Сущность социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:40, реферат

Краткое описание

Формирование белорусской модели социально ориентированной ры­ночной экономики требует, прежде всего, адекватного понимания ее как компонента идеологии белорусского государства, как важнейшей составляющей целостного единства экономики-государства-общества. Необходимо представлять взаимодействие экономики, политики, иде­ологии. Для рассмотрения концептуальных основ формирования бело­русской экономической модели необходимо видеть идеологическую кар­тину современного мира, знать экономические платформы основных идеологических течений, идеологии национальных моделей рыночных экономик. Для представления социально ориентированной модели ры­ночной экономики Республики Беларусь следует выделить ее харак­терные черты, особенности и условия становления.

Файлы: 1 файл

Государственный комитет по авиации Республики Беларусь.doc

— 94.00 Кб (Скачать)


Государственный комитет по авиации Республики Беларусь

Минский государственный авиационный колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По предмету: «Основы идеологии Белорусского государства»

По теме: «Сущность социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Выполнили: студент группы                62 «Р»

                                                                                                     Галушко Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2008

БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ -

КОМПОНЕНТ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Формирование белорусской модели социально ориентированной ры­ночной экономики требует, прежде всего, адекватного понимания ее как компонента идеологии белорусского государства, как важнейшей составляющей целостного единства экономики-государства-общества. Необходимо представлять взаимодействие экономики, политики, иде­ологии. Для рассмотрения концептуальных основ формирования бело­русской экономической модели необходимо видеть идеологическую кар­тину современного мира, знать экономические платформы основных идеологических течений, идеологии национальных моделей рыночных экономик. Для представления социально ориентированной модели ры­ночной экономики Республики Беларусь следует выделить ее харак­терные черты, особенности и условия становления. Необходимо так­же рассмотреть экономическую политику, цели, задачи социально-эко­номического развития Республики Беларусь на современном этапе, формы и методы реализации экономической политики.

 

Основываясь на зарубежном опыте, используя приемлемые для нашей республики идеи формирования различных моделей нацио­нальных экономик, мы строим свою, белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики. Эта модель сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и специфику нашей национальной экономики, традиции народа, его мен­талитет. Преобладающими остаются такие черты, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость.

Концептуальными основами белорусской модели выступают: плю­рализм форм собственности; значительная степень участия государ­ства в обеспечении эффективности функционирования экономики; ре­гулировании доходов населения; занятости; формировании условий, обеспечивающих удовлетворение целого ряда социально значимых потребностей всего населения. При этом учитываются ресурсный по­тенциал страны, структура, состояние и тенденции развития нашей экономики, а также геополитические, географические, социальные, де­мографические экологические и другие особенности республики.

Стержнем формирования белорусской экономической модели яв­ляется человек, выступающий как многосторонняя личность, как нача­ло и конец экономической системы, ее цель и средство.

Характерными чертами белорусской модели экономики, которые выделил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, выступая 22 марта 2002 года на итоговом заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных госу­дарственных органов, являются:

•  во-первых, сильная и эффективная государственная власть. В любой стране сильная, дееспособная, эффективная власть - важней­шее условие успешного государственного управления, способного обес­печить экономический правопорядок и экономическую безопасность государства, безопасность граждан.

Государственная власть, исходя из критериев общественного блага, может и должна: определять общие условия эффективного хозяйство­вания, темпы экономического роста; не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке; поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регио­нов; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, круп­ных иностранных корпораций использовать складывающуюся в рес­публике ситуацию в своих экономических и политических целях;

• вторая характерная особенность нашей модели - это равноправ­ное функционирование частного и государственного сектора эконоки. При этом частный сектор может и должен развиваться наряду с государственным. Следует отметить, что практически в любой стране государственный сектор играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества, в функционировании экономики. В условиях рыночных от­ношений государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет, либо недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические про­блемы. Он используется как инструмент для решения широкого спек­тра социально-экономических задач.

