Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:42, контрольная работа
Любой процесс производства независимо от его общественной формы должен быть непрерывным, т.е. должен периодически проходить одни и те же стадии. Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить. Поэтому всякий процесс общественного производства, рассматриваемый в постоянной связи и непрерывном потоке своего возобновления, в то же время является процессом воспроизводства. Безпрерывное производство материальных благ и услуг является объективной основой существования человеческого общества.
21. Рынок: сущность, функции, классификация условия формирования.
Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам. Рынок является обязательным компонентом товарного производства.
Можно дать несколько определений рынка. Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Рынок- это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. Рынок- это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Углубленное понимание категории рынок требует учета его места во всей системе общественного производства. Иными словами, рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления.
Рассмотрим основные условия возникновения рынка:
1. общественное разделение труда и специализация.
2. экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию).
3. разрешение проблемы трансакционных издержки, связанные с организацией дела, получением информации, ведением переговоров, поиском поставщиков, заключением и оформлением контрактов, лицензий, обеспечением получения прав, юридической защиты, преодолением барьеров входа на рынок. издержек - издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.
4. самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов.
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, включающую в себя рынок рабочей силы, финансовый рынок, рынок средств производства, потребительский рынок, рынок услуг, рынок технологии, рынок духовных благ. Таким образом, рынок охватывает элементы материального и денежного обращения, связан с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной.
Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. Финансовый рынок обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков. Финансовый рынок разбивается на: денежный рынок и рынок капиталов.
Рынок услуг существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Степень его развития определяет обеспеченность населения и предприятий услугами, их качество и своевременность.
Таким образом, очевидно, что каждый элемент рынка имеет свое самостоятельное значение, но только тесное взаимодействие между ними приводит к плодотворному функционированию всего рыночного хозяйства. Рынок включает в себя не только отношения по купле-продаже товаров, но и социально-экономические отношения, а также организационно-экономические отношения что дает основание рассматривать его в экономической системы в целом как самостоятельную подсистему.
Рынок, как развитую систему, можно классифицировать по следующим признакам.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяют:
1. Потребительский рынок. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В свою очередь этот рынок подразделяется на:
- рынок продовольственных товаров
- рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления
- рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и другие.
2. Рынок недвижимости разделяют на:
- рынок жилья;
- рынок земли.
3. Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы и промежуточные.
4. Рынок рабочей силы - это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников.
5. Рынок капитала. Рынок капиталов обслуживает процесс расширенного воспроизводства: капитал функционирует как самовозрастающая стоимость.
6. Денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд.
7. Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, так как он представляет реально существующий капитал в - акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи и внебиржевой оборот.
8. Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.
9. Рынок инноваций - это специфическая область купли - продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты.
По экономическому назначению субъектов рыночных отношений рынок различают:
1. Рынок покупателей - предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.
2. Рынок продавцов - значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание
3. Рынок государственных учреждений - совокупность актов купли - продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
В пространственном отношении выделяют:
1. Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним районом страны.
2. Региональный рынок - это рынок отдельного региона.
3. Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию.
4. Мировой рынок, охватывающий все страны мира.
По уровню насыщения различают:
1. Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают.
2. Дефицитный рынок - спрос превышает предложение.
3. Избыточный рынок - предложение превышает спрос.
По степени зрелости выделяют:
1. Неразвитый рынок;
2. Развитый рынок;
3. Формирующийся рынок.
По механизму функционирования различают:
1. Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей.
2. Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция.
3. Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится небольшим количеством крупных фирм. Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.
По соответствию действующему законодательству выделяют:
1. Легальный рынок (открытый, узаконенный);
2. Нелегальный рынок («черный» и теневой).
1.3 Функции рынка
К важнейшим функциям рынка относятся:
1. Регулирующая функция. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены.
2. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно - технического прогресса и на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.
3. Ценообразующая (или эквивалентная) функция - это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов.
4. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
5. Информационная функция дает участникам рынка объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
6. Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
22. Прибыль как
экономическая категория:
Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее продажи потребителю. На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли.
Прибыль
– это та форма и та часть
валового дохода, которая формируется
в системе коммерческого
Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда валовой доход превышает валовые расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если валовой доход равен валовым расходам, то происходит лишь возмещение затрат на производство и продажу продукции. Продажа состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При валовых расходах, превышающих валовой доход, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Таким образом,
прибыль как экономическая
Виды прибыли.
Экономическая прибыль – это разность между выручкой от реализации и экономическими издержками, которые объединяют в себе издержки явные и неявные.
Бухгалтерская прибыль – это разность между выручкой от реализации и бухгалтерскими, или явными, издержками.
При этом различают: валовую, или общую прибыль – это прибыль определяемая путём вычитания издержек производства из валового дохода;
балансовую прибыль;
прибыль к налогообложению - это прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия и сумму амортизационных отчислений;
чистую прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль;
средняя прибыль – это частное от деления валовой прибыли на объём продаж;
предельная
прибыль – прирост прибыли
в расчете на единицу
обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства.
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.
С развитием рыночных отношений предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.
Таким образом,
возникает необходимость в
Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия.
Объектом распределения является налогооблагаемая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.
Информация о работе Сущность экономического воспроизводства и его основные элементы