«Теневая» экономика: сущность, причины и перспективы эволюции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Теневая экономика – это сложные социально-экономические процессы и явления, охватывающие всю систему экономических отношений не контролируемых обществом, экономических структур, скрываемых от органов государственного управления и контроля. Эти хозяйствующие субъекты используют государственную, негосударственную и криминально наживную собственность в целях извлечения сверхдоходов для удовлетворения личных и групповых потребностей.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Сущность и источники теневой экономики.
& 1. Сущность теневой экономики и ее виды.
& 2. Источники теневой экономики.
Глава 2. Теневое предпринимательство в переходной экономике.
& 1. Теневое предпринимательство. Воздействие теневого
предпринимательства на экономику страны в целом.
& 2. Сфера деятельности организованной преступности.
Глава 3. Экономико-правовое содержание налоговых правонарушений.
& 1. Налоговое правонарушение и какова его сущность.
& 2. Способы уклонения от налогов.
Заключение.
Библиографический список.
Приложение.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономике.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

       К ней относятся все виды деятельности, полностью исключенные из официальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с ней, разрушающими ее:

1) хищения;

2) корыстные должностные и хозяйственные преступления;

3) наркобизнес;

4) азартные игры;

5) проституция;

6) грабежи, разбои, кражи личного  имущества;

7) вымогательство (рэкет) и т.п.

       Таким образом, к теневой экономике относятся разнообразные виды хозяйственной деятельности, приносящие нетрудовые доходы. Теневая экономика имеет два основных признака (нелегальная деятельность и нетрудовые доходы), которые непосредственно взаимосвязаны.

 

 

 

 

 

Глава 2. Теневое предпринимательство в переходной экономике.

        & 1. Теневое предпринимательство. Воздействие теневого  

                 предпринимательства на экономику  страны в целом.

       Предпринимательская деятельность предполагает функционирование законов, регулирующих финансово-кредитную и валютную политику, инвестиции, налогообложение, структурную перестройку экономики, становление и развитие инфраструктуры рынка (биржи, коммерческие банки, страховые компании, аудиторские фирмы и др.). Независимо от организационно-правовой формы предприятия при оценке перспектив развития предпринимательства следует придерживаться критериев, выработанных мировой практикой бизнеса.

       При организации предпринимательской деятельности люди сталкиваются с большими трудностями при открытии счетов в банке. Бюрократический аппарат поставил много преград, преодолеть которые, не вступая в криминальные экономические отношения, не под силу многим предпринимателям. К этому добавляют бюрократический рэкет в процессе контроля за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов.

       Предпринимателям стало сложно решать многие хозяйственные вопросы, они вынуждены войти в криминальные отношения с коррумпированными чиновниками и с уголовными элементами.

       Отрицательное отношение общества к доходам от теневой экономической деятельности требует усиления государства на обеспечение законности и безопасности в сфере экономики.

       Теневое предпринимательство затрагивает практически все общественные производственные структуры, всю систему экономических отношений, все фазы воспроизводства. Сюда относятся не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление экономических благ и услуг; скрываемые от органов государственного управления социально-экономические отношения между физическими и юридическими лицами по использованию государственной и негосударственной собственности в корыстных личных и групповых интересах. Теневое предпринимательство несет в себе негативные и преступные начала, в то же время это и определенная совокупность общественных производственных отношений, т.е. теневая экономика.

       Незаконное предпринимательство – преступление в сфере экономической деятельности. С объективной стороны, это осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, без специальных разрешения (лицензии) или с нарушениями условий лицензирования.

       Теневое предпринимательство двояко воздействует на экономику: не приемлет законов цивилизованного рынка и в этом понимании становится мощным тормозом на пути его развития; дельцы теневого бизнеса заставляют общество быстрее переходить на рыночные отношения.

       Каждый из рассмотренных типов теневой экономики рожден определенными нуждами теневой предпринимательской деятельности, направленной на извлечение и присвоение сокрытой от общества прибыли.   Прибыль от теневого бизнеса превращается в доходы предпринимательской деятельности и коррумпированных чиновников, дельцов уголовных структур, что наносит значительный экономический ущерб государству, бюджету и негативно воздействует на социальные отношения людей, подрывая моральные и нравственные устои общества.

       Сегодня ни одно решение в предпринимательской деятельности, ни одна хозяйственная практически не обходятся без мзды. Взяточничество стало распространенным явлением в экономических отношениях по вертикали.    Приобрел широкие масштабы бюрократический, чиновничий рэкет, изменилась структура взяткодателей и ее получателей. По горизонтали появился и распространился уголовный рэкет как форма реализации теневого экономического предпринимательства, обмен материально-денежного содержания на своеобразную эквивалентную услугу (охрану от конкурентов, других рэкетиров, сохранение и завоевание экономического пространства, выжимание долгов и многое другое).

       & 2. Сфера деятельности организованной преступности.

       Организованная преступность активно действуют в различных отраслях экономики, внедрилась в различные сферы общественной жизни (рис. 3).

       Изменилась структура хищений государственной и негосударственной собственности. Традиционные формы этого правонарушения расширились за счет новых, прежде всего связанных с разгосударствлением и приватизацией форм собственности. Чиновничья номенклатурная приватизация позволила растащить государственную собственность представителям номенклатуры, теневым капиталистам, директорскому корпусу и криминальным структурам через различные формы акционирования и выкупа.

       Меняется структура теневых видов предпринимательства. Расширяется наркобизнес, медленно легализуются азартные игры, усиливается сутенерство и т.д.

       Формы криминального предпринимательства начинают занимать одно из ведущих мест в структуре теневой экономики.

       Все больше отраслей и производств уходят в тень, осуществляя экономическую деятельность вне контроля со стороны государства, не вступая в экономические отношения как субъекты хозяйствования.

       Возникновение новых хозяйственных структур основывается на подпольных капиталах, отмываемых через законные экономические структуры. Неформальные экономические отношения между фирмой, предприятием, предпринимателем, с одной стороны, и банком – с другой, зачастую превращаются в криминальные.

       Самыми широкораспространенными формами теневых криминальных экономических отношений стали сокрытие предпринимательской деятельности и доходов от нее, неуплата налогов.

       Представленные законодательством возможности легализации многих видов теневого бизнеса не получили распространения, т.к. лишали возможности получения сверхдоходов. И подобное положение сохранится, пока будет существовать жесткий пресс налогообложения.

       Легализация теневого бизнеса для предпринимателей с криминальной установкой и уголовным прошлым практически невозможна. Правила криминального экономического поведения субъектов хозяйствования распространяются и на законопослушных предпринимателей, вынужденных вести свою деятельность в соответствии с криминальными нормами. Здесь нужны иные формы воздействия, прежде всего экономические, точнее, экономико-правовые.

       Таким образом, теневой бизнес стал тем стержнем, на котором сформировались современная криминальная структура (уголовная преступность) и коррумпированные государственные чиновники. Теневой финансовый капитал с его мощной ресурсной базой подчинил себе  уголовный элемент и привлек на свою сторону значительные силы бюрократического аппарата, создав сплоченные организованные преступные группы. Сращивание этих сил создано в обществе такую систему специфических криминальных экономических отношений, которые стали способны определять и регулировать значительную часть общественных процессов в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экономико-правовое содержание налоговых правонарушений.

        & 1. Налоговое правонарушение и какова его сущность.

       Налоговое правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие, которое нарушает права и законные интересы участников налоговых отношений и за которое установлена юридическая ответственность.

       К налоговым относятся правонарушения, касающиеся налоговой системы непосредственно.

       Можно выделить несколько групп налоговых правонарушений:

  1. правонарушения против системы налогов;
  2. правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;
  3. правонарушения против использования доходной части бюджетов;
  4. правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщиков;
  5. правонарушения против контрольных функций налоговых органов;
  6. правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и налоговой отчетности;
  7. правонарушения против обязанностей по уплате налогов.

       Налоговые правонарушения в последнее время выходят на одно из первых мест среди различных видов экономических правонарушений.

       Причины, вызвавшие резкий рост налоговой преступности:

  1. налоговые нарушения трудно обнаруживаются;
  2. за совершение налогового правонарушения виновного трудно привлечь к ответственности.

       Теневой бизнес, если его отделить от незаконной по своему характеру деятельности, подразумевает умысел на сокрытие от уплаты налоговых, таможенных и других платежей.

       Существуют различные способы уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей:

  1. сокращение субъектов налогообложения (ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензирования, в т.ч. с использованием подложных документов фиктивных фирм, неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухучете, уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки, ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений без проводки по своим бухгалтерским счетам и др.);
  2. занижение объектов налогообложения (внесение в бухгалтерские документы искаженных данных, отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета, создание неучтенных излишков продукции путем необоснованного списания и др.);
  3. сокращение средств от уплаты налогов при наличии недоимки или с целью неуплаты текущих налогов (создание дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в т.ч. на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета предприятия и др.);
  4. неуправляемое использование льгот (ведение основного вида деятельности под видом льготного, включение в штат неработающих пенсионеров, инвалидов и др.);
  5. занижение налога на прибыль (неравномерное отнесение расходов на финансовые результаты предприятия, искусственное увеличение фонда заработной платы за счета завышенной численности работников, завышение внереализационных расходов и др.);
  6. уклонение от утраты акцизов (внесение в технологию производства подакцизной продукции незначительного изменения с целью вывода ее из-под налогообложения, но фактического использования в том же порядке);
  7. уклонение от утраты или занижение НДС (неначисление НДС по взаиморасчетам и бартеру, завышение в налоговых декларациях сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета, и др.);
  8. уклонение от утраты подоходного налога (получение крупных материальной помощи, персонального вознаграждения или безвозвратной ссуды, непредставление или искажение данных в декларации о совокупном годовом доходе и др.).

       Сокрытие операций от контроля со стороны налоговых органов может происходить путем маскировки этих операций под видом другой деятельности, для которой представлены льготы или которая регулируется иным законодательством. В таком случае учитывается совсем не та операция, которая имела место на самом деле.

       Юридический состав налогового правонарушения включает в себя следующие элементы: объективную сторону правонарушения, объект, субъективную сторону правонарушения, субъект. Юридическим составом охватывается еще один компонент – юридическая ответственность в виде санкций (неблагоприятных последствий) за совершение правонарушений.

       Объективную сторону правонарушения образует противоправное деяние, которое может выражаться в виде действия (например, ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие доходов за проверяемый период) или в виде бездействия (например, непредставление в налоговый орган документов необходимых для исчисления, а также для уплаты налогов).

       Объектом налогового правонарушения являются налоговые правоотношения, на которые посягает правонарушитель, т.е. «общественные отношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, объединенных в единую налоговую систему РФ, и урегулированные нормами налогового права…».   При налоговом правонарушении не исполняются или не надлежащим образом исполнения обязанности, нарушаются права участников налоговых отношений, которые (обязанности и права) и составляют основное содержание налогового правоотношения.

       Субъективная сторона налогового правонарушения выражается в виновности. Применительно к конкретному правонарушению предусматривается умысел либо неосторожная форма вины.

       Субъектами налоговых правонарушений могут быть налогоплательщики, третьи лица, налоговые органы.

       Согласно ст. 106 Налогового кодекса (НК) РФ налоговым правонарушителем признается виновно совершенное налогоплательщиком противоправное деяние, за которое установлена ответственность.

       Законодатель выделяет следующие признаки налоговых правонарушений:

  1. виновность (умысел и неосторожность);
  2. противоправность (нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия и бездействия);
  3. его наказуемость (НК РФ установлена ответственность).

       Только наличие всех перечисленных признаков позволяет квалифицировать деяние как правонарушение, что является основанием для привлечения его субъекта к установленной Кодексом ответственности.

Информация о работе «Теневая» экономика: сущность, причины и перспективы эволюции