На каждом этапе экономического развития масштабы государствен­ного и частного сектора могут быть различны, могут меняться. Их соот­ношения должны определяться с учетом национальных интересов. Именно национальные интересы государства должны быть главным приоритетом, главной целью, во имя которой должны функционировать государственный и частный сектор;

• третья отличительная особенность нашей белорусской модели ка­сается приватизации. Приватизацию следует рассматривать не как са­моцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эф­фективного собственника. Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами всего государства, отрасли, предприятия, рабо­тающего человека. Поэтому при привлечении инвестиций речь может идти об инвесторах, заинтересованных в долгосрочном развитии эконо­мики республики; об инвесторах, способных взять на себя обязательства по решению социальных проблем работающих, при условии, что инвес­тор пришел всерьез и надолго. В качестве важнейшего условия при приватизации должно выступать обеспечение эффективного и полезного для всего общества производства;

• четвертая особенность белорусской модели - развитие интеграци­онных процессов со странами СНГ, Россией.

Сегодня в мировой экономике происходят глубокие преобразова­ния. Это касается процессов глобализации и международной экономи­ческой интеграции, которые так или иначе отражаются на развитии нашей национальной экономики. Либерализация международных отно­шений, развитие информационных, коммуникационных компьютерных технологий решающим образом способствуют росту международного обмена товарами, услугами и капиталом; способствуют объединению и взаимопроникновению разного рода рынков, развитию международного бизнеса, что и означает глобализацию в экономическом смысле. Но по мере развития процессов глобализации усиливается конкуренция -конкуренция между странами, регионами, отдельными предприятиями и фирмами, присутствующими на глобализирующихся рынках. Безус­ловно, положительным здесь является возможность ускорения эконо­мического роста. Но одновременно глобализация усиливает неравен­ство, вызывает дальнейшую поляризацию в уровнях развития госу­дарств. И своеобразной оборонительной реакцией на глобализацию выступает международная интеграция, которую можно рассматривать как решающий фактор при выборе способа реализации национальных интересов, увеличения экономического потенциала страны. Фактор, способный усилить конкурентоспособность экономики страны, повы­сить эффективность ее функционирования, придать инновационный характер ее развитию и одновременно смягчить рост угроз для конку-рентоослабленных отраслей, предприятий, обеспечить им определен­ный лаг времени для выхода на более высокий технологический уклад, адаптации к требованиям современных конкурентных рынков.

Беларусь развивает интеграционные процессы, ориентируясь в сво­ей внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, на своих традиционных партнеров - Россию, страны СНГ;

• пятая характерная черта нашей модели - сильная социальная поли­тика.

Социальная политика Республики Беларусь направлена на повы­шение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала.

На современном этапе главной целью социальной политики явля­ется создание для каждого трудоспособного гражданина условий, по­зволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить соб­ственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адрес­ности социальной поддержки со стороны государства слабо защищен­ных групп населения.

По мере развития нашей экономики ответственность за социальную сферу, обеспечение социальной защиты человека и впредь будет лежать на государстве. При этом следует подчеркнуть, что социальная ориента­ция нашей экономики не только в помощи нуждающимся. Это и здоро­вье человека, его профессиональное, культурное, личностное развитие.

Сегодня государство должно решить важнейшую задачу — форми­рование человека нового типа - предприимчивого, деятельного и твор­ческого, желающего работать и зарабатывать, создавать необходимые материальные ценности.

Все перечисленные черты характеризуют белорусскую модель со­циально ориентированной рыночной экономики. Но, как уже отмечалось, формирование белорусской модели требует учета особенностей, состоя­ния и тенденций развития нашей национальной экономики, учета ее ресурсного потенциала, влияния внутренних и внешних факторов.

Условия формирования белорусской экономической модели

Находясь в составе бывшего Советского Союза, Беларусь была с с-ной из наиболее благополучных его республик. На конец 80-х годов XX века приходился наивысший уровень ее социально-экономического расцвета. Вместе с тем, развиваясь как глубоко и широко интегриро­ванная часть народнохозяйственного комплекса СССР, республика былa зависимой от него как по источникам материально-технических ре­сурсов, так и по рынкам сбыта готовой продукции. Вся структура на­родного хозяйства была сориентирована на вывоз продукции в другие регионы и не приспособлена к достаточному удовлетворению собствен­ных потребностей.

Особенно зависимой от экономических связей была промышлен­ность республики, где оборот ввоза и вывоза продукции достигал почти 75 % общего объема промышленного производства. До 40 % промыш­ленной продукции предназначалось для военных целей.

В целом годовой объем ввоза и вывоза продукции в Республике Беларусь в 1990 году составлял 40 млрд рублей, или более половины валового общественного продукта.

Одной из существенных особенностей экономики республики совет­ского .периода был главным образом экстенсивный путь ее развития. Сравнительно высокие темпы роста производства сопровождались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Основные показатели эффективности, такие, как производительность труда, фондоотдача, мате­риалоемкость, снижались на протяжении последних 20 лет: материало­емкость ежегодно возрастала на 0,2-0,5 %; фондоотдача снижалась на 3-3,5 % в год, а уровень производительности труда был в 1,5-2 раза ниже, чем в развитых капиталистических странах. Ежегодно снижался прирост продукции на 1 рубль капитальных вложений, и за 20 лет он снизился примерно наполовину. И лишь благодаря крайне низким це­нам в сравнении с мировыми на энергетические и сырьевые ресурсы и ценам на готовую продукцию, приближенным к мировым, республика имела весьма благоприятный торговый и платежный баланс.

Республику отличала неразвитая социальная сфера и сфера услуг, на долю которых приходилось 16 % национального дохода.

Отягощающее влияние на экономику республики оказала Черно­быльская катастрофа и в целом нездоровая экологическая обстановка в республике.

Такова была экономическая ситуация в республике к моменту про­возглашения ее независимости.

Первые шаги на пути строительства суверенного белорусского го­сударства, его социально-экономического развития, были сложными и противоречивыми. Это объясняется многими причинами:

• разрывом хозяйственных связей;

• нарушением планового управления экономикой раньше, чем сфор­мировались другие структуры;

•  резким изменением внешнеэкономических условий и утратой традиционных рынков сбыта продукции, закупок сырья и материалов;

• отсутствием государственной идеологической политики в эконо­мической сфере и ее рыночных преобразованиях;

• отсутствием теории трансформации командно-административной системы в рыночную экономику;

• политической, экономической, социальной, технологической и даже психологической неготовностью страны к рыночным реформам, прове­дению самостоятельной экономической политики, особенно в сфере финансовых, кредитно-денежных и внешнеэкономических отношений;

• использованием идеологии и ошибочных методологических под­ходов к реформированию экономики, навязанных МВФ и ВБ без учета особенностей национальной экономики и состояния ее развития ("шо­ковая терапия", чековая приватизация государственной собственности, попытки переноса на нашу экономику идеологии неолиберализма, кон­серватизма, монетаризма и др.);

• преобладанием в экономических преобразованиях метода "проб и ошибок".

Вот далеко не полный перечень причин, повергших экономику Рес­публики Беларусь в 1991-1995 годах в состояние глубокого и разруши­тельного кризиса.

Г О состоянии экономики Республики Беларусь в этот период свиде­тельствуют экономические индикаторы - система важнейших показа­телей, комплексно характеризующая состояние сферы производства, обращения и потребления: ВВП в 1995 году составил 65,2 % от уровня 1990 года; промышленное производство - 35 %; сельскохозяйственное - 22,5 %; более чем в два раза сократились объемы капитальных вло­жений; в 1,6 раза снизились реальные доходы населения.

Потребовалась инициатива и политическая воля первого Прези­дента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, чтобы объединить все уси­лия и вывести экономику республики из кризиса, обеспечить выработ­ку идеологии экономического развития республики и методологичес­ких основ формирования белорусской социально ориентированной мо­дели рыночной экономики.

С целью вывода страны из кризисного состояния была разработана Программа неотложных мер, реализация которой позволила уже в 1995 году несколько уменьшить инфляцию, снизить дефицит государствен­ного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостано­вить обвальный спад производства. •

Белорусский экономический уклад доказал свою жизнеспособность. Несмотря на кризисную ситуацию в экономике республики процесс рыночных (.преобразований осуществлялся. ;К концу 1995 года в основном было завершено формирование экономических институтов суверенного государства; создана независимая кредитно-денежная и банковская система; сформированы органы управления; начала фор­мироваться инфраструктура рынка товаров, рабочей силы и капиталов; складывается реальный облик модели экономического развития респуб­лики социально ориентированного типа.'

Информация о работе Сущность социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь