Сущность социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:40, реферат

Краткое описание

Формирование белорусской модели социально ориентированной ры­ночной экономики требует, прежде всего, адекватного понимания ее как компонента идеологии белорусского государства, как важнейшей составляющей целостного единства экономики-государства-общества. Необходимо представлять взаимодействие экономики, политики, иде­ологии. Для рассмотрения концептуальных основ формирования бело­русской экономической модели необходимо видеть идеологическую кар­тину современного мира, знать экономические платформы основных идеологических течений, идеологии национальных моделей рыночных экономик. Для представления социально ориентированной модели ры­ночной экономики Республики Беларусь следует выделить ее харак­терные черты, особенности и условия становления.

Файлы: 1 файл

Государственный комитет по авиации Республики Беларусь.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

\Актуальной стала новая задача: создать предпосылки для пере­хода от спада производства к его стабилизации и некоторому росту. В качестве приоритетов были определены экспорт, жилье, продовольствие. Это нашло отражение в Основных направлениях социально-эко­номического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы.

, С 1996 года происходит некоторое замедление экономического спада. Идет оживление во многих отраслях промышленности, внешнеэкономи­ческой деятельности; увеличился выпуск продукции сельского хозяй­ства; сократились темпы инфляции и снижения капитальных вложений.

1 .По сравнению с 1995 годом физический объем ВВП в сопостави­мых ценах увеличился на 2,6 %. Впервые за последние шесть лет (1991-1996) был получен прирост ВВП. На 3,2 % увеличился выпуск промышленной продукции; на 7,2 % повысилось производство товаров народного потребления, в том числе продовольственных товаров на 4,5 %, непродовольственных - на 13,5 % Л

Наблюдается снижение темпов инфляции, что обусловлено ужес­точением денежно-кредитной политики, ограничением денежной и кредитной массы, временной стабилизацией обменного курса нацио­нальной валюты и приближением внутренних цен по большинству продуктов к мировым.

;В 1996-1999 годах в экономике республики в целом имела место позитивная динамика экономического подъема: рост ВВП, инвестиций в основной капитал; достигнуто снижение потребления топливно-энерге­тических ресурсов; рост производства товаров народного потребления; увеличение розничного товарооборота; рост внешнеторгового оборота.,

! Вместе с тем в этот период наряду с позитивными имели место и негативные тенденции. На фоне роста валового внутреннего продукта наблюдаются значительные различия в объемах выпуска продукции отдельных отраслей. Несмотря на статистический рост инвестиций в основной капитал их совокупный объем еще далек от уровня 1990 года. В результате ценовых перекосов и нестабильности валютно­го рынка в «шатком» состоянии находился и потребительский рынок, наблюдался неорганизованный вывоз товаров первой необходимости из республики, продолжали использоваться бартерные сделки в реаль­ном секторе экономики. _,

* Негативное воздействие на экономику Беларуси оказал финансово-экономический кризис 1998 года в России. Это воздействие было во многом обусловлено следующими причинами:

• высоким уровнем ориентации внешней торговли республики на неустойчивый рынок России;

• низкой конкурентоспособностью белорусских товаров;

• отсутствием равновесия в финансовой системе, разбалансированностью цен, неустойчивостью обменного курса.

Все это говорит о том, что при вхождении в XXI век ситуация в экономике республики все еще оставалась сложной и противоречивой.

В 2002 году в экономике республики наметились существенные позитивные сдвиги: мы превзошли уровень промышленного производ­ства 1990 года; нарастили свой научно-производственный потенциал;

создали основу для устойчивого и динамичного развития экономики на перспективу. Сегодня Беларусь находится на начальном этапе транс­формации своего хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику.

Сам переход к такой модели не может быть осуществлен в виде единовременного акта, а предполагает достаточно длительный период. Кроме того, развитие нашей экономики находится в прямой зависимо­сти от проводимой государством экономической политики и механиз­ма ее реализации.

Экономическая политика Республики Беларусь

Государство играет центральную роль в экономической жизни об­щества. Его деятельность, как правило, связана с производством обще­ственных благ, экономическим и социальным регулированием, разви­тием конкурентной среды, перераспределением доходов. Цели и зада­чи, меры государственного воздействия на экономические и социальные процессы находят отражение в экономической политике государства.

Экономическая политика государства зачастую может противоре­чить интересам отдельных групп, что требует широкомасштабной про­паганды со стороны государства, разъяснения того, что отраженный в экономической политике курс социально-экономического развития стра­ны является воплощением общего интереса, т.е. служит интересам большинства, а не отдельных групп общества.

Концептуальная основа экономической политики - это компромисс между многочисленными и разнообразными интересами в целях дости­жения максимального блага в рамках существующего строя. Экономи­ческая политика государства должна соответствовать условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране.

Долгосрочный аспект экономической политики отражает экономи­ческую стратегию государства, долгосрочные цели и средства экономи­ческого развития, которые должны быть соизмеримы между собой.

Цели экономической политики имеют ключевое значение, они дол­жны формироваться исходя из потребностей общества на соответству­ющих этапах его развития.

Множество целей социально-экономического развития объединяются в единую систему, имеющую определенную иерархическую структуру. Исходя из того, что ресурсный потенциал государства ограничен, иерархи­ческая структура обусловливает размещение целей по степени их важно­сти и по времени реализации, т.е. формируется "дерево целей".

Формирование целей представляет собой весьма сложный процесс, связанный с выработкой стратегических направлений социально-эко­номического развития, принятием соответствующих решений и выра­боткой механизма их реализации. Важнейшими направлениями яв­ляются: определение приоритетов экономического развития страны: последовательность и сроки их реализации.

Следует иметь в виду, что формирование "дерева целей" социально-экономического развития страны связано, с одной стороны, со всем об­ществом, с другой - с государственной властью. Это также вносит опре­деленные сложности в этот процесс.

Объективно цели государственной экономической политики долж­ны рождаться "внизу", идти от потребностей и интересов людей. Они должны способствовать и материальному, и духовному развитию всего народа. При формировании "дерева целей" нужно отталкиваться от принципа приоритета потребностей и интересов общества. Это одна сторона формирования целей.

Вторая сторона формирования целей связана с государственной вла­стью и с реальными трудностями в развитии экономики, которые нельзя игнорировать, ибо это может повлечь за собой непредсказуемые процессы. Отсюда также вытекает необходимость выбора приоритетов. Причем здесь следует исходить из той посылки, что неправильно выб­ранные приоритеты могут представлять большую опасность для страны, чем нехватка ресурсов. Поэтому возникает необходимость фор­мирования целей государственного регулирования по определенной иерар­хической структуре в увязке друг с другом.

Положение отдельных целей в "дереве целей" нестабильно и мо­жет меняться в зависимости от хозяйственной ситуации.

При формировании "дерева целей" выделяют генеральную и конк­ретные цели экономической политики.

Генеральной целью государственной экономической политики яв­ляются: экономическая и социальная стабильность; укрепление и со­вершенствование существующего строя внутри страны; адаптация его к изменяющимся международным условиям.

Достижение генеральной цели обеспечивает большое количество конкретных целей, которые в совокупности с генеральной и образуют "дерево целей" .

Цели государственной экономической политики разрабатываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и, как правило (на что указывает мировая практика), в современных правительствах и партий­ных программах формируются в виде многоугольников, получивших название "магических многоугольников":

• треугольника (экономический рост, уровень занятости, стабиль­ность цен);

• четырехугольника (треугольник плюс внешнеэкономическое рав­новесие);

• пятиугольника (четырехугольник плюс социальная справедливость);

• шестиугольника (пятиугольник плюс охрана и улучшение окру­жающей среды).

Понятие "магический многоугольник" экономических целей воз­никло в 30-е годы XX столетия в период мирового экономического кри­зиса. Вначале это был треугольник, затем четырехугольник, а после второй мировой войны - многоугольник.

В настоящее время к первоначальным целям добавились новые -качество жизни, социальная политика, формирование НТП и др.

Сегодня экономическая политика государства многогранна. В нее входит множество составных элементов: структурная политика, инве­стиционная, научно-техническая политика, внешняя, промышленная, аграрная, социальная политика и т.д.

Экономическая политика Республики Беларусь учитывает проис­ходящие изменения в экономиках развитых стран мира: изменение их социального облика, связанного с переходом в постиндустриальное об­щество; возрастающей ролью НТП и инноваций; развитие процессов интернационализации, глобализации и интеграции. В ней находят от­ражение проблемы экологии, которые неотделимы от экономического развития. При этом вопрос стоит не только о решении уже существу­ющих проблем, но и о предупреждении новых.

Стратегической долгосрочной целью социально-экономическо­го развития Республики Беларусь является постепенное движе­ние к обществу постиндустриального типа с учетом, нацио­нальных особенностей для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформи­ровании и реформировании.

Это генеральная цель. Ее достижение предполагает поэтапное раз­витие экономики Республики Беларусь, что находит отражение в про­гнозных и программных документах страны, которые играют большую роль в стабилизации и подъеме экономики республики.

В Концепции развития народного хозяйства Республики Беларусь на 2001 - 2015 годы выделены следующие этапы и их задачи:

• задача достижения развития нашей экономики по основным па­раметрам уровня 1990 года должна быть решена на первом этапе в 2001-2005 годы;

•на этапе 2006-2010 годов предусматривается завершение форми­рования условий для возобновления экономического роста, реализации активной структурной политики и повышения уровня жизни народа;

• в период 2011-2015 годов намечено заложить основы нового по­стиндустриального общества, приступить к формированию нового тех­нологического базиса производства, осуществить переход к инноваци­онной конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики на основе рационального сочетания рыночных механизмов и методов го­сударственного регулирования.

\ Среднесрочная перспектива социально-экономического развития Республики Беларусь находит отражение в Программе социально-эко­номического развития Республики Беларусь, которая разрабатывается на пятилетний период. В программе находят отражение:

• оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики Республики Беларусь;

• концепция программы социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на среднесрочную перспективу;

• макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, кредитно-денежную и валютную политику;

• институциональные преобразования;

• внешнеэкономическая деятельность;

• развитие реального сектора экономики;

• социальные вопросы.

Концепция программы социально-экономического развития Рес­публики Беларусь - это система целевых параметров состояния эко­номики, основных решений и мер в области финансовой, экономичес­кой и инновационной политики.

В соответствии с Основными положениями программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы первое пятилетие XXI века должно стать важнейшим этапом в дости­жении стратегической цели социально-экономического развития стра­ны - повышении благосостояния народа и приближении его к уровню экономически развитых европейских государств.

Основными задачами этого пятилетия являются:

• создание необходимых условий для оздоровления населения, по­вышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;

• улучшение демографической ситуации в стране и укрепление института семьи;

• создание условий для устойчивого социально-экономического раз­вития и роста эффективности реального сектора экономики;

• снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население;

• осуществление технического перевооружения и реструктуриза­ции предприятий на базе внедрения новых и высоких технологий;

• повышение к концу пятилетия среднемесячной заработной пла­ты работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долларам США;

• повышение уровня пенсий до 48%, стипендий - до 25-30% от средней заработной платы в народном хозяйстве;

• улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы;

• обеспечение комплексности социально-экономического развития об­ластей, районов и городов, стабилизации ситуации в проблемных регионах.

В качестве основных приоритетов на 2001-2005 годы определены:

• формирование эффективной системы здравоохранения;

• активизация инновационной и инвестиционной политики;

• наращивание экспорта товаров и услуг;

• дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссион­ной основе с максимальным использованием внебюджетных источни­ков финансирования;

• развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей. В годовом прогнозе находят отражение вопросы, включенные в

программу социально-экономического развития на пять лет, а также включаются:

• перечень и характеристика целевых программ Республики Бела­русь и межгосударственных программ, намеченных к финансированию из республиканского бюджета;

• состав республиканских государственных нужд, перечень госу­дарственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и ус­луг для республиканских государственных нужд;

• государственная инвестиционная программа;

Информация о работе Сущность социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь