает из валовой прибыли официально определяемую теневую оплату труда (в 2002 г. это 1249 млрд. рублей) и добавляет ее к статье «Оплата труда».

       Для определения теневой составляющей по доходам от собственности использовали информацию экспертов и выполнили проверку ее значений через соотношения теневых составляющих и официального сектора по основным макропоказателям. В результате теневая составляющая по доходам, полученным от «остального мира», составила 86,5 млрд. рублей, а переданным ему – 161,7 млрд. рублей.

       Важнейшая статья этого счета - «Валовой национальный располагаемый доход» (ВНРД). Именно этот показатель в последующем распадается на конечное потребление и валовое сбережение. По нашим расчетам, теневая составляющая ВНРД равна 2432,6 млрд. рублей. Под конечным потреблением понимается стоимость товаров и услуг, использованных непосредственно для индивидуальных и коллективных потребностей людей. Оно охватывает потребительские расходы различных групп потребителей, расходов государственных учреждений и общественных организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Основной частью конечного потребления служат расходы домашних хозяйств. Вычленить из них ту часть, которая формируется за счет теневых составляющих, невозможно. Поэтому на данной стадии «Валовые сбережения» показываются как единая сумма, соединяющая официальную и теневую компоненты. Если принять во внимание официальные данные по конечному потреблению – 7397,1 млрд. рублей, то валовые сбережения в экономике России 2002 г. составили 5540,7 млрд. рублей. Если из этой суммы вычесть величину официальных валовых сбережений – 3327,9 млрд. рублей, то можно предположить, что теневые сбережения – 2212,8 млрд. рублей, то есть более 66 % от их официальной величины.

       Данные экспертного опроса позволили определить важнейшие каналы использования теневых доходов:

       - теневое накопление основных и оборотных фондов-880,6 млрд. рублей;

       - теневые доходы в приросте ценностей-445,2 млрд. рублей;

       - во вкладах-394,1 млрд. рублей;

       - в приросте денег на руках-430,3 млрд. рублей;

       - в кредитах-272,5 млрд. рублей.

      Одной из наиболее значимых статей СНС и важнейшим макроэкономическим показателям является статья «Чистые кредиты или долги нации». Если бы реальная экономика использовала весь объем выявленных средств, то Россия могла бы только по результатам функционирования экономики за один анализируемый год предоставлять кредитов на сумму 1535,4 млрд. рублей.

      В наших расчетах не отражены теневые потоки финансовых инструментов. Для их определения необходим Финансовый счет. Его, к сожалению, для России не публикуют.

      Теневая деятельность в России включает в свой «водоворот» не только неформальные группировки, но и административно-управленческие структуры, становясь все более коррумпированной. Система «крыш» - это форма монополизма в условиях рыночных отношений. «Крыши» делят между собой тот или иной рынок. Это неформальные или формальные группировки, осуществляющие контроль над определенными сегментами рынка. Экономический смысл деятельности «крыш» - поддержание достаточно высокого уровня цен и прибыли за счет ограничения числа допущенных участников.

      Роль отдельных структур очевидна. К тому же следует принять во внимание и интеграцию некоторых из них. Во многом этому способствуют процессы становления новых корпораций, в рамках которых консолидируется банковский, промышленный и нередко торговый капитал, который открывает дополнительные возможности для осуществления переброски финансовых ресурсов между подконтрольными фирмами.

 

Заключение

 

      Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

      Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.

      Сегодняшняя экономическая политика по отношению к предпринимателю выражена очень просто: “Мы тебя будем давить, а ты выживай как хочешь”. Поэтому предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.

Информация о работе «Теневой» рынок