Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:32, контрольная работа
В переходной экономике государственный контроль отличается от государственного управления в плановой экономике. Государственные предприятия должны быть выведены на режим функционирования, соответствующий основным требованиям рыночной среды, т. е. быть «маркетизированы». Эти требования в основном сводятся к следующему: жесткий бюджет, конкуренция, реструктуризация производства и финансов, организация корпоративного управления.
Введение
Общая характеристика процесса приватизации
Международная практика приватизации
Особенности приватизации в России
Заключение
Список используемых источников
Предметом
продажи может стать лишь привлекательное
для инвесторов, прибыльное предприятие,
поэтому данным методом, к сожалению,
не могла приватизироваться
Особый случай—продажа активов иностранному инвестору. Во всех странах с переходной экономикой делалась ставка на приток инвестиций от покупателей-нерезидентов. Ожидания связывались с получением доступа на западные товарные и финансовые рынки, с внедрением западного менеджмента, ростом рыночной стоимости компаний. Преобладающим метод прямых продаж был в Венгрии, Хорватии, Эстонии, использовался в Польше, т. е. применялся в тех странах, где еще в недрах плановой экономики создавались условия для развития частной собственности. Иностранный капитал оценил эту выгоду стартовых условий приватизации, хотя реальные инвестиции все же были меньше ожидавшихся и по объемам, и по эффективности рыночной реструктуризации экономики.
Приватизация методом прямых продаж способствует быстрому прогрессу финансовых рынков и, что особенно важно, создает благоприятный климат для роста вновь образуемых частных предприятий на национальном, иностранном или смешанном капитале.
Передача или льготная продажа государственных активов работникам приватизируемых компаний получила распространение в ряде постсоциалистических стран (Польша, Латвия, Литва), причем даже там, где первоначальная концепция приватизации его не предусматривала (например, в Венгрии). Особый размах этот метод получил в России, где он использовался в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям—от весьма существенных элементов собственности и дохода (как, например, было в российском «Газпроме» или в крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.
Следующим
методом приватизации является реприватизация,
т. е. восстановление в правах собственности
лиц, незаконно лишенных имущества
в результате конфискационной
Глава
2. Международная
практика приватизации.
В этой главе будет рассказываться о приватизации предприятий водоснабжения и водоотведения в Англии и Уэльсе.
Приватизация предприятий водоснабжения и водоотведения в Англии и Уэльсе стала результатом действия комбинации внутренних и внешних факторов. Получая бюджетное финансирование, предприятия ВКХ должны были конкурировать с другими государственными учреждениями (такими как больницы или школы) за средства, выделяемые на финансирование капиталовложений. К концу 1970-х гг. экономическая ситуация в Соединённом Королевстве характеризовалась высоким уровнем инфляции, и государственные расходы были резко сокращены - главным образом, под давлением Международного валютного фонда. В результате снижения капитальных затрат в конце 1980-х гг. капиталовложения в ВКХ составляли лишь третью часть от показателей предшествующего десятилетия. На фоне постоянно увеличивавшегося объема необходимых работ по техническому обслуживанию и ремонту предъявлялись все более жесткие требования к качеству питьевой воды и сточных вод. Вторым стимулом стало законодательство ЕС. Для обеспечения выполнения требований нормативов ЕС в период с 1989 по 2005 гг. требовалось вложить в отрасль около 80 млрд. долл. США. Британское правительство не могло пойти на такие расходы с учетом преобладающих среди политиков тенденций настаивать на снижении налогов и общего уровня государственных расходов.
Все эти факторы действовали в тот период, когда проводилась политическая линия, поощряющая приватизацию коммунальных предприятий. К тому моменту предприятия газо- и электроснабжения и связи уже были приватизированы в результате выпуска правительством акций в середине 1980-х гг. Эти приватизационные процессы были встречены общественностью с большим энтузиазмом, однако вопрос о приватизации предприятий водоснабжения и водоотведения был одним из наиболее сложных и вызывал серьезные споры.
Итак, для обеспечения финансирования безусловно необходимых масштабных капиталовложений в развитие отрасли и на волне политических настроений в 1989 г. предприятия водоснабжения и водоотведения Англии и Уэльса были приватизированы. Сначала, в 1988 г., производственные активы и пассивы существовавших тогда предприятий были переданы государственным акционерным обществам, единственным акционером которых являлось государство [функции речных водохозяйственных управлений - ирригация земель, защита от наводнений и охрана окружающей среды - были переданы государственному ведомству, которое называлось "Национальное управление рек". Оно так и осталось государственным и позднее было преобразовано в Агентство охраны окружающей среды]. Эти компании были реструктурированы, что сделать их более привлекательными для частных инвесторов, и после интенсивной информационно- рекламной кампании их акции были проданы на Лондонской фондовой бирже в декабре 1989 г. После короткого периода, в течение которого государство владело "золотой акцией", сохраняя определенный контроль за отраслью, все акции были проданы частным собственникам.
Сегодня
в десяти приватизированных компаниях
водоснабжения и водоотведения
мы наблюдаем интересную комбинацию
имущественных прав, сформировавшуюся
в результате воздействия рыночных
сил за последние 10 лет. Многие из них
по-прежнему находятся в собственности
огромного количества частных акционеров-миноритариев,
а также таких крупных институциональных
инвесторов, как пенсионные фонды. Другие
были скуплены "на корню" каким-то
одним частным коммунальным предприятием
(например, из Франции, Германии и США).
Некоторые из них оказывают исключительно
услуги водоснабжения, в то время как другие
превратились в комбинаты коммунальных
услуг (например, электроснабжения/
Тем не менее, общий государственный контроль за деятельностью этих частных компаний обеспечивается в рамках системы государственного лицензирования каждой из этих компаний. Лицензия на осуществление деятельности продлевается при условии достижения приемлемых показателей эффективности. По истечении первых 25 лет действия лицензии, т.е. после 2014 г., в случае неудовлетворительных показателей деятельности компании правительство может ее отозвать, уведомив компанию за 10 лет до отзыва.
Эти
компании больше не получают никакого
финансирования из государственного или
местных бюджетов. Все компании обеспечивают
финансирование капиталовложений и
эксплуатационных затрат через тарифы
на услуги, путем привлечения займов на
финансовых рынках или выпуска облигаций
на фондовой бирже. Это компании со значительными
ресурсами, огромными оборотами и надежными
источниками поступления доходов. Как
следствие, они имеют очень высокие кредитные
рейтинги, и любой из них сравнительно
легко привлечь заемные средства по привлекательной
ставке.
Успех приватизации предприятий водоснабжения и водоотведения в Англии и Уэльсе подтверждается повышением эффективности и качества оказываемых потребителям услуг и снижением издержек, что является общей тенденцией для всей отрасли. И эти результаты были достигнуты (по крайней мере, отчасти) благодаря той роли, которую правительство Соединённого Королевства играет в регулировании деятельности этих приватизированных компаний.
Глава 3. Особенности приватизации в России.
Если период 1985-1989гг. можно охарактеризовать как годы внешних изменений без затрагивания основных вопросов экономической системы, то 1990-1991гг.- период более систематических преобразований, период заметного сдвига в идеологических подходах к вопросу собственности. Однако годом старта крупномасштабной реформы экономической системы на основе разработанного приватизационного законодательства стал 1992 год. Годы 1993-1994 стали годами первого этапа приватизации с наращиванием критической массы количественных преобразований, а годы 1995-1996 - годами второго этапа с переходом к новой модели, основанной на качественных, внутриструктурных, а не количественных изменениях.
Программа приватизации, разработанная в 1992 году, стала основополагающим документом для осуществления масштабной приватизации в 1992-1994 годах и одновременно компромиссом между платной для активной части и безвозмездной(ваучеры выдавались всем) для остальной части населения. Этот компромисс обусловил многие недостатки российской приватизационной модели, следствием которых стали многие противоречия на стыке первого и второго этапов приватизации:
Однако все: и критики, и сторонники чековой модели, срок действия которой истек 30 июня 1994 года, - признают количественный успех программы массовой приватизации. Итоги же за рамками количественных оценок до сих пор являются причиной количественных оценок до сих пор являются причиной дискуссий аналитиков. Бесспорно одно: на решение о начале массовой приватизации реформаторов побудили во-первых, низкая платежеспособность населения, во-вторых, нулевой интерес иностранных инвесторов, в-третьих, необходимость максимальных темпов легального процесса для остановки спонтанного процесса, и ряд менее важных причин.
Каков же главный итог массовой приватизации в России? Для этого важно знать, что с окончанием массовой приватизации заканчивается и первый этап приватизационной программы. Если говорить о перспективах развития новой системы прав собственности, то важнейшим итогом стало формирование новых правовых и экономических механизмов и институциональных структур.
В частности, это: