Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:09, реферат
Цель данной курсовой работы - рассмотреть экономическое содержание прибыли, ее виды и особенности формирования, а также в практическом проведении анализа прибыли на промере конкретного предприятия ООО «Волгатех».
Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие прибыли, ее функции и использование;
- описать виды прибыли и особенности их формирования;
- провести анализ прибыли конкретного предприятия и пути повышения прибыльности его деятельности.
Введение 3
Глава 1 . Сущность и виды прибыли 5
1.1 Понятие прибыли предприятия, ее функции и использование 5
1.2 Виды прибыли и порядок их формирования 10
1.3 Показатели рентабельности 14
Глава 2 . Анализ прибыли ООО «Волгатех» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ уровня и динамики показателей прибыли 18
2.3 Анализ рентабельности 27
Глава 3 . Пути повышения прибыльности ООО «Волгатех» 29
Заключение 36
Список использованной литературы 41
Содержание
Введение
Актуальность изучения
прибыли промышленного
Прибыль является главным
показателем эффективности
За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть экономическое содержание прибыли, ее виды и особенности формирования, а также в практическом проведении анализа прибыли на промере конкретного предприятия ООО «Волгатех».
Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие
прибыли, ее функции и
- описать виды прибыли и особенности их формирования;
- провести анализ прибыли конкретного предприятия и пути повышения прибыльности его деятельности.
Объектом исследования является ООО «Волгатех» занимающееся ремонтом и обслуживанием оргтехники. Предмет исследования – прибыль данного предприятия.
Информационной базой послужили работы отечественных авторов посвященный вопросам финансов предприятия и анализу его деятельности, а также данные бухгалтерской отчетности ООО «Волгатех» за 2003-2004гг.
Деятельность предприятий, отвечающая потребностям рыночной экономики, должна приносить им прибыль. Прибыль в условиях рынка — конечная цель и движущий мотив развития предприятия. Управление прибылью находится в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок.
Прибыль как экономическая
категория отражает чистый доход
созданный в сфере
Прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете не отражает действительного результата хозяйственной деятельности. Это привело к разграничению понятий бухгалтерской и экономической прибыли. Первая есть результат реализации товаров и услуг, вторая - результат работы капитала. Данная идея принадлежит Давиду Соломону, который исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для: 1) исчисления налогов; 2) защиты кредиторов; 3) для выбора инвестиционной политики. Бухгалтерская трактовка прибыли приемлема для первой цели и неприемлема для третей. Формула Д. Соломона выглядит следующим образом:1
Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течении отчетного периода - Внереализационные изменения стоимости ( оценки) активов в прошлые периоды + Внереализационные изменения стоимости активов в будущие периоды
Этот подход предполагаем ежеквартальное определение гудвилла (нематериальный актив, отражающий деловую репутацию фирмы) и его колебаний.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций (рис. 1.1):
Рис. 1.1 Функции прибыли
Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятий.
Однако здесь следует учесть, что важен не сам факт получения прибыли, а определенная ее величина, достаточная для удовлетворения всех потребностей заинтересованных лиц: собственников предприятия, его работников и кредиторов.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.
Прибыль — это основной источник прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер, прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития.2
Прибыль в рыночной экономике — движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.
И, наконец, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налога и выплаты дивидендов, а также других первоочередных отчислений (например, на создание резервных фондов), осуществляются материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы.
В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета.
В условиях рыночных отношений субъект хозяйствования должен стремиться если не к получению максимальной величины прибыли, то к той величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечить его выживаемость. Решение данных задач предполагает не только знание источников формирования прибыли, но и определение методов оптимального их использования. Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики и ставит своей задачей максимизацию доходов по имеющимся источникам финансовых результатов с одновременным расширением общей номенклатуры этих источников.
Получение прибыли возможно за счет монопольного положения или уникальности продукта на рынке того или иного товара. Реализация данного источника возможна за счет постоянного обновления продукта и удержания доли производства и сбыта. Однако следует учитывать влияние таких факторов, как растущая конкуренция со стороны других субъектов хозяйствования и антимонопольная политика государства.
Получение прибыли,
касающееся практически всех предприятий
и фирм, связано с производственной
и предпринимательской
В современных условиях важнейшим источником увеличения прибыли является инновационная деятельность. Реализация данного источника предполагает постоянную работу по изменению потребительских свойств продукции, работ и услуг.3
Объектом распределения на предприятии является балансовая прибыль. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно регулируется только часть прибыли, поступающая в бюджет. Определение направлений расходования прибыли остающейся в распоряжении предприятия находится в его компетенции. Таким образом, прибыль распределяется между государством, предприятием и собственниками.
На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, из которой также возможны некоторые налоговые отчисления в местные бюджеты и финансовые санкции.
Государство напрямую не
вмешивается в процесс
Распределение прибыли регламентируется в уставных документах предприятия. В соответствии с уставом создаются фонды: потребления, накопления, социальной сферы (рис. 1.2). Если фонды не создаются, то в целях планового расходования средств составляются соответствующие сметы на развитие производства, социальные нужды, материальное поощрение работников, благотворительные цели.
Рис. 1.2 Направления использования чистой прибыли
К расходам связанным с развитием производства относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы, финансирование разработок и освоение новой продукции и технологических процессов, затраты связанные о техническим перевооружением производства, расширением предприятия, проведением природоохранных мероприятий, расходы по погашению долгосрочных кредитов. Накопленная прибыль может быть направлена в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, а также может перечисляться вышестоящим организациям, концернам, ассоциациям, союзам.
Распределение на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий.
К материальным поощрениям относятся выплаты премий работникам за достижения в труде, оказание материальной помощи, единовременные пособия, компенсация стоимости питания.
Очевидно, что вся прибыль остающаяся в распоряжении предприятия разделяется на прибыль увеличивающую стоимость имущества (т.е. участвующую в накоплении) и прибыль, направляемую на потребление (не увеличивающую стоимость имущества). Если прибыль не расходуется она остается как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала. Наличие такой прибыли свидетельствует о наличии источника для дальнейшего развития предприятия.
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели.
Различные стороны производственно-
Различают несколько видов прибыли.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток). Балансовая прибыль является суммой прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций. Расчет балансовой прибыли можно представить следующим образом:
ПБ=ПР+ПП+ПВН,
где ПБ – балансовая прибыль (убыток); ПР – прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг); ПП – то же от прочей реализации; ПВН – доходы и расходы по внереализационным операциям.
Общая схема формирования прибыли представлена на рис. 1.3.
Рис. 1.3 Формирование балансовой и чистой прибыли
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составляет, как правило, наибольшую часть всей балансовой прибыли предприятия. Определяют ее как разность между выручкой от реализации продукции по оптовым ценам предприятия (без НДС) и ее полной себестоимостью. Если себестоимость продукции превышает ее стоимость в оптовых ценах, то результатом производственной деятельности предприятия будет убыток. Расчет прибыли от реализации продукции может быть представлен в виде формулы
ПР = ВД-Зпр-НДС,
где ВД – валовой доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих оптовых ценах; Зпр – затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции); НДС – налог на добавленную стоимость.
В валовом доходе находят выражение завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств в денежную наличность и начало нового их оборота. Валовой доход характеризует также финансовые результаты деятельности предприятия. На производственных предприятиях выручка складывается из сумм, поступивших в оплату продукции, работ, услуг на счета предприятия в учреждениях банков или непосредственно в кассу предприятия. Предприятиями торговли и общественного питания валовой доход от реализации товаров определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров.