Сущность государственного регулирования регионального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:21, реферат

Краткое описание

В современной экономике периодически возникает необходимость систематических регулирующих воздействий со стороны государственных институтов, особенно в тех областях, где самостоятельные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в решении сложных социально-экономических проблем. Именно поэтому проблема государственного регулирования территориального развития особенно актуальна в настоящих условиях, когда идет поиск баланса между рыночными методами регулирования и государственным воздействием на развитие экономики.

Файлы: 1 файл

титульный лист региональная экономика - копия.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

В Германии действует Комитет по пространственной организации, председателем которого является канцлер ФРГ, а членами – федеральные министры отвечающие за основные аспекты регионального развития. Конференция министров по пространственной организации, объединяющая министров федерального и земельного уровня, вырабатывает согласованные рекомендации. Консультативный комитет по пространственной организации работает в непосредственном контакте с ведущим министерством. Агентство по строительству и пространственному планированию, обладающее статусом общественного института, готовит для правительственных учреждений аналитические отчеты, экспертизы региональных проектов, предложения по региональному развитию.

Во Франции авторитетным представительным органом управления, вырабатывающим рекомендации и осуществляющим координационные функции, том числе непосредственно в регионах, является Делегация по обустройствам территории и региональному развитию (ДАТАР). Межведомственный комитета по обустройству и развитию территории (СИАДТ) подчиняется Премьер-министру, а его членами являются министры. Свои решения СИАДТ принимает по предложениям ДАТАР. Национальный комитет по обустройству территории (КНАДТ) готовит предложения по осуществлению согласованной региональной политики национальным правительством, органами местного самоуправления и Европейским союзом, а также участвует в подготовке планов регионального развития. Фонд обустройства и развития территории (ФНАДТ) участвует финансировании проектов, отобранных указанными выше институтами.

В Италии, кроме Министерства по делам регионов, важную роль играет Конференция «Государство – регионы». В работе Конференции, собираемого два раза в месяц, принимают участие представители всех регионов страны. Прав созыва – у Председателя Совета министров. Он имеет один голос, а регион вместе взятые – также один голос (т.е. по 50%). Главными задачами Конференции являются подготовка согласованных предложений к проекту бюджета, выделении государственной помощи слаборазвитым регионам. В случае необходимости на Конференцию приглашаются представители тех или иных министерств ведомств.

В Испании значительную роль в реализации региональной экономического политики играют Генеральный административный совет по планирований Совет по финансовой политике автономных сообществ, Национальная комиссия по местной администрации. Наряду с ними функционируют совместные комиссий (ассоциации, конференции) центрального правительства и автономных сообществ, регулирующие определенные аспекты регионального развития, а также Союз итальянских провинций и Национальная ассоциация итальянских коммун.

В США существует большая сеть организаций, оказывающих содействие региональному развитию. Их число стало быстро расти в 1960-е гг. в связи с активизацией государственного вмешательства в экономику регионов (к этому времени относится принятие ряда федеральных законов о региональном развитии). Возникающие организации назывались по-разному: региональные агентства по планированию, советы (комитеты) при местных властях, организации развития и т.д. К 1967 г. было создано более 350 подобных организаций, которым*дано было общее название – «Совет». Для координации их работы была образована Национальная ассоциация региональных советов, которая стала ежегодно проводить свои конференции. В обосновании региональной политики федерального правительства и штатов участвуют крупные исследовательско-информационные центры.

В ряде стран  важную роль в управлении государственной  собственностью и реализации целей государственного регулирования играют государственные корпорации (компании) регионального развития.

Главными их задачами являются:

•усиление влияния общественного (государственного и муниципального) сектора на развитие региона посредством целенаправленной деятельности государственных и муниципальных предприятий и фирм со смешанным капиталом;

  • осуществление проектов совершенствования региональной инфраструктуры, оздоровления социальной и экологической среды;
  • привлечение инвесторов, особенно в проблемные ареалы, оказание частным предпринимателям финансовой, правовой и другой помощи в создании новых и реструктуризации действующих фирм, стимулирование инновационной Деятельности;
  • выполнение функций банков развития и др.

В США региональные корпорации осуществляют комплексные мероприятия по стимулированию регионального развития, прежде всего путем сооружения и модернизации объектов инфраструктуры. Мировую известность получила государственная корпорация по развитию долины реки Теннеси на юго-востоке страны. В Нидерландах с 1970-х гг. функционируют пять государственных инвестиционных компаний со своими ареалами деятельности. Так, компания регионального развития LIOF участвовала в реконструкции Южного Лимбурга. Компания продолжает действовать и сейчас; в ее уставном Капитале доля центрального правительства составляет 91%, доля провинции Лимбург – 8%, доля муниципалитетов – 1%. Аналогичные по своим функциям региональные инвестиционные компании действуют в Бельгии, Швеции и ряде других европейских стран.

Растущая солидарность регионов в решении различных  вопросов экономической, социальной, культурной жизни находит свое выражение  в создании координирующих организаций-ассоциаций. В Германии – это Национальная ассоциация муниципалитетов (общин), в Италии – Постоянный совет регионов и Ассоциация коммун, в Нидерландах – Ассоциация местных органов власти в Швеции – Ассоциация советов городов и Ассоциация муниципалитетов. Эти ассоциации обмениваются опытом управления и хозяйствования, отстаивают общие интересы регионов (муниципалитетов) в отношениях с центральными властями. Последние в большинстве стран официально признают ассоциации как своих деловых партнеров.

государственный регулирование экономический корпорация

 

Заключение

 

Проблемы регионального  деления, устойчивого и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов являются как никогда актуальными на современном этапе становления России как равноправного и стабильного члена мирового сообщества. Совокупностью методов и инструментов управления социально-экономическим развитием региона является региональная политика государства. Для каждого субъекта Российской Федерации, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе. Проведение региональной политики невозможно без формирования системы государственных организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Другим инструментом регионального развития стали федеральные целевые программы. направленные на решение задачи стимулирования социально-экономического развития (например, обеспечение ускоренного экономического роста в геостратегически важных регионах страны) и направленные на решение задачи обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в том числе, на решение проблем кризисных территорий).

Список использованной литературы

 

1.Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь [Текст] / Э.Б. Алаев – М.: Наука, 1983. – С. 189–190.

2. Ларина Н.И. Государственное регулирование регионального развития [Текст] / Н.И. Ларина. – Мир, Россия, Сибирь – Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2005. – 512 с.

3 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление [Текст] / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин – М.: ИНФРА-М, 2006. – 278 с.

4. Некрасов Н.Н. Региональная экономика [Текст] / Н.Н. Некрасов – М.: Наука, 1978. – 14 с.

5. Колосовский Н.Н. Основы регионального развития [Текст] / Н.Н. Колосовский – М.: Экономика, 2000. – 41 с.

6. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов [Текст] / А.Г. Гранберг, – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – С. 349–352,357–360

7. Видяпина В.И., Степанова М.В. Региональная экономика [Текст] / Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 410 с.

8. Гутман Г.В. Управление региональной экономикой [Текст] / Г.В. Гутман [и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 152 с.

9. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление [Текст] / Ю.С. Дульщиков. – М.: РАГС, 2006. – 233 с.

 

 

 

 


Информация о работе Сущность государственного регулирования регионального развития