Технология мониторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:40, реферат

Краткое описание

Сложившаяся ныне социальная ситуация диктует настоятельную необходимость проведения широкого комплекса мер, направленных на совершенствование социальных отношений в обществе, существенное повышение уровня и качества жизни населения, нормализацию демографической ситуации, обеспечение эффективной занятости, гарантированной реализации гражданами конституционных прав в сфере труда, социального благосостояния, образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности жильем. (3)

Оглавление

Введение. 3
1 Понятие «мониторинг». 4
2 Правовое обеспечение 6
3 Организационное обеспечение информационной безопасности 7
4. Технология мониторинга 12
Заключение 14
Список используемой литературы. 15

Файлы: 1 файл

ИССЭП.docx

— 37.83 Кб (Скачать)

Введение. 3

1 Понятие «мониторинг». 4

2 Правовое обеспечение 6

3 Организационное обеспечение информационной безопасности 7

4. Технология мониторинга 12

Заключение 14

Список используемой литературы. 15

 

Введение.

 
Сложившаяся ныне социальная  ситуация диктует настоятельную  необходимость проведения широкого комплекса мер, направленных на совершенствование  социальных отношений в обществе, существенное повышение уровня и  качества жизни населения, нормализацию демографической ситуации, обеспечение  эффективной занятости, гарантированной  реализации гражданами конституционных  прав в сфере труда, социального  благосостояния, образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности жильем. (3) 
 
Для решения возникающих проблем необходимо систематически проводить исследования направленных на анализ объективной социальной обстановки государства.  
 
Требованиям такого анализа в полной мере отвeчaeт социальный мониторинг как метод познания социальных процессов в их статике и динамике. Будучи действенным инструментом социальной диагностики и прогнозирования функционирующей социальной сферы, он позволяет в заданных пространственных границах и временных интервалах регулярно получать оперативную управленческую информацию. Несомненное преимущество мониторинга, в сравнении с разовыми исследованиями, заключается в его способности систематически наращивать и интегрировать необходимые данные по широкому кругу стандартных социальных показателей и создавать на этой основе постоянно обновляющиеся информационные банки. Именно этим обстоятельством объясняется возрастающая популярность этого метода в практике социологического анализа. 
Социальный мониторинг – это новая форма "научно-практической активности, цель которой состоит в получении и обработке упреждающей информации о состоянии системы и тенденциях ее развития, которая достигается посредством использования "мониторинговых индикаторов" (явлений, параметров, факторов), а также на основе социально-политической ситуации в регионах. 

 

1 Понятие «мониторинг».

Дадим определение  понятию «мониторинг».

Мониторинг — специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов.

Например, мониторинг окружающей среды  включает наблюдения за природными объектами.

Мониторинг широко применяется  в социальном менеджменте.

Социальный мониторинг — научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений на различных уровнях управления.

Именно социальный мониторинг обеспечивает эффективное управление социальными  процессами и явлениями.

Объекты социального мониторинга: социальные процессы и явления, которые могут влиять на характер экономического развития, политические ситуации, ход общественных преобразований в стране.

Например, развитие малого предпринимательства  может способствовать формированию среднего класса.

Основные принципы мониторинга:

  • полнота, системность и достоверность социальной информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация;
  • сопоставимость получаемых данных путем использования единой методологии сбора и анализа информации;
  • сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Социальный мониторинг связан с  непосредственным изучением социального  наблюдения в его естественных условиях.

С помощью мониторинга можно  получать разнообразную информацию для анализа: социальной структуры экономики, социальной направленности проводимых реформ; социальной стратификации населения и основных тенденций ее изменения и других социальных явлений и процессов.

Особый интерес представляет мониторинг развития малого предпринимательства  и влияние этого процесса на решение  проблем занятости. Малое предпринимательство  является важнейшим компонентом  проводимых в России экономических  реформ и может определять основные контуры социально-экономического развития не только страны в целом, но и регионов.

Малое предпринимательство — наиболее массовое проявление экономической инициативы граждан. Оно гарантирует политическую стабильность, создает новые рабочие места, снижает социальную напряженность в обществе.

В условиях роста безработицы люди стали проявлять интерес к предпринимательской деятельности и самозанятости.

Социальный мониторинг позволяет  фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, появления. Он дает представление  о действиях людей в определенных социальных ситуациях.

Мониторинг предполагает изучение фактов, событий, результатов, связанных  с объектом наблюдения.

Систематическое наблюдение за состоянием социальных объектов требует обоснованной и планомерной организации сбора и анализа данных, необходимых для социального мониторинга.

При организации социального мониторинга  можно ориентироваться на систему  показателей, учитывающих сущность его островных объектов.

Показатели  объединяются в следующие подсистемы (блоки):

  • государственное управление;
  • расходы на социальные нужды;
  • политическая статистика;
  • население и социальная стратификация;
  • социальная инфраструктура;
  • образ жизни.

 

2 Правовое обеспечение
Мониторинг  активно используется в различных  сферах деятельности, в том числе  определяются такие его виды, как  социально-правовой мониторинг, управленческий мониторинг, стратегический мониторинг, социально-экономический мониторинг, мониторинг в системе государственного и муниципального управления и др. Научно обосновываются методы и формы  проведения мониторинга, его эффективность <5>. Принимаются нормативные правовые акты о проведении соответствующих  мониторингов <6>. Обращение к  проблеме мониторинга объясняется  возникающими проблемами и прежде всего необходимостью формирования его целостной системы. В правовой сфере мониторинг не получил должного развития <7>, хотя достаточно разрозненно, например, применяется при анализе проблем кадрового состава, а также развития государственной службы, в большей мере применительно к гражданской службе.
Следует отметить, что в международно-правовой практике мониторинги занимают особое место в сфере анализа государственных  реформ, проводятся диагностические  исследования, для чего применяются  специальные юридические инструменты. Очевидно, что масштабность преобразований в государственном секторе, большое  количество взаимосвязанных мероприятий, параллельная реализация реформ в отдельных  отраслях государственного управления существенно осложняют задачу мониторинга  и оценки результатов реформ. При  этом очевидно, что особенностью реформ государственного управления является сложность определения объективных  количественных показателей эффективности  данных реформ. Особенностью систем мониторинга  реформ государственного управления является потребность в своевременном  сборе и обработке большого объема данных, обычно не находящих отражения  в национальной статистике. Между  тем, несмотря на проблемы, необходимость  проведения соответствующих мониторингов, включая мониторинги развития законодательства, никто никогда не оспаривал (4). 
Между тем теоретическое исследование вопросов развития мониторингов законодательства в последнее время занимает особое место в правовой науке (8), несмотря на то что не существует единого подхода к определению его сути. Многие ученые и практики используют термины "мониторинг законодательства и правоприменительной практики", "мониторинг правового пространства", "мониторинг закона", "правовой мониторинг", "мониторинг правовой системы", "мониторинг правоприменительных ошибок" (9). 
3 Организационное обеспечение информационной безопасности

Серьезную опасность для  России представляют стремления ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внутреннего и внешнего рынка информационных услуг, разработка рядом государств концепций «информационных войн», предусматривающих создание средств воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Доктрина информационной безопасности закладывает основы информационной политики государства. http://www.credogarant.ru/

С учетом существующих угроз  для защиты национальных интересов  России государство планирует активно  развивать отечественную индустрию средств информации, коммуникации и связи с последующим выходом продукции на мировой рынок, обеспечивать гарантии безопасности для национальных информационных и телекоммуникационных систем и защиту государственных секретов с помощью соответствующих технических средств.

Одновременно предусматривается  повышать эффективность информационного обеспечения деятельности государства.

Принятие данного документа  ставит в повестку дня и вопрос о необходимости совершенствования  российского законодательства. К  примеру, речь идет о принятии законов, касающихся пресечения компьютерной преступности.

Настоящая Доктрина развивает  Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.

Определение понятия «информационная  безопасность»

Так, наряду с терминами  «безопасность информации», «защита  информации» в последнее время используется термин «информационная безопасность.

Задачи обеспечения национальной безопасности России в информационной сфере изложены в Концепции национальной безопасности РФ. (9)

Ими являются:

– установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;

– совершенствование информационной инфраструктуры, ускорение развития новых информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру;

– разработка соответствующей нормативной базы и координация деятельности федеральных органов государственной власти, решающих задачи обеспечения информационной безопасности;

– развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение на внутреннем рынке;

– защита государственного информационного ресурса, и прежде всего в федеральных органах государственной власти и на предприятиях оборонного комплекса.

 

Системная информация об объекте должна отражать состояние, процессы и тенденции  его развития. Информация, связанная  с системой, с одной стороны  отображает компоненты самой системы (структурная информация), с другой – процессы социального развития (активная информация). В зависимости  от поставленных целей меняется структура  собираемой информации, которая позволяет  судить о тех или иных качествах  объекта. Для этого необходимо разработать  социальные показатели и индикаторы, характеризующие эффективность  выполнения управленческих функций. Эти  показатели формируют основу для  оценки социально-экономической и  управленческой ситуации.

 Социальный мониторинг  позволяет отслеживать эти показатели  в динамике. Методика ее применения  требует учета некоторых особенностей  сбора и оценки информации: использование  определенного ограниченного набора  повторяющихся показателей, дающих  картину социальной системы в  целом в различный период времени.  При организации мониторинга  составляются индикаторы, характеризующие те или иные явления, процессы, состояние объекта. Индикаторы описывают свойства объекта, которые представляют собой множество связанных между собой элементов. Показатели, применяемые в качестве социальных индикаторов, должны отвечать определенным требованиям (адекватно отражать исследуемый объект, носить обобщающий характер, быть сопоставимыми, дополняемыми, иметь строго определенную форму и др.). «Мониторинговые индикаторы представляют собой формы отражения суммарной результирующей множества взаимодействий и находятся в определенном соотношении с количественными признаками и их мерой, что дает теоретико-методологическую основу для использования таких индикаторов в качестве источника прогнозной информации, а также позволяет рассматривать их как объект прогнозного поиска и как элементы конструирования прогнозных моделей».

 Понятие «мониторинговые  индикаторы» включает в себя  взаимодействие многообразных форм, средств познания исследуемого  социального явления. Мониторинговые  индикаторы – это информационные  формы с устойчивыми во времени  количественными и качественными  характеристиками. Они отражают  результирующее действие основных  факторов и условий и обладают  свойством закономерности и исторической  цикличности.

Информация о работе Технология мониторинга