Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:21, реферат
В современной экономике периодически возникает необходимость систематических регулирующих воздействий со стороны государственных институтов, особенно в тех областях, где самостоятельные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в решении сложных социально-экономических проблем. Именно поэтому проблема государственного регулирования территориального развития особенно актуальна в настоящих условиях, когда идет поиск баланса между рыночными методами регулирования и государственным воздействием на развитие экономики.
В Германии действует Комитет по пространственной организации, председателем которого является канцлер ФРГ, а членами – федеральные министры отвечающие за основные аспекты регионального развития. Конференция министров по пространственной организации, объединяющая министров федерального и земельного уровня, вырабатывает согласованные рекомендации. Консультативный комитет по пространственной организации работает в непосредственном контакте с ведущим министерством. Агентство по строительству и пространственному планированию, обладающее статусом общественного института, готовит для правительственных учреждений аналитические отчеты, экспертизы региональных проектов, предложения по региональному развитию.
Во Франции авторитетным представительным органом управления, вырабатывающим рекомендации и осуществляющим координационные функции, том числе непосредственно в регионах, является Делегация по обустройствам территории и региональному развитию (ДАТАР). Межведомственный комитета по обустройству и развитию территории (СИАДТ) подчиняется Премьер-министру, а его членами являются министры. Свои решения СИАДТ принимает по предложениям ДАТАР. Национальный комитет по обустройству территории (КНАДТ) готовит предложения по осуществлению согласованной региональной политики национальным правительством, органами местного самоуправления и Европейским союзом, а также участвует в подготовке планов регионального развития. Фонд обустройства и развития территории (ФНАДТ) участвует финансировании проектов, отобранных указанными выше институтами.
В Италии, кроме Министерства по делам регионов, важную роль играет Конференция «Государство – регионы». В работе Конференции, собираемого два раза в месяц, принимают участие представители всех регионов страны. Прав созыва – у Председателя Совета министров. Он имеет один голос, а регион вместе взятые – также один голос (т.е. по 50%). Главными задачами Конференции являются подготовка согласованных предложений к проекту бюджета, выделении государственной помощи слаборазвитым регионам. В случае необходимости на Конференцию приглашаются представители тех или иных министерств ведомств.
В Испании значительную роль в реализации региональной экономического политики играют Генеральный административный совет по планирований Совет по финансовой политике автономных сообществ, Национальная комиссия по местной администрации. Наряду с ними функционируют совместные комиссий (ассоциации, конференции) центрального правительства и автономных сообществ, регулирующие определенные аспекты регионального развития, а также Союз итальянских провинций и Национальная ассоциация итальянских коммун.
В США существует большая сеть
организаций, оказывающих содействие
региональному развитию. Их число стало
быстро расти в 1960-е гг. в связи с активизацией
государственного вмешательства в экономику
регионов (к этому времени относится принятие
ряда федеральных законов о региональном
развитии). Возникающие организации назывались
по-разному: региональные агентства по
планированию, советы (комитеты) при местных
властях, организации развития и т.д. К
1967 г. было создано более 350 подобных организаций,
которым*дано было общее название – «Совет».
Для координации их работы была образована
Национальная ассоциация региональных
советов, которая стала ежегодно проводить
свои конференции. В обосновании региональной
политики федерального правительства
и штатов участвуют крупные исследовательско-
В ряде стран важную роль в управлении государственной собственностью и реализации целей государственного регулирования играют государственные корпорации (компании) регионального развития.
Главными их задачами являются:
•усиление влияния общественного (государственного и муниципального) сектора на развитие региона посредством целенаправленной деятельности государственных и муниципальных предприятий и фирм со смешанным капиталом;
В США региональные корпорации осуществляют комплексные мероприятия по стимулированию регионального развития, прежде всего путем сооружения и модернизации объектов инфраструктуры. Мировую известность получила государственная корпорация по развитию долины реки Теннеси на юго-востоке страны. В Нидерландах с 1970-х гг. функционируют пять государственных инвестиционных компаний со своими ареалами деятельности. Так, компания регионального развития LIOF участвовала в реконструкции Южного Лимбурга. Компания продолжает действовать и сейчас; в ее уставном Капитале доля центрального правительства составляет 91%, доля провинции Лимбург – 8%, доля муниципалитетов – 1%. Аналогичные по своим функциям региональные инвестиционные компании действуют в Бельгии, Швеции и ряде других европейских стран.
Растущая солидарность регионов в решении различных вопросов экономической, социальной, культурной жизни находит свое выражение в создании координирующих организаций-ассоциаций. В Германии – это Национальная ассоциация муниципалитетов (общин), в Италии – Постоянный совет регионов и Ассоциация коммун, в Нидерландах – Ассоциация местных органов власти в Швеции – Ассоциация советов городов и Ассоциация муниципалитетов. Эти ассоциации обмениваются опытом управления и хозяйствования, отстаивают общие интересы регионов (муниципалитетов) в отношениях с центральными властями. Последние в большинстве стран официально признают ассоциации как своих деловых партнеров.
государственный
регулирование экономический
Проблемы регионального деления, устойчивого и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов являются как никогда актуальными на современном этапе становления России как равноправного и стабильного члена мирового сообщества. Совокупностью методов и инструментов управления социально-экономическим развитием региона является региональная политика государства. Для каждого субъекта Российской Федерации, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе. Проведение региональной политики невозможно без формирования системы государственных организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Другим инструментом регионального развития стали федеральные целевые программы. направленные на решение задачи стимулирования социально-экономического развития (например, обеспечение ускоренного экономического роста в геостратегически важных регионах страны) и направленные на решение задачи обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в том числе, на решение проблем кризисных территорий).
1.Алаев Э.Б. Социально-
2. Ларина Н.И. Государственное регулирование регионального развития [Текст] / Н.И. Ларина. – Мир, Россия, Сибирь – Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2005. – 512 с.
3 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление [Текст] / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин – М.: ИНФРА-М, 2006. – 278 с.
4. Некрасов Н.Н. Региональная экономика [Текст] / Н.Н. Некрасов – М.: Наука, 1978. – 14 с.
5. Колосовский Н.Н. Основы регионального развития [Текст] / Н.Н. Колосовский – М.: Экономика, 2000. – 41 с.
6. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов [Текст] / А.Г. Гранберг, – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – С. 349–352,357–360
7. Видяпина В.И., Степанова М.В. Региональная экономика [Текст] / Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 410 с.
8. Гутман Г.В. Управление региональной экономикой [Текст] / Г.В. Гутман [и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 152 с.
9. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление [Текст] / Ю.С. Дульщиков. – М.: РАГС, 2006. – 233 с.
Информация о работе Сущность государственного регулирования регионального развития