Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование теневой экономики России как явления, изучить социально-экономические последствия и исследовать возможные методы борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть сущность, структуру и виды теневой экономики
• Ознакомиться с основными причинами возникновения теневой экономики в России
• Выявить макроэкономические последствия в России
• Проанализировать масштабы и основные сферы теневой экономики в России
• Рассмотреть плюсы и минусы теневой экономики
Введение 3
Глава 1. Понятие теневой экономики 5
1.1. Определение и сущность теневой экономики 5
1.2. Структура теневой экономики 8
Глава 2. Особенности теневой экономики в России 11
2.1. Причины возникновения теневой экономики 11
2.2. Последствия теневой экономики 12
2.3. Плюсы и минусы теневой экономики 13
2.4. Масштабы теневой экономики 14
2.5. Наиболее значимие сферы теневой экономики 18
Глава 3. Борьба с теневой экономикой 20
Рекомендации по борьбе с теневой экономикой 25
Заключение 26
Библиография 28
Таб. 4. Рейтинг стран по размеру
теневой экономики в % от ВВП, 2008 – 2012 гг.
(http://www.econ.jku.at/
Исходя из данных, наглядно видно, что самую малую теневую экономику имеет США. Среднее значение в период 2008-1012 г. составляет только 7,2% ВВП. Сдхвейцария тоже имеет относительно небольшую долю экономической активности в тени – 7,8% ВВП в 2011г. и 7,9% в среднем за пять лет. В десятку самых «чистых» стран мира вошли также Австрия, Люксембург, Япония, Британия, Голландия, Новая Зеландия. Самые высокие показатели, по мнению Фридриха Шнайдера - у Болгарии со средним показателем за 2008-2012 год - 32,3% ВВП.
Говоря о России, по данным Росстата доля теневой экономики в России на 2009 год составляла 16% ВВП, и в последующие года не сильно отличалась. Например, в 2010 году удельный вес составлял 15,5% ВВП, и в следующем, 2011 году - 16% ВВП, с участием, в темной сфере, порядка 13 миллионов человек (18% активного населения страны) и доход от деятельности за 2011 год составлял порядка 7 трлн. рублей.
Страна |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Среднее за |
Россия |
16 |
15,5 |
16 |
15% |
15,63% |
Занимая такую позицию, Россия имеет не плохой показатель среди рейтинга стран. Однако необходимо учитывать, что цифра Росстата не учитывает доходы от незаконной деятельности например, торговли наркотиками и контрафактным товаром, «подработки» в нескольких местах без уплаты налогов, уход от. Взятки и последующая их легализации через инвестиции, ценные бумаги; массовая торговля краденым, в том числе сдача в пункты приема ворованного металла.
По имеющим данным, составим динамику роста в период времени с 2009 по 2011 год по России:
Таб. 5 Динамика роста тени в России в период времени с 2009 по 2012 г.
Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими факторами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная торговля, скрытая безработица, коррупция.
Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. Так, по разным оценкам, если в строительстве на теневой сектор приходится около 10% деятельности, то в торговле этот показатель порой превышает 50%. Более подробно, это будет рассматриваться в следующем разделе.
Еще одной чертой нынешней
теневой экономики в России стало
широкое распространение
В условиях экономического кризиса теневая экономика в России имеет устойчивую тенденцию к росту.
Если бы экономика не уходила в тень, то ВВП существенно бы увеличилось.
По данным, обнародованным Всемирным Банком (ВБ) в 2010 г., в России на теневую экономику приходится около 48,6% ВВП. В регионах же этот показатель колеблется в пределах 20-50% ВРП (Валовой региональный продукт).
Впрочем, показатели международных
организаций, данные официальной статистики
и отчёты специалистов рынка всегда
расходились. Действительно, дать объективную
оценку масштабам Российской теневой
экономики непросто. Известно, что
в скрытом секторе
Таб. На диаграмме показаны сферы,
которые задействованы в
По общемировым объёмам
теневой экономики большая
Вообще же теневой экономикой
можно считать любую
Существует специально разработанная методика оценки теневой экономики. Согласно ей, неофициальный сектор включает в себя следующие виды деятельности:
— скрытая, т.е. законодательно разрешённая, но официально не учитываемая деятельность. Может осуществляться с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов.
— неформальная - законодательно разрешённая, но не учитываемая деятельность неформальных структур.
— нелегальная - законодательно запрещённая деятельность (проституция, контрабанда, незаконная продажа оружия).
Как показывает практика, большую часть теневого сектора составляет именно неформальная экономика.
ГЛАВА 3. Способы борьбы с теневой экономикой в России
Проблема теневой экономики для России стала тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Необходимо подчеркнуть, что успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, что достижимо только при высоком уровне доверия граждан к государственным органам управления и властям.
Экономическая безопасность страны рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также реализацию национально-государственных интересов.
Значимость макроэкономических
аспектов экономической безопасности
заметно повышается в условиях крупных
национально-государственных
Говоря о том, с чем нужно бороться и исправлять в первую очередь, можно оценить в следующих направлениях:
Особое место в теневой экономике занимает легализация доходов. Масштабы отмывания преступных доходов, подрывают стабильность финансово-экономических систем и напрямую угрожают национальной безопасности государства. Вовлеченность ряда банков в сомнительные операции подрывает репутацию всей российской банковской системы, снижает уровень доверия к ней как внутри страны, так и за рубежом. По оценке председателя Банка России Сергея Игнатьева, объем фиктивных операций, проводимых через банковскую систему, составляет примерно треть государственного бюджета России. Поэтому тема борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем, и финансированием терроризма является сегодня приоритетом как России, так и мирового сообщества. Лишение преступников и террористических организаций финансовых активов позволяет избежать огромных материальных убытков.
Несмотря на то, что в государстве есть свои "темные" стороны, оно все же пытается бороться с теневой экономикой. В связи с этим, можно выделить основные направления государственного воздействия на теневую экономику:
1) Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Важными элементами применительно к теневой экономике являются:
2) Хозяйственное законодательство создает определенные стимулы для развития добросовестной хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушения. Важными элементами являются:
3) Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан. Важными элементами социальной политики государства являются:
4) Отношения с бизнесом подразумевают создание равных условий конкуренции для всех участников рынка и поддержку. Самым важным принципом является:
5) Карательная функция направлена на борьбу с криминальной экономикой. Подразумевает ужесточение мер применительно для:
6) Воспитательная функция связана с культурными изменениями. Важными элементами являются:
7) Сотрудничество
с институтами гражданского
8) Сотрудничество с международными организациями позволяет проводить согласованную политику в мировом масштабе, с такими организациями, как: Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Интерпол. К основным элементам международного сотрудничества относятся:
В России существуют следующие службы и организации по борьбе с теневой экономикой:
Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Росфинмониторинг создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.03.2004.
У Росфинмониторинга существует соглашение с Центробанком о предоставлении информации. Согласно Федеральному закону информацию также обязаны предоставлять все коммерческие, кредитные и не кредитные учреждения, включая казино и почтовые службы. За годы работы Росфинмониторинга с правоохранительными органами определены типологии, которые могут использоваться по отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, что существенно облегчает расследование и возможность вовремя пресекать финансовые махинации.
В 2002г. Россия вступила в группу «Эгмонт», в которую входит 101 государство, имеющие органы, подобные Росфинмониторингу.