Теневая экономика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование теневой экономики России как явления, изучить социально-экономические последствия и исследовать возможные методы борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть сущность, структуру и виды теневой экономики
• Ознакомиться с основными причинами возникновения теневой экономики в России
• Выявить макроэкономические последствия в России
• Проанализировать масштабы и основные сферы теневой экономики в России
• Рассмотреть плюсы и минусы теневой экономики

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие теневой экономики 5
1.1. Определение и сущность теневой экономики 5
1.2. Структура теневой экономики 8
Глава 2. Особенности теневой экономики в России 11
2.1. Причины возникновения теневой экономики 11
2.2. Последствия теневой экономики 12
2.3. Плюсы и минусы теневой экономики 13
2.4. Масштабы теневой экономики 14
2.5. Наиболее значимие сферы теневой экономики 18
Глава 3. Борьба с теневой экономикой 20
Рекомендации по борьбе с теневой экономикой 25
Заключение 26
Библиография 28

Файлы: 1 файл

Tenevaya ekonomika_Kursovik.docx

— 162.78 Кб (Скачать)

Таб. 4. Рейтинг стран по размеру теневой экономики в % от ВВП, 2008 – 2012 гг. (http://www.econ.jku.at/members/Schneider/files/publications/2012/ShadEcEurope31.pdf, 2012) (http://www.visaeurope.com/idoc.ashx?docid=4d53b726-cd71-4ba5-a50b-735d11ca4075&version=-1, 2012 )

Исходя из данных, наглядно видно, что самую малую теневую  экономику имеет США. Среднее  значение в период 2008-1012 г. составляет только 7,2% ВВП. Сдхвейцария тоже имеет  относительно небольшую долю экономической  активности в тени – 7,8% ВВП в 2011г. и 7,9% в среднем за пять лет. В десятку  самых «чистых» стран мира вошли  также Австрия, Люксембург, Япония, Британия, Голландия, Новая Зеландия. Самые высокие показатели, по мнению Фридриха Шнайдера - у Болгарии  со средним показателем за 2008-2012 год - 32,3% ВВП.

Говоря о России, по данным Росстата доля теневой экономики в России на 2009 год составляла 16% ВВП, и в последующие года не сильно отличалась. Например, в 2010 году удельный вес составлял 15,5% ВВП, и в следующем, 2011 году - 16% ВВП, с участием, в темной сфере, порядка 13 миллионов человек (18% активного населения страны) и доход от деятельности за 2011 год составлял порядка 7 трлн. рублей.

Страна

2009

2010

2011

2012

Среднее за  
2009-2012

Россия

16

15,5

16

15%

15,63%


 

Занимая такую позицию, Россия имеет не плохой показатель среди  рейтинга стран. Однако необходимо учитывать, что цифра Росстата не учитывает  доходы от незаконной деятельности например, торговли наркотиками и контрафактным  товаром, «подработки» в нескольких местах без уплаты налогов, уход от. Взятки и последующая их легализации  через инвестиции, ценные бумаги; массовая торговля краденым, в том числе сдача в пункты приема ворованного металла.

По имеющим данным, составим динамику роста в период времени с 2009 по 2011 год по России:

Таб. 5 Динамика роста тени в России в период времени с 2009 по 2012 г.

Особенность и уникальность российской теневой экономики связана  с такими факторами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная  бухгалтерия, челночная торговля, скрытая  безработица, коррупция.

Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных  отраслях. Так, по разным оценкам, если в строительстве на теневой сектор приходится около 10% деятельности, то в  торговле этот показатель порой превышает 50%. Более подробно, это будет рассматриваться  в следующем разделе.

Еще одной чертой нынешней теневой экономики в России стало  широкое распространение скрытой  занятости. Согласно исследованиям, 27% трудоспособных россиян (21 млн человек) имеют не официальную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть – в розничной торговле, а оставшиеся – в челночном  бизнесе.

