Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:30, курсовая работа
Данная работа посвящена изучению стекольной и фарфорофаянсовой промышленности России, истории ее развития, а также современного состояния.Цель этой работы изучения стекольной и фарфорофаянсовой промышленности России, истории ее развития и современного состояния, а также ее места в экономике России и мира.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Стекольная промышленность……………………………………………… 3
1.1. Определение стекла. История возникновения и развития стекольной промышленности ………………………………………………………………3
1.2 .Стекольная промышленность России……………………………………11
1.3. Борский стекольный завод…………………………………………………17
2. Фарфорофаянсовая промышленность………………………………………22
2.1. Общая характеристика фарфора. История возникновения………………22
2.2 . Общие понятия о фаянсе. Его история. Что такое «майолика»?..............25
2.3. Фарфорофаянсовая промышленность России……………………………27
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………………..29
Кроме
того, в начале июля 2007 года компания
Glaverbel, супермажоритарный акционер
«БСЗ», заявила о намерении запустить
в начале 2008 года производство нового
для российского рынка стекла
марки Matelux, используемого для декоративных
целей, мебели и фасадов. Мощность производства
может составить порядка 1 млн. кв.
м. в год, инвестиции в проект составят
порядка 3,9 млн. евро. Компания в целом
демонстрирует общую восходящую динамику
натуральных показателей, приспосабливаясь
к основным тенденциям на рынке листового
стекла. Некоторое снижение объёмов выпуска
в натуральном выражении в 2005-2006 гг. было
вызвано проведением модернизации существующих
мощностей завода, а также общей конъюнктурой
на стекольном рынке, сложившейся вследствие
появления новых заводов по производству
флоат-стекла в России, а также конкуренцией
со стороны азиатских производителей
стекла. Тем не менее, учитывая темпы развития
отрасли, возрастающий спрос на стекольную
продукцию внутри страны, а также ограничение
импорта стекла со стороны поставщиков
из стран Европы и Азии, вызванное увеличением
внутреннего спроса в этих регионах, ожидается
рост объёмов выпуска термополированного
стекла на заводе в 2007 году на 7%, до 39,1 млн.
кв. м. ОАО «Борский стекольный завод»
демонстрирует восходящую динамику выручки,
начиная с 2003 года, когда произошло оживление
на рынке полированного стекла, что повлекло
за собой увеличение средних цен на продукцию
компании. За 4 года с 2002 по 2006 гг. «БСЗ»
добился увеличения выручки в 2 раза. Снижение
показателей выручки компании в долларовом
выражении в 2005 году было обусловлено
некоторым падением объёмов продаж стекла
в натуральном выражении, а также эффектом
курсовых разниц. Тем не менее, по итогам
2006 года, выручка компании увеличилась
на 16% по сравнению с 2005 годом. Снижение
цен на основное сырьё позволило компании
добиться удержания себестоимости на
уровне $96 млн. по итогам 2006 года, что положительным
образом сказалось на росте валовой рентабельности
компании. По итогам 2006 валовая рентабельность
составила 52,7%, что соответствует увеличению
более чем на 7,2 п. п. по сравнению с 2005 годом.
За 9 месяцев 2007 года благодаря позитивной
конъюнктуре сырьевых рынков валовая
рентабельность незначительно увеличилась
по сравнению с 2006 годом и составила 52,9%.
Низкие темпы роста коммерческих расходов
позволили компании добиться существенного
увеличения операционных показателей
по итогам 9 месяцев 2007 года: операционная
прибыль выросла более чем на 59%. Увеличение
чистой прибыли почти в 3 раза по итогам
2006 года в основном было связано с получением
прочих доходов компании, возникших от
реализации активов. В частности, в рамках
оптимизации бизнеса компании в 2006 году
была продана дилерская сеть «Главербор».
Тем не менее, стабильное увеличение рентабельности
оп чистой прибыли по итогам 9 месяцев
2007 года свидетельствует о достаточно
эффективной стратегии компании по модернизации
предприятия и увеличению диверсификации
продуктовой линейки. «БСЗ» не имеет долговых
обязательств и финансирует инвестиционную
программу за счёт операционной деятельности,
чему способствуют достаточно динамичные
темпы роста выручки компании, а также
позитивная ценовая конъюнктура на рынке
листового стекла. Модернизация оборудования,
а также наращивание производственных
мощностей компании соответствуют долгосрочной
стратегии группы Asahi Glass по увеличению
доли, занимаемой компанией на рынке флоат-стекла
в России, а также обеспечению импортозамещения
стекольной продукции на внутреннем рынке.
В 2005-2006 ОАО «Борский стекольный завод»
вложил порядка 16 млн. евро в строительство
комплекса по производству автомобильного
триплекса. В начале 2007 года компания намеревалась
вложить около 10 млн. евро в создание линии
по производству закалённого стекла. За
последний год был подписан ряд инвестиционных
соглашений с ведущими мировыми производителями
автомобилей о строительстве в России
современных заводов. Ведущие мировые
автопроизводители осознали перспективность
российского рынка, который является в
настоящее время вторым по величине в
Европе, а в ближайшее время имеет все
шансы стать первым. В числе основных компаний,
планирующих в ближайшее время строительство
производственных мощностей на территории
России – Toyota, Suzuki, Nissan, а также Volkswagen. Кроме
того, в начале июля 2007 года компания Glaverbel
заявила о намерении запустить в начале
2008 года производство нового для российского
рынка стекла марки Matelux, используемое
для декоративных целей, мебели и фасадов.
Мощность производства может составить
порядка 1 млн. кв. м. в год, инвестиции в
проект составят примерно 3,9 млн. евро.
2. Фарфорофаянсовая промышленность
2.1 Общая
характеристика фарфора.
