В методологическом
отношении существенно различаются
экономический, социологический,
кибернетический и правовой подходы
к исследованию теневой экономики.
Развивается также междисциплинарный
комплексный подход.
Особенностью экономического
подхода является изучение ее
влияния на эффективность экономической
политики, распределения и использования
экономических ресурсов, разработка
надежных методов ее оценки
и измерения. Экономические концепции
исследуют теневую экономику
на глобальном, макро и микроуровнях,
а также в институциональном
аспекте.
На уровне мировой
экономики рассматриваются международные
теневые отношения (например, наркобизнес,
отмывание денег зарубеж, полученных
преступным путем).
На макроуровне анализируются
теневая экономическая деятельность
с точки зрения ее влияние
на структуру экономики, производство,
распределение, перераспределение
и потребление валового внутреннего
продукта, занятость, инфляцию, экономический
рост, и другие макроэкономические
процессы.
На микроуровне внимание
концентрируется на изучении
экономического поведения и принятие
решений субъектами теневой экономики,
деловыми предприятиями, исследуются
отдельные нелегальные рынки.
Институциональный уровень
анализа ставит в центр социально-экономические
институты теневой экономики,
то есть систему формальных
и неформальных правил поведения,
санкционный механизм, закономерности
их развития.
Социологические концепции
теневой экономики рассматривают
эту сферу с точки зрения
взаимодействия социальных групп,
различающихся положением в системе
теневых институтов, мотивами экономического
поведения субъектов в значимых
ситуациях.
В рамках кибернетической
концепции теневая экономика
рассматривается как саморегулируемая
и управляемая система, разрабатываются
экономико-математические модели
прогнозирования и управления
теневой экономикой, закономерностей
ее развития и взаимодействия
с официальным сектором.
В рамках правовых
концепций явления теневой экономики
рассматриваются как особая сфера
отклоняющегося (в том числе преступного)
поведения. Основное внимание
обращено на исследование общественно
опасных форм экономической деятельности,
предупреждению правонарушений
и борьбе с ними правовыми
средствами (криминологический и
уголовно-правовой контроль).
Сложность и важность
проблем теневой экономики стимулируют
развитие междисциплинарного подхода
к ее исследованию [2].
1.2 ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Понимание теневой
экономики различными ее исследователями
во многом определяется выбором
основного критерия отнесения
экономических отношений к этой
сфере.
В зависимости от
этого критерия различаются учетно-статистический,
формально-правовой и комплексный
подходы.
1.2.1 УЧЕТНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ
ПОДХОД
При учетно-статистическом
подходе основным критерием выделения
теневых экономических отношений
выступает их неучитываемость,
то есть отсутствие фиксации
официальной статистикой. Наиболее
последовательным и развитым
является учетно-статистический
подход на основе методологии
системы национальных счетов
ООН. Понятие теневой экономики
определяется исходя из основной
цели системы национальных счетов
- максимально точного учета всех
видов экономической деятельности,
обеспечивающих реальный вклад
в производство валового внутреннего
продукта (ВВП).
В соответствии с
методологией системы национальных
счетов все проявления теневой
экономики разделяются на две
группы:
продуктивные виды
деятельности, результаты которых
учитываются в составе ВВП;
преступления против
личности и имущества, не включаемые
в состав ВВП и фиксируемые
на специальном счете для уменьшения
статистических погрешностей.
В состав производительной
части теневой экономики, включаемой
в ВВП, включаются следующие
элементы:
Показатели законной
деятельности, скрываемой или приуменьшаемой
производителями в целях уклонения
от уплаты налогов или выполнения
других обязательств;
Показатели неформальной
(неофициальной легальной) деятельности,
в том числе:
деятельность некорпорированных
(то есть непосредственно принадлежащих
одному владельцу, часто - семейных)
предприятий, работающих для собственных
нужд, то есть производство товаров
и услуг, произведенных в домашних
хозяйствах и ими же потребленных;
деятельность некорпорированных
(то есть непосредственно принадлежащих
одному владельцу, часто - семейных)
предприятий, работающих для собственных
нужд, то есть производство товаров
и услуг, произведенных в домашних
хозяйствах и ими же потребленных;
деятельность некорпорированных
предприятий с неформальной занятостью
(временные бригады строителей
и т.п.).
Показатели неофициальной
нелегальной деятельности, в том
числе:
легальные виды деятельности,
которыми занимаются нелегально
(например, без лицензий и специальных
разрешений);
нелегальная деятельность,
представляющая собой запрещенные
законом производство и распространение
товаров и услуг, на которые
имеется эффективный рыночных
спрос (производство и распространение
наркотиков, проституция, контрабанда).
Преимуществом данного
подхода является возможность
количественной оценки скрытой
части производительной экономической
деятельности на основе общепринятой
методологии системы национальных
счетов, использования результатов
расчетов при формировании экономической
политики и международных сопоставлений.
Результаты расчетов параметров
теневой экономики по методологии
системы национальных счетов
являются исключительно ценными
для формирования социально-экономической
политики, особенно когда проблема
контроля над теневой экономикой
перешла из категории чисто
полицейских в разряд экономико-политических.
Вместе с тем, данный
подход не лишен недостатков.
Отметим наиболее важные. В рамках
концепции системы национальных
счетов не удается оценить
масштабы, структуру и влияние
криминальной деятельности, не связанной
с производством реального ВВП.
В состав теневой экономики,
с одной стороны, включаются
все виды как общеуголовных,
так и экономических преступлений,
что чрезмерно расширяет границы
теневой экономики, а с другой
стороны их учет ограничивается
тем влиянием, которое они оказывают на
производство и потребление ВВП, и использование
этой информации ограничивается целями
уменьшения погрешностей статистических
расчетов.
Существует также категория
экономических правонарушений и
преступлений, которым в рамках
данной методологии количественная
оценка не может быть дана
в силу их специфического воздействия
на экономическую систему. Это
происходит в том случае, если
в результате их совершения
имеет место либо перераспределение,
не приводящее к изменению
общего объема ВВП, либо упущенная
выгода экономики в целом или
отдельных субъектов, например, в
результате недобросовествной конкуренции,
монополизации рынка, возрастания
инвестиционных рисков. Кроме того,
неоцененным является ущерб, возникший
в ситуациях информационной асимметрии,
перенесения ущерба от преступлений
на потребителя посредством увеличения
цен, значительных отрицательных
внешних эффектов (например, в связи
с наркотизацией населения).
Серьезной проблемой
при использовании этого подхода
может стать отсутствие или
несовершенство информационной
базы статистических расчетов.
Например, масштабы теневой
экономики в Беларуси являются
заниженными, поскольку Национальный
статистический комитет Республики
Беларусь при расчетах объема
ВВП не учитывает последний
из перечисленных видов теневой
экономической деятельности в
связи с отсутствием информации
[4].
По мере совершенствования
информационной основы расчетов,
статистический подход может
быть более эффективно использован
для оценки масштабов деструктивных
видов экономической деятельности,
а также для оценки роли
теневой экономики не только
в производстве, но и в потреблении
ВВП. Таким образом, учетно-статистический
подход к определению теневой
экономики, основанный на методологии
системы национальных счетов, может
быть эффективно использован
для выявления производительных
секторов теневой экономики, оценки
их масштабов и формировании
экономической и правовой политики.
Вместе с тем он нуждается
в дополнении иными подходами,
в большей степени способными
отразить перераспределительный
характер противоправной и общественно
вредной экономической деятельности.
1.2.2 ФОРМАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД
В качестве ключевого
критериям выделения теневых
экономических явлений выступает
отношение к нормативной системе
регулирования. Конкретными критериями
являются: уклонение от официальной
или государственной регистрации,
от государственного контроля; противоправный
характер.
Одни исследователи
главной отличительной особенностью
теневой экономической деятельности
считают ее неконтролируемый
характер. Последний заключается
в недоступности экономической
информации для ее получения
открытыми контрольными методами
[1,5].
Другие для отнесения
экономических явлений к теневым
использует критерий противоправности
и уклонения от официальной
регистрации [6].
Третьи использует
для отнесения к теневой экономике
более жесткий критерий - отсутствие
государственной регистрации сделок.
Четвертые для обозначения
теневых экономических процессов
использует понятие иррегулируемая
экономика, под которой понимается
деятельность экономических агентов,
которая не подчиняется регулярным
правилам и законам или каким
либо образом скрыта от государственных
органов управления и контроля
[7].
1.2.3 КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В рамках подходов,
которые могут быть обозначены
как криминологические, используется
критерий общественной вредности
(опасности) экономической деятельности.
Некоторые исследователи
для выделения теневых экономических
отношений использует критерий
деструктивности, нанесения вреда
обществу и его членам, присвоение
нетрудовых доходов. Если критерий
получения нетрудовых доходов
можно не учитывать как явно
не адекватный современному типу
экономики и основанный на
ортодоксальной политико-экономической
теории, то второй критерий однозначно
оценить вряд ли возможно. Идея
общественной опасности обладает
значительным конструктивным потенциалом,
поскольку позволяет рассматривать
объект относительно и независимо
от действующей системы правового
регулирования [8].
Вместе с тем, этому
подходу присущ такой недостаток,
как чрезмерное расширение сферы
теневой экономики за счет
включения в ее остав легальных,
однако экономически неэффективных,
неоптимальных форм экономических
отношений, к которым можно
отнести различные несовершенства
рынка и государства.
В работе некоторых
исследователей воспринят предыдущий
подход, однако сфера теневой
экономики ограничена деформациями
экономических отношений, которые
не нашли отражения в законодательстве,
не признаются правонарушениями,
а их совершение не влечет
наступления юридической ответственности
[9].
1.2.4 КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
В рамках комплексного
подхода в качестве основы
выделения теневой экономики
используются различные сочетания
рассмотренных ранее критериев.
Одни исследователи
использует для выделения явлений
теневой экономики такие критерии,
как отсутствие учета, нерегламентированность
и противоправность [10].
Другие же в состав
теневой экономики включает экономическую
деятельность не фиксируемую
статистикой, запрещенную законом,
а также приписки, спекулятивные
сделки, мошенничество, связанное
с получением и передачей денег
(некоторые экономические преступления)
[11].
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕНЕВЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЯВЛЕНИЙ
Рассмотрим классификацию
теневых экономических явлений
по различным основаниям.
В зависимости от
характера результата выделяют
теневую экономическую деятельность: