В качестве социальных
индикаторов используются статистические
показатели или их система,
адекватно отражающая исследуемый
(наблюдаемый) объект. Основным критерием
соответствия статистических закономерностей
требованиям мониторинговых индикаторов
является использование принципа
однородных совокупностей, выделяемых
по признакам общности, идентичности,
сопоставимости. Однородность предполагает
сходность внутренних, основных
причин развития в данной совокупности
и сопоставимости условий, в
которых протекают исследуемые
процессы.
Статистические закономерности,
позволяющие выделять однородные
совокупности, предоставляют возможность
отражать реальные причинно-следственные
связи в соответствующем социальном
объекте, дают возможность учета
различных факторов, обусловливающих
протекающий процесс. Однако, получение
и использование информации на
основе выделения однородных (сходных)
статистических совокупностей является
необходимым, Но далеко не достаточным
в мониторинговых исследованиях.
Указанный признак сходности
не всегда позволяет однозначно
говорить о соответственной однородности
причинно-следственных связей. Не
разработанность критериев однородности
социальных систем и их динамичность
требуют особо тщательного отбора
индикаторов, строящихся на основе
статистических совокупностей. Далеко
не все статистические показатели
могут быть использованы в
социальном мониторинге, несмотря
на соответствие особенностей
проводимого мониторинга статистическим
методам. Мониторинговые индикаторы,
являясь производной рассматриваемого
процесса, могут отражать конкретные
события и быть представлены
в виде числовых величин или
других абстракций, содержащих отражение
сущности изучаемого объекта.
Необходимыми условиями использования
статистических закономерностей
в мониторинговом процессе являются
постановка и решение задачи
соответствия статистических закономерностей
и содержащихся в них стандартизированных
статистических числовых величин
реальным тенденциям, явлениям и
формирующим их факторам, фиксация
и прогнозирование которых является
функцией социального мониторинга.
«Если мониторинговый индикатор, выраженный
статистической величиной, несет в себе
характер результирующего взаимодействия
причинных факторов и отражает некоторую
тенденцию развития, тогда поиск меры
данной тенденции, процесс измерения нарастающей
величины признака, прогнозирование момента
достижения значения меры и появления
нового качества можно осуществить посредством
сравнительного анализа динамики показателей,
слежения за последовательностью возникновения
их значений на шкале времени». Рассматривая
возможности использования статистических
данных в качестве мониторинговых индикаторов,
а методов статистики в методическом обеспечении
социального мониторинга, нельзя полностью
согласиться с исследователями (как правило,
являющимися представителями руководящего
звена органов статистики), которые организуют
мониторинг, используя лишь собственную
отраслевую методическую и информационную
базу. Хотя официальная статистика охватывает
большинство сторон общественно-экономических
отношений, едва ли можно быть уверенным
в том, что эта база является всеобъемлющей.
С другой стороны, статистические методы
не могут измерять мотивы, мнения, установки,
которые мониторинговые исследования
широко включают в свой предмет.
Кроме того, далеко
не все статистические показатели,
востребованные проводимым мониторингом,
отслеживаются органами статистики.
В этих случаях их необходимо
дополнительно включать в программу
мониторинга. Естественно, дать
ответ на все вопросы, которые
могут возникнуть при использовании
статистических показателей в
качестве мониторинговых индикаторов,
в рамках данного исследования
не представляется возможным.
Важно при этом отметить, что
учет общетеоретических основ
функционирования статистических
закономерностей в разработке
теории социального мониторинга
необходим.
Социальные индикаторы,
применяемые в структуре мониторинга,
автор разделяет на три уровня.
На первом уровне используются
исходные социальные индикаторы,
составляющие полный перечень
отобранных для анализа показателей.
Индикаторы второго уровня агрегируются
в пределах выделенного блока,
отражающего ситуацию в конкретной
сфере. На третьем уровне получается
интегрированный показатель, характеризующий
наблюдаемый объект с точки
зрения предмета исследования.
4. Технология мониторинга
Мониторинг социальной
сферы задумывался как особая
информационная технология, позволяющая
получать информацию о социальном
воспроизводстве населения во
всем многообразии взаимодействия
всех ее компонентов как системы
с целью оперативного оценивания
и прогноза возможных ее состояний
и выработки коррекционно-упреждающих
мер управленческого воздействия.
В концептуальном плане он отражает все
многообразие процессов и явлений, протекающих
в социальной сфере, направлен на обеспечение
системного подхода к анализу социальной
безопасности населения. Он открывает
возможности прогнозирования тенденций
развития социальных отношений и процессов
в обществе или регионе, разработки на
этой основе научно обоснованных программ
социального развития, социальной защиты
населения и повышения потенциала социальной
сферы. Это представляется сегодня значимым,
поскольку в условиях системного кризиса
с еще большей силой возникает потребность
в этой деятельности.
Предметное поле мониторингового наблюдения
представлено нами как динамично функционирующая
совокупность социальных отношений определенного
качества и содержания, возникающих между
взаимодействующими субъектами. При этом
его пространство охватывает различные
уровни структурной организации управления
социальной жизнью субъектов и позволяет
проследить влияние на складывающиеся
взаимоотношения между людьми, их социальное
самочувствие, социальную ситуацию в обществе,
регионе и обеспечивает комплексный, многоуровневый
подход к формированию методического
инструментария мониторинга.
Это предметное поле описывается информативной
и универсальной для обеспечения эффективного
контроля и прогноза динамики процесса
социального воспроизводства реальной
жизни дифференцированных субъектов системой
показателей. Она обеспечивает целостное
отражение совокупности факторов и конкретных
ситуаций, под воздействием которых развертываются
связи и отношения людей, требующие социозащитных
гарантий и принятия практических мер.
В содержательном плане система показателей
ориентирована на изучение признаков,
характеризующих социальные отношения
субъектов социальной деятельности, оценку
их качества, выражаемую через категорию
“социальная безопасность”. Она представлена
системой объективных, внешних для данного
субъекта (специфика социальной ситуации,
социальный статус и т.п.), и субъективных
(ожидания, ценностные ориентации и т.п.)
обстоятельств его жизнедеятельности.
Для каждой группы этих показателей в
мониторинге предусмотрены свои специальные
методы сбора, обработки, анализа. (11)
Заключение
Проектирование социального мониторинга
и организация с его помощью регулярных
наблюдений пространства социальной сферы,
как подтверждает практика, в каждом конкретном
случае требует необходимых дополнительных
уточнений, конкретизации системы показателей,
изменения элементов программного обеспечения.
Иначе говоря, мониторинг, как и отражаемое
им социальное пространство, представляет
собой живую, динамичную, открытую систему,
способную к непрерывному обновлению
и развитию. Его функциональные возможности
обусловлены реальными потребностями
информационно-аналитического сопровождения
управленческого процесса. (3)
Мониторинговое наблюдение процессов
социального обслуживания, как подтверждает
накапливаемый опыт, способствует более
глубокому исследованию складывающихся
в регионах социальной ситуации, изучению
спроса на социальные услуги, осуществлению
контроля эффективности и качества обслуживания
различных групп населения. Открывается
возможность создания консалтинговой
службы в социальной сфере, позволяющей
оказывать необходимую помощь в информационно-методологическом
обеспечении деятельности вновь открываемых
учреждений социального обслуживания,
налаживания их связей с клиентами, общественными
фондами и организациями, ориентированными
на оказание социальной помощи населению.
Список используемой литературы.
- Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005.- с.211
- Тощенко, Ж. Р. Социология. Общий курс / Ж. Р. Тощенко. – М.: Прометей,Юрайт, 2009.- с.144
- Социальный мониторинг // Интернет портал Социальная работа. Собрание статей [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http
://
www
. sottekst.ru, Дата доступа: 02.09.2011
- Показатели эффективности реформы государственного управления. М., 2004. С. 9, 15 - 16, 27 - 28.
- См., напр.: Зражевская Т.Д., Маланыч И.Н. Математические методы в юридической науке // Современные методы исследования в правоведении / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 2007; Рычихина Э.Н. Мониторинг как общая функция управления. Ухта, 2007; Герасимов А.Н. Стратегический мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований // Система государственного управления в XXI веке: проблемы и перспективы. М., 2005; Когут А.Е., Рохчин В.С. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб., 1995
- См., напр.: Приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 50 "Об организации проведения мониторинга влияния мер государственного регулирования на развитие предпринимательства".
- См., напр.: Постановление правительства г. Москвы от 13 марта 2007 г. N 164-ПП "О формировании системы правового мониторинга в городе Москве и внесении изменений в отдельные правовые акты города Москвы".
- См.: Негробов В.Л. Мониторинг российского законодательства как элемент правовой политики: общетеоретический аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2008; Наконечный Я.Е. Мониторинг в правотворчестве (проблемы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Жужгов И.В. Мониторинг правового пространства Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2006; Правовой мониторинг / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Д.Б. Горохова. М., 2009; Проблемы правового мониторинга. Ростов н/Д, 2006.
См.: Горохов Д.Б., Глазкова М.Е. Организация правового мониторинга в системе федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2008. N 4; Бачило И. Мониторинг правовой системы - путь к укреплению правового государства // Вестник Совета Федерации. Мониторинг в Российской Федерации. 2006. N 4 - 5; Римский В. Мониторинг законодательной и законотворческой деятельности // Предупреждение коррупции: что может общество. СПб., 2003; Толмачева Н.Н. Мониторинг закона - от практики к теории // Право и политика. 2006. N 7; Арзамасов Ю.Р., Наконечный Я.Е. Понятие и функции мониторинга нормативных актов // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 10; Русских В.В. Мониторинг правоприменительных ошибок // Проблемы правового мониторинга. Ростов н/Д, 2006; Барциц И.Н. Мониторинг в системе государственного и муниципального управления // Система государственного и муниципального управления. М., 2011.
- http://www.inforeg.ru/norma/Rasp1244-04.html
- Березюк, Л.П. Организационное обеспечение информационной безопасности : учеб. пособие
- http://bib.convdocs.org/