Фарфо́р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур)— вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивающийся. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук (в зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным). Фарфор обладает высокой механической прочностью, химической и термической стойкостью, электроизоляционными свойствами и применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, электро- и радиотехнических деталей, коррозионностойких аппаратов химической технологии, низкочастотных изоляторов ит.д. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой Фарфор называется полевошпатовым). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала. Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому более велика опасность деформации заготовки при обжиге. Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450°C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает до 1300°C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).
Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50% костяной золы, а также кварц, каолин ит.д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью. Фарфор покрывают глазурью или без глазури— бисквитный фарфор. Фарфор впервые был получен в 620г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор. Попытки отрыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу. Иоганн Фридрих Беттгер (1682—1719гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора)— тонкой керамики, яшмового фарфора. Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы,— тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее,— возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.
Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения,— мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен. Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики. Фарфоровая масса изготавливается из тонких смесей каолина (белой глины), кварца, полевого шпата и других алюмосиликатов и включает до 40 различных добавок.
Основное сырье:
Фарфор
сегодня расписывается
2.2 Общие понятия о фаянсе. История фаянса. Что такое майолика?
Фаянс - (фр. faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Предшественницей фаянса была майолика. Майолика (от итал. Maiolica— Мальорка)— разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы ит.п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения. Производство керамических изделий из обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии в Европу. Особую известность получили иранские изделия с росписью цветными эмалями по кремовой глазури. В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Техника получила распространение в Италии в XIVв. и достигла расцвета в XVIIв. Особенно прославились своими изделиями мастерские Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кальтаджироне и Кастельдуранте. В Европе фаянс начали выпускать в середине XVI веке во Франции, это были изделия с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью. В XVIII—XX вв. высокого качества фаянсовые изделия производили керамисты Англии, Германии.
Определились
характерные черты
В России
расцвет майоликового производства
пришёлся на XVIII век. В 1724 году в Петербурге
была основана фабрика Гребенщикова,
на которой был начат выпуск посуды
из майолики. Завод выпускал изделия
с монохромной росписью. Еще одним
наиболее известным центром производства
стали мастерские в подмосковном
поселке Гжель, где в то время
преимущественно использовалась многоцветная
техника. Другим крупным центром
майолики ещё в XVII веке был Ярославль,
где производились поливные изразцы
для украшения стен храмов и интерьеров
домов. Петербургские и гжельские
фабрики стали основой
2.3 Фарфорофаянсовая промышленность России
Фарфоро-фаянсовая
промышленность — отрасль лёгкой
промышленности, специализирующаяся на
выпуске изделий тонкой керамики:
хозяйственного и художественного
фарфора, фаянса, полуфарфора и майолики.
История фарфорово-фаянсовой промышленности
России берёт своё начало с 1744 года, когда
в Петербурге была открыта первая Порцелиновая
мануфактура(ныне Императорский фарфоровый
завод). Спустя более полувека в 1798 году
под Киевом открывается и первая фаянсовая
фабрика. В XIX веке открываются несколько
новых крупных заводов: в 1809 году в селе
Домкино Тверской губернии заработал
Конаковский фаянсовый завод, в 1832 - Дулёвский
фарфоровый завод и к началу XX века фарфоро-фаянсовая
промышленность России выросла в крупную
отрасль, насчитывающую 36 заводов, которая
по объёму производства и качеству продукции
не уступала крупнейшим европейским производителям.
В настоящее время крупнейшими производителями
фарфора и фаянса в мире являются: «Розенталь»
и «Хученройтер» в Германии, «Бернарде»
и «Дюпе» во Франции, «Уэджвуд» в Великобритании,
«Норитакэ» в Японии, Будянский фаянсовый
завод на Украине. Фарфорово-фаянсовая
промышленность России включает: Конаковский
фаянсовый завод, Краснодарский фарфоро-фаянсовый
завод, Дулёвский фарфоровый завод, Лефортовский
фарфоровый завод, завод "Саракташский
фаянс", Императорский (Ломоносовский)
фарфоровый завод, Корниловский фарфоровый
завод и другие.
Заключение
В современных условиях международного разделения труда, одной из отраслей специализации России является национальная стекольная промышленность.
Продукция российского стекла составляет значительную долю в мировом производстве и торговле.
В 2008 году
в России было произведено около
100 млн. квадратных метров плоского стекла
и 6 млрд.200 млн. штук стеклянной тары, в
том числе, 5 млрд. 300 млн. штук узкогорлой
и свыше 900 млн. штук широкогорлой тары
или 7% мирового выпуска (4 место в
мире). При этом из общего объема производства
стекла экспортировалось 30%, что составляет
около 1,3 % мировой торговли (18 место
в мире). Таким образом, отечественная
стекольная промышленность функционирует
в общей системе мировых
Фарфорово-фаянсовая промышленность России представлена: Конаковский фаянсовый завод, Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод, Дулёвский фарфоровый завод, Лефортовский фарфоровый завод, завод "Саракташский фаянс", Императорский (Ломоносовский) фарфоровый завод, Корниловский фарфоровый завод и другие.
Керамика,
жаростойкие стекло и фарфор требуют
внимательности при использовании,
но, несмотря на необходимость соблюдения
"техники безопасности", специалисты
решительно утверждают - именно за этой
посудой будущее.
Список используемой литературы
1.История
России с древнейших времён
до конца XVII в. Под ред. А.Н.Сахарова.-М.,
2. История России с начала XVIII в. до
конца XIX в. Под ред. А.Н.Сахарова, -М.,2000
3. Цейтлин М. А., Очерки по истории развития
стекольной промышленности в России, М.,
1999;
4.Бреховских
С. М., Стекло за рубежом.
5.Промышленность
строительных материалов в СССР. 1917—1967,
под ред. А. С. Болдырева, М., 1967;