Стратегическое планирование города

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 05:35, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать особенности стратегического планирования развития муниципального образования г. Горячий Ключ.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования развития города;
- изучить опыт стратегического планирования в постсоветских странах и зарубежем;
- выделить цели и принципы разработки экономической стратегии городов;
- проанализировать особенности стратегического планирования в российских городах и в г. Горячий Ключ, в частности;

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование ГК.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, взаимоотношения центр - периферия также принимались во внимание, что является актуальным и для наших городов и регионов. Города стали играть новую роль во взаимоотношении с другими городами и с окружающей их территорией.

      Возрастание роли стратегических принципов в  мировой практике планирования развития регионов и городов вызвано несколькими причинами, среди которых наиболее важными являются:

      - процессы глобализации и усложнение внешней среды;

      - усиление неопределенности и риска в предпринимательской и иной деятельности;

      - усиление экономической конкуренции среди городов;

      - возрастание роли регионального и местного уровней принятия решений;

      - кризис теории и практики планирования и управления территориями.

      В России возможность и насущность применения стратегического подхода  в планировании определяется следующими обстоятельствами:

      - меняется философия, принципы, цели развития городов. Ранее при планировании, несмотря на декларирование приоритета социальных целей, проводился принцип "производство ради производства". Именно поэтому города развивались как города-заводы, часто моно специализированные, неотъемлемым качеством которых была гигантомания. В настоящее время город все чаще рассматривается как среда обитания человека, как место ведения предпринимательской деятельности. Поэтому целями развития города являются устойчивое развитие, создание благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе и предпринимательской среды;

      - структурные изменения в городе вошли в качественно иную фазу. Задачей местных властей становится смягчение последствий падения производства и сокращения занятости, поддержание новых видов деятельности. Усиливается динамичность и неопределенность развития городов;

      - меняется роль самого города в системе планирования своего будущего, а именно: планирование социально-экономического развития города передается в ведение местных органов власти. К тому же круг факторов, на которые может воздействовать и влиять городская власть, качественно изменился;

      - городские власти большинства российских городов решают насущные проблемы зачастую без их увязки. В ответ на остро встающие проблемы разрабатываются разнообразные программы, но они не имеют под собой единой изначально разработанной и принятой городским сообществом стратегии общего развития города. Хотя, реализуя программы, администрации городов выполняют главные задачи (миссию) местных органов самоуправления: благоустройство города, безопасность граждан, социальная защита горожан и т.д.; но была бы максимальная польза от этих программ, если бы шло их комплексное развитие в рамках единого стратегического плана социально- экономического развития города;

      - усиливаются разногласия и противоречия между различными ведомствами, предприятиями и организациями в городе; расширяются конфликты между городами (особенно крупными и крупнейшими) и окружающими их территориями. Все это требует выработки механизма разрешения таких противоречий. Такой механизм, как показывает зарубежный и отечественный опыт, успешно создается и функционирует в рамках стратегического планирования;

      - меняется роль горожан в процессе принятия решений о развитии города. Интересы людей не должны только формулироваться и учитываться городскими органами власти. Горожанин постепенно становится полноправным участником системы планирования, активно выступая в защиту своих интересов. Процедура стратегического планирования позволяет реализовывать принципы согласования интересов различных групп населения в процессе составления и реализации планов.

      Задачей выбора стратегии является поиск  такой линии развития, при которой  цели развития города и его собственные ресурсы совпадут с возможностями и ограничениями, диктуемыми внешней средой. Постоянное изменение внутренних и внешних условий развития города может приводить и приводит к изменению главной стратегии в ходе планирования.

      Конкретная  стратегия выбирает путь развития, в котором должен развиваться данный объект. Стратегия должна обеспечить направляющие принципы, базу принятия управленческих решений для разрешения определенных проблем, т.е. стратегия является одним из элементов управления, его неотъемлемой составной частью. 
 

      2. Развитие стратегического планирования

      г. Горячий Ключ 

      2.1 Анализ особенностей планирования развития г. Горячий Ключ 

      21 февраля 1975 года Указом Президиума  Верховного Совета РСФСР Горячий  Ключ был отнесен к городам  краевого подчинения. С 6 августа 1996 года г.Горячий Ключ является муниципальным округом, а с февраля 2004 года – городским округом, на территории которого осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет.

      Особенности планирования развития г. Горячий Ключ можно представить в виде трех направлений:

      - социально-экономическое развитие;

      - развитие промышленности и инфраструктуры;

      - развитие санаторно-курортного комплекса.

      Социально-экономическое  развитие

      На  душу населения в 2008 году поступления с территории города во все уровни бюджетов составили 23 959 рублей. В 2007 году  было 15 755 рублей, в 2006 году – 11 253 рубля. Это подтверждает рост экономики в городе.

      Численность населения занятого в экономике города к концу 2008 года составила 16 271 человек (30% процентов от общей численности населения муниципального образования). Реальные доходы на душу населения  составили 103,8% к соответствующему периоду 2007 года. Среднемесячная заработная плата составила 5 945 рублей, что на 25,2% больше 2007 года.

      Работа  образовательных учреждений города в 2008 году была направлена на практическую реализацию концепции модернизации российского образования.

      Реформирование  здравоохранения города регламентировалось муниципальным заказом, в основе которого был анализ кадрового потенциала, медико-демографических показателей, заболеваемости населения, инфраструктуры здравоохранения и медицинского обеспечения, расходов на здравоохранение.

      Основными направлениями деятельности Администрации  города по социальной защите населения в 2009 году были:

      - реализация решений, направленных  на достижение максимальной эффективности  социальной защиты ветеранов,  инвалидов, семей с детьми;

      - поддержка малоимущих и остронуждающихся  граждан;

      - защита интересов и прав работающего населения, охрана их труда.

      Для дальнейшего эффективного социально-экономического развития города необходимо реализовать  следующие направления:

      - своевременная выплата заработной  платы, увеличение минимальной  заработной платы, уделение максимального  внимания вопросам охраны труда и трудовых отношений;

      - закрепление сотрудников Администрации  за налоговыми территориями города, что позволит увеличить доходную  часть бюджета;

      - поддержание достаточного количества  рабочих мест для жителей города  в соответствии с развитием их квалификации;

      - поддержание устойчивой в экологическом  аспекте экономики города;

      - повышение качества образования;

      - работа с предприятиями города  по оказанию шефской помощи  ветеранам войны и детям-инвалидам;

      - развитие первичной медико-санитарной помощи с сохранением объемов и качественным изменением структуры стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи.

      Развитие  промышленности и  инфраструктуры

      В настоящее время в число крупных  и средних предприятий города входят три организации:

      - ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»;

      - ЗАО «Завод минеральных вод  «Горячеключевской»;

      - ООО «Ручеек».

      По  объему производства и отгрузки эти  предприятия занимают лидирующее место  в промышленном комплексе города.

      Сфера потребительского рынка города включает в себя 429 магазинов и торговых павильонов, 59 объектов общественного питания, три рынка, 223 хозяйствующих субъекта, которые предоставляют 36 видов бытовых услуг.

      В 2009 году была проведена работа по совершенствованию схемы водоснабжения города и сельских населенных пунктов, строительству и ремонту дорожного полотна, развитию газификации муниципального образования.

      Развитие  промышленности и инфраструктуры нуждается  в реализации ряда мероприятий, а  именно:

      - увеличение объемов производства  на 20%;

      - участие в международных выставках и конкурсах;

      - разработка проекта охраны Псекупского  месторождения минеральных вод;

      - развитие сети придорожного сервиса;

      - повышение качества реализуемых  в муниципальном образовании  товаров и услуг;

      - расширение сети объектов потребительской сферы по микрорайонам города и сельским населенным пунктам;

      - проведение конкурсов по различным  профессиям потребительской сферы;

      - реализация части проектов в  сельских населенных пунктах;

      - развитие частного гостиничного  бизнеса.

      Развитие санаторно-курортного комплекса

      За 2009 год в городе отдохнуло 50 000 человек. Среднегодовая заполняемость основных санаториев составляет 84%. Объем доходов всех здравниц города в 2009 году составил более 200 млн. рублей, что на 7,3% больше чем в 2008 году.

      В 2008 году три здравницы г. Горячий Ключ выиграли конкурс на размещение  льготных категорий граждан в количестве 1 526 путевок: ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» – 933 путевки,  санаторий «Россия» – 380 путевок и ЗАО Санаторий «Предгорье Кавказа» – 213 путевок.

      В 2009 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования составил 1,3 миллиарда рублей, что составляет к уровню 2008 года 115%.

      Для дальнейшей реализации плана развития санаторно-курортного комплекса необходимо:

      - продолжить работы по строительству, ремонту, реконструкции и модернизации рекреационного комплекса;

      - разрабатывать новые методики  оздоровления;

      - увеличить количество процедур, связанных с использованием минеральной  воды;

      - продолжить благоустройство курортного парка (в 2009 году в его обустройство было вложено 14 млн.рублей);

      - проводить презентации города  и его санаториев, рекламу г.Горячий  Ключ за пределами Краснодарского  края;

      - участвовать во всех отраслевых, ярмарках и форумах;

      - создать единый информационный  сайт в Интернете;

      - решить проблему обустроенности  экскурсионных маршрутов;

      - совершенствовать архитектурный  облик г. Горячий Ключ;

      - проводить обустройство природных  памятников, перспективных в плане  массового туризма;

      - повышать привлекательность города  как места для жизни, отдыха, работы и инвестирования.

      Таким образом, в муниципальном образовании  г. Горячий Ключ проводится активная политика по укреплению экономики города, решению жизненно важных проблем населения.

      Особенности планирования развития связаны, прежде всего, с развитием инвестиционной привлекательности и имиджа города, что обусловлено реализацией всех направлений социально-экономического развития, развития промышленности и инфраструктуры развития санаторно-курортного комплекса.

Информация о работе Стратегическое планирование города