Введение. 3
1 Понятие
«мониторинг». 4
2 Правовое
обеспечение 6
3 Организационное
обеспечение информационной безопасности 7
4. Технология
мониторинга 12
Заключение 14
Список
используемой литературы. 15
Введение.
Сложившаяся ныне социальная
ситуация диктует настоятельную
необходимость проведения широкого
комплекса мер, направленных на совершенствование
социальных отношений в обществе,
существенное повышение уровня и
качества жизни населения, нормализацию
демографической ситуации, обеспечение
эффективной занятости, гарантированной
реализации гражданами конституционных
прав в сфере труда, социального
благосостояния, образования, охраны здоровья,
культуры, обеспеченности жильем. (3)
Для решения возникающих проблем необходимо
систематически проводить исследования
направленных на анализ объективной социальной
обстановки государства.
Требованиям такого анализа в полной мере
отвeчaeт социальный мониторинг как метод
познания социальных процессов в их статике
и динамике. Будучи действенным инструментом
социальной диагностики и прогнозирования
функционирующей социальной сферы, он
позволяет в заданных пространственных
границах и временных интервалах регулярно
получать оперативную управленческую
информацию. Несомненное преимущество
мониторинга, в сравнении с разовыми исследованиями,
заключается в его способности систематически
наращивать и интегрировать необходимые
данные по широкому кругу стандартных
социальных показателей и создавать на
этой основе постоянно обновляющиеся
информационные банки. Именно этим обстоятельством
объясняется возрастающая популярность
этого метода в практике социологического
анализа.
Социальный мониторинг – это новая форма
"научно-практической активности, цель
которой состоит в получении и обработке
упреждающей информации о состоянии системы
и тенденциях ее развития, которая достигается
посредством использования "мониторинговых
индикаторов" (явлений, параметров,
факторов), а также на основе социально-политической
ситуации в регионах.
1 Понятие «мониторинг».
Дадим определение
понятию «мониторинг».
Мониторинг — специально организованное систематическое
наблюдение за состоянием каких-либо объектов.
Например, мониторинг окружающей среды
включает наблюдения за природными объектами.
Мониторинг широко применяется
в социальном менеджменте.
Социальный мониторинг —
научно обоснованная система периодического
сбора, обобщения и анализа социальной
информации и предоставления полученных
данных для принятия стратегических и
тактических решений на различных уровнях
управления.
Именно социальный мониторинг обеспечивает
эффективное управление социальными
процессами и явлениями.
Объекты социального мониторинга:
социальные процессы и явления, которые
могут влиять на характер экономического
развития, политические ситуации, ход
общественных преобразований в стране.
Например, развитие малого предпринимательства
может способствовать формированию
среднего класса.
Основные принципы мониторинга:
- полнота, системность и достоверность социальной информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация;
- сопоставимость получаемых данных путем использования единой методологии сбора и анализа информации;
- сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Социальный мониторинг связан с
непосредственным изучением социального
наблюдения в его естественных условиях.
С помощью мониторинга можно
получать разнообразную информацию
для анализа: социальной структуры экономики, социальной
направленности проводимых реформ; социальной стратификации населения
и основных тенденций ее изменения и других
социальных явлений и процессов.
Особый интерес представляет мониторинг
развития малого предпринимательства
и влияние этого процесса на решение
проблем занятости. Малое предпринимательство
является важнейшим компонентом
проводимых в России экономических
реформ и может определять основные
контуры социально-экономического
развития не только страны в целом,
но и регионов.
Малое предпринимательство —
наиболее массовое проявление экономической
инициативы граждан. Оно гарантирует политическую
стабильность, создает новые рабочие места,
снижает социальную напряженность в обществе.
В условиях роста безработицы люди стали проявлять интерес к предпринимательской деятельности и
самозанятости.
Социальный мониторинг позволяет
фиксировать события и элементы
человеческого поведения в момент
их совершения, появления. Он дает представление
о действиях людей в определенных
социальных ситуациях.
Мониторинг предполагает изучение
фактов, событий, результатов, связанных
с объектом наблюдения.
Систематическое наблюдение за
состоянием социальных объектов требует
обоснованной и планомерной организации
сбора и анализа данных, необходимых для
социального мониторинга.
При организации социального мониторинга
можно ориентироваться на систему
показателей, учитывающих сущность
его островных объектов.
Показатели
объединяются в следующие подсистемы
(блоки):
- государственное управление;
- расходы на социальные нужды;
- политическая статистика;
- население и социальная стратификация;
- социальная инфраструктура;
- образ жизни.
2 Правовое обеспечение
Мониторинг
активно используется в различных
сферах деятельности, в том числе
определяются такие его виды, как
социально-правовой мониторинг, управленческий
мониторинг, стратегический мониторинг,
социально-экономический мониторинг,
мониторинг в системе государственного
и муниципального управления и др.
Научно обосновываются методы и формы
проведения мониторинга, его эффективность
<5>. Принимаются нормативные правовые
акты о проведении соответствующих
мониторингов <6>. Обращение к
проблеме мониторинга объясняется
возникающими проблемами и прежде всего
необходимостью формирования его целостной
системы. В правовой сфере мониторинг
не получил должного развития <7>, хотя
достаточно разрозненно, например, применяется
при анализе проблем кадрового состава,
а также развития государственной службы,
в большей мере применительно к гражданской
службе.
Следует
отметить, что в международно-правовой
практике мониторинги занимают особое
место в сфере анализа государственных
реформ, проводятся диагностические
исследования, для чего применяются
специальные юридические инструменты.