В условиях экономического кризиса теневая экономика в  России имеет устойчивую тенденцию  к росту.

2.5.  Наиболее значимые сферы теневой экономики

Если бы экономика не уходила в тень, то ВВП существенно  бы увеличилось.

По данным, обнародованным Всемирным Банком (ВБ) в 2010 г., в России на теневую экономику приходится около 48,6% ВВП. В регионах же этот показатель колеблется в пределах 20-50% ВРП (Валовой  региональный продукт).

Впрочем, показатели международных  организаций, данные официальной статистики и отчёты специалистов рынка всегда расходились. Действительно, дать объективную  оценку масштабам Российской теневой  экономики непросто. Известно, что  в скрытом секторе задействовано:

  • 34,3% всей торговли,
  • 10,1% — строительства,
  • 9,2% — транспорта и связи,
  • 8,9%—обрабатывающего производства,
  • 4,6%—коммунальных,социальных и персональных услуг,
  • 3,2% — рынка недвижимости
  • 2,3% — гостиниц и ресторанов.
  • Наибольшую долю имеет сельскохозяйственная отрасль и составляет 90%. Она практически вся работает в тени.

Таб. На диаграмме показаны сферы, которые задействованы в теневом  секторе, и их процентное соотношение.

 

По общемировым объёмам  теневой экономики большая часть  выручки приносит продажа героина, торговля женщинами, продажа контрафактной  продукции и огнестрельного оружия.

Вообще же теневой экономикой можно считать любую экономическую  деятельность, которая не учитывается  и не контролируется со стороны государства. В принципе таковым является и  предпринимательство, которое скрывает реальные доходы и уклоняется от уплаты налогов.

Существует специально разработанная  методика оценки теневой экономики. Согласно ей, неофициальный сектор включает в себя следующие виды деятельности:

— скрытая, т.е. законодательно разрешённая, но официально не учитываемая  деятельность. Может осуществляться с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов.

— неформальная - законодательно разрешённая, но не учитываемая деятельность неформальных структур.

— нелегальная - законодательно запрещённая деятельность (проституция, контрабанда, незаконная продажа оружия).

Как показывает практика, большую  часть теневого сектора составляет именно неформальная экономика.

 

ГЛАВА 3. Способы  борьбы с теневой экономикой в  России

Проблема теневой экономики  для России стала тяжелой системной  проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Необходимо подчеркнуть, что успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, что достижимо только при высоком уровне доверия граждан к государственным органам управления и властям.

Экономическая безопасность страны рассматривается как важнейшая  качественная характеристика экономической  системы, определяющая ее способность  поддерживать нормальные условия жизнедеятельности  населения, обеспечение ресурсами  народного хозяйства, а также  реализацию национально-государственных  интересов.

Значимость макроэкономических аспектов экономической безопасности заметно повышается в условиях крупных  национально-государственных изменений  и винить государство в существовании  теневой экономики - бессмысленно. Однако именно на государстве лежит ответственность  за то, что она разрастается порой  до крупных масштабов. Для того, чтобы  сократить масштабы теневой экономики  в стране, прежде всего необходимо устранить корень проблемы, т.е. причины, которыми был вызван рост теневой  экономики.

Говоря о том, с чем  нужно бороться и исправлять в  первую очередь, можно оценить в  следующих направлениях:

    • нарушение самим государством правовых норм, морально-нравственных принципов общества;
    • теневые сговоры государства и его представителей с миллионерами, противоречащие интересам общества;
    • коррупция государственных чиновников;
    • непрофессионализм государственных политиков и их субъективные ошибки и просчеты в экономической политике.

Особое место в теневой  экономике занимает легализация  доходов. Масштабы отмывания преступных доходов, подрывают стабильность финансово-экономических  систем и напрямую угрожают национальной безопасности государства. Вовлеченность  ряда банков в сомнительные операции подрывает репутацию всей российской банковской системы, снижает уровень доверия к ней как внутри страны, так и за рубежом. По оценке председателя Банка России Сергея Игнатьева, объем фиктивных операций, проводимых через банковскую систему, составляет примерно треть государственного бюджета России. Поэтому тема борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем, и финансированием терроризма является сегодня приоритетом как России, так и мирового сообщества. Лишение преступников и террористических организаций финансовых активов позволяет избежать огромных материальных убытков.

Несмотря на то, что в  государстве есть свои "темные" стороны, оно все же пытается бороться с теневой экономикой. В связи  с этим, можно выделить основные направления государственного воздействия  на теневую экономику:

1) Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Важными элементами применительно к теневой экономике являются:

    • Минимизация теневой экономики – одна из стратегических целей;
    • Формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе добросовестной конкуренции;
    • Эффективное антимонопольное регулирование;
    • Фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики.

2) Хозяйственное  законодательство создает определенные стимулы для развития добросовестной хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушения. Важными элементами являются:

    • Приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин;
    • Прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;
    • Упрощенные формы регистрации и отчетности;
    • Ответственность банков перед вкладчиками.

3) Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан. Важными элементами социальной политики государства являются:

    • Формирование социального государства;
    • Установление достойного прожиточного минимума;
    • Недопущение глубокой социальной дифференциации общества;
    • Минимизация теневых операций в системе трудовых отношений;
    • Особое внимание к проблеме занятости молодежи.

4) Отношения с бизнесом подразумевают создание равных условий конкуренции для всех участников рынка и поддержку. Самым важным принципом является:

    • Государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

5) Карательная функция направлена на борьбу с криминальной экономикой. Подразумевает ужесточение мер применительно для:

    • Традиционного криминала;
    • Коррумпированной части чиновничества;
    • Теневых операций олигархических структур.

6) Воспитательная  функция связана с культурными изменениями. Важными элементами являются:

  • Формирование культуры законопослушания;
  • Обсуждение про наркобизнес и проституцию и т.д.
  • Формирование национальной идеи на основе морально-нравственных принципов общества.

7) Сотрудничество  с институтами гражданского общества позволяет привлечь активные социальные силы, такие как: церковь, органы самоуправления, кооперативы, мелкие предприятия, политические партии, общественные организации и средства массовой информации. Важными способами сотрудничества являются:

  • Координация деятельности органов местного самоуправления и правоохранительных органов;
  • Использование материалов независимых расследований в сфере экономической преступности, проводимых средствами массовой информации;
  • Сотрудничество в рамках системы социального партнерства с организациями предпринимателей и профсоюзами трудящихся по вопросам социальной политики, формирования предпринимательской корпоративной этики;
  • Сотрудничество с общественными и религиозными организациями в сфере духовного воспитания общества;

8) Сотрудничество  с международными организациями позволяет проводить согласованную политику в мировом масштабе, с такими организациями, как: Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Интерпол. К основным элементам международного сотрудничества относятся:

  • разработка общих принципов борьбы с отмыванием денег, коррупцией, мошенничеством;
  • обмен оперативной информацией по экономической преступности;
  • обмен опытом в рамках международных конференций;
  • учет мнения авторитетных международных организаций о состоянии теневой экономики.

 

В России существуют следующие  службы и организации по борьбе с  теневой экономикой:

Федеральная служба по финансовому  мониторингу (ФСФМ) является федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Росфинмониторинг создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.03.2004.

У Росфинмониторинга существует соглашение с Центробанком о предоставлении информации. Согласно Федеральному закону информацию также обязаны предоставлять  все коммерческие, кредитные и  не кредитные учреждения, включая казино и почтовые службы. За годы работы Росфинмониторинга с правоохранительными органами определены типологии, которые могут использоваться по отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, что существенно облегчает расследование и возможность вовремя пресекать финансовые махинации.

В 2002г. Россия вступила в  группу «Эгмонт», в которую входит 101 государство, имеющие органы, подобные Росфинмониторингу.

Информация о работе Теневая экономика России