Сущность, пути и значение приватизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:32, контрольная работа

Краткое описание

В переходной экономике государственный контроль отличается от государственного управления в плановой экономике. Государственные предприятия должны быть выведены на режим функционирования, соответствующий основным требованиям рыночной среды, т. е. быть «маркетизированы». Эти требования в основном сводятся к следующему: жесткий бюджет, конкуренция, реструктуризация производства и финансов, организация корпоративного управления.

Оглавление

Введение
Общая характеристика процесса приватизации
Международная практика приватизации
Особенности приватизации в России
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

      Если  говорить об основных нерешенных задачах  в рамках массовой приватизации, то это реструктурирование предприятий и привлечение инвестиций.

2. Этап  пост-чековой (денежной) приватизации

 

      Если  этап первичной приватизации в России в 19992-1994г повлек за собой быстрое  наращивание критической массы  то ситуации в приватизации второй половины 1994-начала 1996 годов можно дать оценку почти полной заторможенности и неопределенности, когда резко активизировались спонтанные процессы и бесконечный поток деклараций не имел под собой никакой экономической базы. В целом в первые два года денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия до сих пор не могут рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций. Это объясняется тем, что основной целью приватизации 1995 года было финансирование бюджетного дефицита. А компромисса между инвестиционными капиталовложениями и поступлениями в бюджет не бывает.

        Первоначально сумма доходов  федерального бюджета. Первоначально  сумма доходов федерального бюджета  от приватизации была определена  в размере 8,7 триллионов рублей, но позже с учетом реальных  показателей законом от 27 декабря 1995 года была уменьшена до 5 триллионов рублей. Для оценки эффективности работы приватизационной модели на протяжении почти всего 1995 года следует привести такой привести такой пример: в 1995г. В бюджет было собрано 7,3 триллиона рублей от приватизации в России, причем 80% этой цифры было получено за два последних месяца, когда на практике использовался метод залоговых аукционов. Полученный годовой доход в 1,1 триллион рублей от стандартных методов продаж(15% всего дохода) свидетельствует о крайне низкой эффективности массовых аукционов и конкурсов для пополнения бюджета. Для 1995 года было характерно и применение новых методов приватизации. Указ Президента РФ 478 от 11 мая 1995 года содержал поручение правительству разработать процедуру передачи в залог и доверительное управление юридическим лицам акций АО, находящихся в госсобственности. Был использован на практике опыт передачи частным учреждениям в траст пакетов акций, находящихся в федеральном ведении.

      Итак, основным итогом денежного этапа приватизации в России стала стабилизация прав частной собственности.

3. Акционирование  и ваучерная приватизация

 

      В России задача быстрого ухода государства  из сферы непосредственного управления предприятиями решалась с помощью  их массового акционирования и ваучерной приватизации в 1992—1994 гг. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

      Российский  ваучер был неименным, и на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственных производственных фондов на 1 июля 1992 г. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.

      В первичном размещении акций большинства  компаний принимали участие следующие  группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).

      Трудовые  коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам  льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних—увеличилась почти вдвое.

      Крупные институциональные инвесторы проявляли  интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и  цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных  компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации. Однако на ваучерном этапе и некоторое время после него у коммерческих банков не было осмысленной инвестиционной стратегии, если не считать расхожего тезиса о необходимости диверсификации портфелей.

      Результаты  ваучерного этапа оказались более скромными, чем ожидалось. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ (40 млн. акционеров), причем не менее 10% их акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 г. количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995 г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.

4. Денежная  приватизация

 

      Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был  сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995 г. и имел две основные цели: во-первых, пополнение государственного бюджета, во-вторых, инвестиционная поддержка приватизированных компаний. На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам.

      Во-первых, на заключительном этапе ваучерной  приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний. Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений—рынок государственных ценных бумаг В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую. 

Заключение

ПРИВАТИЗАЦИЯ (от лат. privatus — частный) — процесс  разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

Основные  способы приватизации:

  •    преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  •    продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  •    продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  •    продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
  •    продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  •    продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  •    продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  •    продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  •    внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  •    продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

      В России приватизация проводилась двумя  способами: мелких предприятий - продажей на аукционах; крупных - преобразованием  в акционерные общества.

      Особенности процесса приватизации, происходившего в России:

  • массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;
  • значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
  • проведение особого ваучерного этапа приватизации.

      В итоге ваучерного этапа приватизации в России произошел передел собственности, были обеспечены экономические гарантии невозможности возвращения советского режима. Однако под контролем государства остается ряд перспективных звеньев экономики, включая т.н. естественные монополии (железнодорожная сеть, авиационное и ракетно-космическое производство, Единая энергетическая система).

 

Список  используемых источников 

  1. Газета  «Экономика и Жизнь»

2)    Зырянов И. История России. ХХ век.

3)    Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2002.

4)    Кузнецов В. Рынок и приватизация. М., МЭиМО. 2002. № 7.

5)    Основы разгосударствления и приватизации. М.,2001.

6)    Приватизация: чему учит мировой опыт. Под ред. Болотина. М.,2003.

7)   Приватизация предприятия. Сборник законодательных актов. Комментарий законодательства РСФСР и СССР – М.: Российский коммерсант 2001 г.

8)   Радыгин А. Российская приватизационная программа и ее результаты

9)   Экономика. Учебник под редакцией Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М.: Проспект, 2008. 

Информация о работе Сущность, пути и значение приватизации