Очевидно, что масштабность преобразований
в государственном секторе, большое
количество взаимосвязанных мероприятий,
параллельная реализация реформ в отдельных
отраслях государственного управления
существенно осложняют задачу мониторинга
и оценки результатов реформ. При
этом очевидно, что особенностью реформ
государственного управления является
сложность определения объективных
количественных показателей эффективности
данных реформ. Особенностью систем мониторинга
реформ государственного управления является
потребность в своевременном
сборе и обработке большого объема
данных, обычно не находящих отражения
в национальной статистике. Между
тем, несмотря на проблемы, необходимость
проведения соответствующих мониторингов,
включая мониторинги развития законодательства,
никто никогда не оспаривал (4).
Между тем теоретическое исследование
вопросов развития мониторингов законодательства
в последнее время занимает особое место
в правовой науке (8), несмотря на то что
не существует единого подхода к определению
его сути. Многие ученые и практики используют
термины "мониторинг законодательства
и правоприменительной практики", "мониторинг
правового пространства", "мониторинг
закона", "правовой мониторинг",
"мониторинг правовой системы", "мониторинг
правоприменительных ошибок" (9).
3 Организационное
обеспечение информационной безопасности
Серьезную опасность для
России представляют стремления ряда
стран к доминированию в мировом информационном
пространстве, вытеснению России с внутреннего
и внешнего рынка информационных услуг,
разработка рядом государств концепций
«информационных войн», предусматривающих
создание средств воздействия на информационные
сферы других стран мира, нарушение нормального
функционирования информационных и телекоммуникационных
систем, а также сохранности информационных
ресурсов, получение несанкционированного
доступа к ним.
Доктрина информационной
безопасности закладывает основы информационной
политики государства. http://www.credogarant.ru/
С учетом существующих угроз
для защиты национальных интересов
России государство планирует активно
развивать отечественную индустрию
средств информации, коммуникации и связи
с последующим выходом продукции на мировой
рынок, обеспечивать гарантии безопасности
для национальных информационных и телекоммуникационных
систем и защиту государственных секретов
с помощью соответствующих технических
средств.
Одновременно предусматривается
повышать эффективность информационного
обеспечения деятельности государства.
Принятие данного документа
ставит в повестку дня и вопрос
о необходимости совершенствования
российского законодательства. К
примеру, речь идет о принятии законов,
касающихся пресечения компьютерной преступности.
Настоящая Доктрина развивает
Концепцию национальной безопасности
Российской Федерации применительно к
информационной сфере.
Определение понятия «информационная
безопасность»
Так, наряду с терминами
«безопасность информации», «защита
информации» в последнее время используется
термин «информационная безопасность.
Задачи обеспечения национальной
безопасности России в информационной
сфере изложены в Концепции национальной
безопасности РФ. (9)
Ими являются:
– установление
необходимого баланса между потребностью
в свободном обмене информацией и допустимыми
ограничениями ее распространения;
– совершенствование информационной
инфраструктуры, ускорение развития новых
информационных технологий и их широкое
распространение, унификация средств
поиска, сбора, хранения, обработки и анализа
информации с учетом вхождения России
в глобальную информационную инфраструктуру;
– разработка соответствующей
нормативной базы и координация деятельности
федеральных органов государственной
власти, решающих задачи обеспечения информационной
безопасности;
– развитие отечественной индустрии
телекоммуникационных и информационных
средств, их приоритетное по сравнению
с зарубежными аналогами распространение
на внутреннем рынке;
– защита государственного
информационного ресурса, и прежде всего
в федеральных органах государственной
власти и на предприятиях оборонного комплекса.
Системная
информация об объекте должна отражать
состояние, процессы и тенденции
его развития. Информация, связанная
с системой, с одной стороны
отображает компоненты самой системы
(структурная информация), с другой
– процессы социального развития
(активная информация). В зависимости
от поставленных целей меняется структура
собираемой информации, которая позволяет
судить о тех или иных качествах
объекта. Для этого необходимо разработать
социальные показатели и индикаторы,
характеризующие эффективность
выполнения управленческих функций. Эти
показатели формируют основу для
оценки социально-экономической и
управленческой ситуации.
Социальный мониторинг
позволяет отслеживать эти показатели
в динамике. Методика ее применения
требует учета некоторых особенностей
сбора и оценки информации: использование
определенного ограниченного набора
повторяющихся показателей, дающих
картину социальной системы в
целом в различный период времени.
При организации мониторинга
составляются индикаторы, характеризующие
те или иные явления, процессы, состояние
объекта. Индикаторы описывают свойства
объекта, которые представляют собой множество
связанных между собой элементов. Показатели,
применяемые в качестве социальных индикаторов,
должны отвечать определенным требованиям
(адекватно отражать исследуемый объект,
носить обобщающий характер, быть сопоставимыми,
дополняемыми, иметь строго определенную
форму и др.). «Мониторинговые индикаторы
представляют собой формы отражения суммарной
результирующей множества взаимодействий
и находятся в определенном соотношении
с количественными признаками и их мерой,
что дает теоретико-методологическую
основу для использования таких индикаторов
в качестве источника прогнозной информации,
а также позволяет рассматривать их как
объект прогнозного поиска и как элементы
конструирования прогнозных моделей».
Понятие «мониторинговые
индикаторы» включает в себя
взаимодействие многообразных форм,
средств познания исследуемого
социального явления. Мониторинговые
индикаторы – это информационные
формы с устойчивыми во времени
количественными и качественными
характеристиками. Они отражают
результирующее действие основных
факторов и условий и обладают
свойством закономерности и исторической
цикличности.