Сущность и виды международного разделения труда, основные факторы, определяющие МРТ и показатели его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время наблюдается общая тенденция, которая выражается в создании единого экономического пространства. Этот процесс обозначился уже много веков и даже тысячелетий назад, когда появилась внешняя торговля. Сейчас ни одна страна не в состоянии вести обособленную экономическую жизнь, т. к. появились зависимость и связь с этим единым экономическим хозяйством. Внешняя торговля единичных стран приобрела массовый характер и стала мировой торговлей.

Оглавление

1. Сущность и виды международного разделения труда, основные факторы, определяющие МРТ и показатели его развития…………3-8
2. Сущность международной экономической интеграции……………8-20
Формы МЭИ.
Этапы экономической интеграции.
3. Задача № 8……………………………………………………………20-22
4. Задача № 23…………………………………………………………..22-23
Список использованной литературы…………………………………...

Файлы: 1 файл

1.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

    2.1Формы МЭИ

    Региональная  интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней – зону свободной  торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов – цен, процентов и т.д. – на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.

    В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в  отношениях со своими партнерами по данному  объединению, а по отношению к  третьим странам они выступают  не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.

    Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.

    Третьей ступенью развития интеграционных объединений  является общий рынок. Здесь все  характеристики Таможенного союза  сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов данного вида интеграционного объединения.

    Общий рынок ЕС был в основном создан в конце 60-х годов. Но свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказалось мало для формирования единого зрелого рыночного пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо осуществить следующие мероприятия:

    -         выровнять уровни налогов

    -         устранить бюджетные субсидии  отдельным предприятиям и тем  более целым отраслям

    -         преодолеть различия в национальных  трудовых и хозяйственных законодательствах

    -      унифицировать национальные технические и санитарные стандарты

    -         скоординировать национальные кредитно-финансовые  структуры и системы социальной  защиты

                Осуществление этих мероприятий  и дальнейшая координация национальной  налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников данного интеграционного объединения приведет к созданию зрелого единого внутреннего рынка стран ЕС. Эту ступень интеграции принято называть Экономическим союзом. Практика ЕС показала, что Экономический союз, который предполагалось построить к концу 70-х гг, не удалось создать до сих пор. С целью ускорения формирования этого союза страны ЕС в декабре 1991 г в городе Маастрихте приняли решение ускорить выполнение указанных выше мероприятий, а так же с 1 января 1999 г ввести единую европейскую валюту, создать к этому времени единый Европейский банк, ввести единые паспорта, дипломы и другие официальные документы.

    Формирование  Экономического союза идет значительно  медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – Политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от Экономического союза к Политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать.

    Институциональная структура возможного политического  союза пока недостаточно ясна. Вероятно, она будет иметь много разновидностей в зависимости от исторических и  социопсихологических  условий того или иного региона. Однако в самых общих чертах речь идет о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступит с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого союза. Фактически готовится создание нового огромного государства.

    Развитие  интеграционных процессов намечается и на постсоветском пространстве. Здесь существуют объективные условия  для укрепления хозяйственных связей государств СНГ, для развития между ними экономической интеграции. Назовем лишь некоторые из этих условий. Во-первых, на Россию все еще приходится значительная внешнеэкономических связей бывших советских республик. Во-вторых, прошедшие годы показали, что их быстрая переориентация на Запад невозможна. В-третьих, между странами СНГ сохранилась производственно-технологическая, культурная, языковая общность, единая система образования, информационная система, научно-исследовательская сфера. С другой стороны, существует немало факторов, препятствующих развитию интеграции. В частности, в странах Содружества имеют место различия в степени проведения реформ, что создает качественно разнородную экономическую среду. Имеет место и политическая разнонаправленность отдельных бывших советских республик. И все же, несмотря на это. Интеграционные программы разрабатываются в нескольких странах СНГ, и не исключено, что в недалеком будущем этот процесс наберет полную силу и завершится созданием их Экономического союза. 

    2.2. Этапы экономической интеграции

    Исторически интеграция эволюционирует через несколько  основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости:

    преференциальные  торговые соглашения (preferential trade agreement), в соответствии с которыми, страны предоставляют более благоприятный  режим друг другу, чем они предоставляют  третьим странам.

    Зона  свободной торговли (free trade area), предусматривающая полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.

    Таможенный  союз (custom union), предполагающий согласованную  отмену странами национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

    Общий рынок (common market), при котором интегрирующие  страны договариваются о свободе  движения не только товаров и услуг, но и факторов производства -капитала и рабочей силы.

    Экономический союз (economic union), который предусматривает  наряду с общим таможенным тарифом  и свободой движения товаров и  факторов производства также и координацию  макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной.

    Преференциальные  торговые соглашения

    На  первом уровне, когда страны еще  только делают первые шаги к взаимному  сближению, между ними заключаются  преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается. 

    Зона  свободной торговли

    Зона  свободной торговли (Free trade area) - тип  международной интеграции, при котором  страны-участники отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы. 

    Основные  зоны свободной торговли:

    Соглашение  о свободе торговли стран Юго-Восточной  Азии (АСЕАН -- Association of South East Asion Nations) -- одна из крупнейших региональных организа-ций, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии (1967 г.). Провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. Высший орган - собирающаяся один раз в три года Конференция глав государств и правительств. Центральный руководящий орган - ежегодная встреча министров иностранных дел. Имеется постоянный секретариат, территориально расположенный в Джакарте (Индонезия);

    Североамериканская зона свободной торговли - НАФТА (North American Free Trade Agreement - NAFTA) - соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли слугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;

    Европейская ассоциация свободной торговли - в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;

    Балтийская  зона свободной торговли - соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г.;

    Центрально-европейское соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г.;

    Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических  связей, подписанное этими двумя  странами в 1983 г.;

    Зона  свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой, - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.;

    Бангкокское соглашение - соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г. 

      Таможенный союз

    Таможенный  союз (Custom union) - тип международной  интеграции, предполагающий согласованную  отмену странами-участницами союза  национальных таможенных тарифов и  введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного  регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли .

    В соглашении о создании таможенного  союза оговариваются следующие  моменты:

    1) Снятие внутренних таможенных  границ между странами-членами  союза;

    2) Перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

    3) Устранение таможенных процедур  во взаимной торговле товарами  национального производства;

    4) Унификацию форм и методов  сбора внешнеторговой статистики;

Информация о работе Сущность и виды международного разделения труда, основные факторы, определяющие МРТ и показатели его развития