Стекольная промышленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению стекольной и фарфорофаянсовой промышленности России, истории ее развития, а также современного состояния.Цель этой работы изучения стекольной и фарфорофаянсовой промышленности России, истории ее развития и современного состояния, а также ее места в экономике России и мира.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
1. Стекольная промышленность……………………………………………… 3
1.1. Определение стекла. История возникновения и развития стекольной промышленности ………………………………………………………………3
1.2 .Стекольная промышленность России……………………………………11
1.3. Борский стекольный завод…………………………………………………17
2. Фарфорофаянсовая промышленность………………………………………22
2.1. Общая характеристика фарфора. История возникновения………………22
2.2 . Общие понятия о фаянсе. Его история. Что такое «майолика»?..............25
2.3. Фарфорофаянсовая промышленность России……………………………27
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………………..29

Файлы: 1 файл

экономика отрасли.docx

— 59.67 Кб (Скачать)

Кроме того, в начале июля 2007 года компания Glaverbel, супермажоритарный акционер «БСЗ», заявила о намерении запустить  в начале 2008 года производство нового для российского рынка стекла марки Matelux, используемого для декоративных целей, мебели и фасадов. Мощность производства может составить порядка 1 млн. кв. м. в год, инвестиции в проект составят порядка 3,9 млн. евро. Компания в целом демонстрирует общую восходящую динамику натуральных показателей, приспосабливаясь к основным тенденциям на рынке листового стекла. Некоторое снижение объёмов выпуска в натуральном выражении в 2005-2006 гг. было вызвано проведением модернизации существующих мощностей завода, а также общей конъюнктурой на стекольном рынке, сложившейся вследствие появления новых заводов по производству флоат-стекла в России, а также конкуренцией со стороны азиатских производителей стекла. Тем не менее, учитывая темпы развития отрасли, возрастающий спрос на стекольную продукцию внутри страны, а также ограничение импорта стекла со стороны поставщиков из стран Европы и Азии, вызванное увеличением внутреннего спроса в этих регионах, ожидается рост объёмов выпуска термополированного стекла на заводе в 2007 году на 7%, до 39,1 млн. кв. м. ОАО «Борский стекольный завод» демонстрирует восходящую динамику выручки, начиная с 2003 года, когда произошло оживление на рынке полированного стекла, что повлекло за собой увеличение средних цен на продукцию компании. За 4 года с 2002 по 2006 гг. «БСЗ» добился увеличения выручки в 2 раза. Снижение показателей выручки компании в долларовом выражении в 2005 году было обусловлено некоторым падением объёмов продаж стекла в натуральном выражении, а также эффектом курсовых разниц. Тем не менее, по итогам 2006 года, выручка компании увеличилась на 16% по сравнению с 2005 годом. Снижение цен на основное сырьё позволило компании добиться удержания себестоимости на уровне $96 млн. по итогам 2006 года, что положительным образом сказалось на росте валовой рентабельности компании. По итогам 2006 валовая рентабельность составила 52,7%, что соответствует увеличению более чем на 7,2 п. п. по сравнению с 2005 годом. За 9 месяцев 2007 года благодаря позитивной конъюнктуре сырьевых рынков валовая рентабельность незначительно увеличилась по сравнению с 2006 годом и составила 52,9%. Низкие темпы роста коммерческих расходов позволили компании добиться существенного увеличения операционных показателей по итогам 9 месяцев 2007 года: операционная прибыль выросла более чем на 59%. Увеличение чистой прибыли почти в 3 раза по итогам 2006 года в основном было связано с получением прочих доходов компании, возникших от реализации активов. В частности, в рамках оптимизации бизнеса компании в 2006 году была продана дилерская сеть «Главербор». Тем не менее, стабильное увеличение рентабельности оп чистой прибыли по итогам 9 месяцев 2007 года свидетельствует о достаточно эффективной стратегии компании по модернизации предприятия и увеличению диверсификации продуктовой линейки. «БСЗ» не имеет долговых обязательств и финансирует инвестиционную программу за счёт операционной деятельности, чему способствуют достаточно динамичные темпы роста выручки компании, а также позитивная ценовая конъюнктура на рынке листового стекла. Модернизация оборудования, а также наращивание производственных мощностей компании соответствуют долгосрочной стратегии группы Asahi Glass по увеличению доли, занимаемой компанией на рынке флоат-стекла в России, а также обеспечению импортозамещения стекольной продукции на внутреннем рынке. В 2005-2006 ОАО «Борский стекольный завод» вложил порядка 16 млн. евро в строительство комплекса по производству автомобильного триплекса. В начале 2007 года компания намеревалась вложить около 10 млн. евро в создание линии по производству закалённого стекла. За последний год был подписан ряд инвестиционных соглашений с ведущими мировыми производителями автомобилей о строительстве в России современных заводов. Ведущие мировые автопроизводители осознали перспективность российского рынка, который является в настоящее время вторым по величине в Европе, а в ближайшее время имеет все шансы стать первым. В числе основных компаний, планирующих в ближайшее время строительство производственных мощностей на территории России – Toyota, Suzuki, Nissan, а также Volkswagen. Кроме того, в начале июля 2007 года компания Glaverbel заявила о намерении запустить в начале 2008 года производство нового для российского рынка стекла марки Matelux, используемое для декоративных целей, мебели и фасадов. Мощность производства может составить порядка 1 млн. кв. м. в год, инвестиции в проект составят примерно 3,9 млн. евро. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Фарфорофаянсовая промышленность

2.1 Общая  характеристика фарфора. История  возникновения

Фарфо́р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур)— вид  керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивающийся. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук (в зависимости от формы и  толщины изделия, тон может быть разным). Фарфор обладает высокой механической прочностью, химической и термической стойкостью, электроизоляционными свойствами и применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, электро- и радиотехнических деталей, коррозионностойких аппаратов химической технологии, низкочастотных изоляторов ит.д. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой Фарфор называется полевошпатовым). Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала. Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому более велика опасность деформации заготовки при обжиге. Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450°C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает до 1300°C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50% костяной золы, а также  кварц, каолин ит.д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и  просвечиваемостью. Фарфор покрывают глазурью или без глазури— бисквитный фарфор. Фарфор впервые был получен в 620г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор. Попытки отрыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу. Иоганн Фридрих Беттгер (1682—1719гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора)— тонкой керамики, яшмового фарфора. Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы,— тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее,— возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

Необходимо  заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения,—  мягкий фарфор, поскольку в его  состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский  фарфор, он также обжигается при  более низкой температуре и менее  прочен. Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики. Фарфоровая масса изготавливается из тонких смесей каолина (белой глины), кварца, полевого шпата и других алюмосиликатов и включает до 40 различных добавок.

Основное  сырье: 

  • каолин;
  • кварц, полевой шпат, пегматит;
  • глина;
  • кварцевый песок;
  • гипс пешеланский;
  • глинозем;
  • кости трубчатые.

Фарфор  сегодня расписывается несколькими  способами: подглазурной росписью и  внутриглазурной росписью фарфора  с высокотемпературным обжигом  и надглазурной росписью при низкотемпературном обжиге фарфора. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся прямо  на бисквитный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью. Надглазурная роспись фарфора с высокотемпературным и низкотемпературным обжигом подразумевает нанесение красок на уже обожжённую глазурованную поверхность фарфорового изделия. 
 

2.2 Общие  понятия о фаянсе. История фаянса. Что такое майолика?

Фаянс - (фр. faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные  детали, посуда, умывальники, унитазы  и др.), имеющие плотный мелкопористый  черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются  те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение  компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Предшественницей фаянса была майолика. Майолика (от итал. Maiolica— Мальорка)— разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы ит.п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения. Производство керамических изделий из обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии в Европу. Особую известность получили иранские изделия с росписью цветными эмалями по кремовой глазури. В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Техника получила распространение в Италии в XIVв. и достигла расцвета в XVIIв. Особенно прославились своими изделиями мастерские Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кальтаджироне и Кастельдуранте. В Европе фаянс начали выпускать в середине XVI веке во Франции, это были изделия с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью. В XVIII—XX вв. высокого качества фаянсовые изделия производили керамисты Англии, Германии.

Определились  характерные черты художественного  фаянса: мягкость линий, обобщенность форм, многообразие способов украшения  — росписью, рельефом, цветными глазурями.

В России расцвет майоликового производства пришёлся на XVIII век. В 1724 году в Петербурге была основана фабрика Гребенщикова, на которой был начат выпуск посуды из майолики. Завод выпускал изделия  с монохромной росписью. Еще одним  наиболее известным центром производства стали мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то время  преимущественно использовалась многоцветная техника. Другим крупным центром  майолики ещё в XVII веке был Ярославль, где производились поливные изразцы  для украшения стен храмов и интерьеров домов. Петербургские и гжельские  фабрики стали основой фаянсовой  промышленности России. Настоящие фаянсовые  заводы появились в России лишь в  начале XIX века. Именно тогда были открыты  крупнейшие предприятия в этой области  — Киево-Межигорский завод и  завод Ауэрбаха в Тверской губернии (ныне Конаковский фаянсовый завод). К технике майолики обращались многие выдающиеся художники, в частности русские живописцы «серебряного века» М.А.Врубель, В.М.Васнецов, А.Я.Головин и С.В.Малютин, а также западные модернисты, в частности Ф. Леже и П. Пикассо. 
 
 
 
 
 
 

2.3 Фарфорофаянсовая  промышленность России

Фарфоро-фаянсовая  промышленность — отрасль лёгкой промышленности, специализирующаяся на выпуске изделий тонкой керамики: хозяйственного и художественного  фарфора, фаянса, полуфарфора и майолики. История фарфорово-фаянсовой промышленности России берёт своё начало с 1744 года, когда в Петербурге была открыта первая Порцелиновая мануфактура(ныне Императорский фарфоровый завод). Спустя более полувека в 1798 году под Киевом открывается и первая фаянсовая фабрика. В XIX веке открываются несколько новых крупных заводов: в 1809 году в селе Домкино Тверской губернии заработал Конаковский фаянсовый завод, в 1832 - Дулёвский фарфоровый завод и к началу XX века фарфоро-фаянсовая промышленность России выросла в крупную отрасль, насчитывающую 36 заводов, которая по объёму производства и качеству продукции не уступала крупнейшим европейским производителям. В настоящее время крупнейшими производителями фарфора и фаянса в мире являются: «Розенталь» и «Хученройтер» в Германии, «Бернарде» и «Дюпе» во Франции, «Уэджвуд» в Великобритании, «Норитакэ» в Японии, Будянский фаянсовый завод на Украине. Фарфорово-фаянсовая промышленность России включает: Конаковский фаянсовый завод, Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод, Дулёвский фарфоровый завод, Лефортовский фарфоровый завод, завод "Саракташский фаянс", Императорский (Ломоносовский) фарфоровый завод, Корниловский фарфоровый завод и другие. 
 
 
 
 

Заключение

В современных  условиях международного разделения труда, одной из отраслей специализации  России является национальная стекольная промышленность.

Продукция российского стекла составляет значительную долю в мировом производстве и  торговле.

В 2008 году в России было произведено около 100 млн. квадратных метров плоского стекла и 6 млрд.200 млн. штук стеклянной тары, в  том числе, 5 млрд. 300 млн. штук узкогорлой и свыше 900 млн. штук широкогорлой тары или 7% мирового выпуска (4 место в  мире). При этом из общего объема производства стекла экспортировалось 30%, что составляет около 1,3 % мировой торговли (18 место  в мире). Таким образом, отечественная  стекольная промышленность функционирует  в общей системе мировых хозяйственных  связей, и ее состояние в значительной степени зависит от тенденций  развития мировой стекольной отрасли.

Фарфорово-фаянсовая  промышленность России представлена: Конаковский фаянсовый завод, Краснодарский  фарфоро-фаянсовый завод, Дулёвский  фарфоровый завод, Лефортовский фарфоровый завод, завод "Саракташский фаянс", Императорский (Ломоносовский) фарфоровый завод, Корниловский фарфоровый завод  и другие.

Керамика, жаростойкие стекло и фарфор требуют  внимательности при использовании, но, несмотря на необходимость соблюдения "техники безопасности", специалисты  решительно утверждают - именно за этой посудой будущее. 
 
 

Список  используемой литературы

1.История  России с древнейших времён  до конца XVII в. Под ред. А.Н.Сахарова.-М.,2000.  
2.  История России с начала XVIII в. до конца XIX в. Под ред. А.Н.Сахарова, -М.,2000  
3. Цейтлин М. А., Очерки по истории развития стекольной промышленности в России, М., 1999;

4.Бреховских  С. М., Стекло за рубежом. Производство  и применение, М., 2000;

5.Промышленность строительных материалов в СССР. 1917—1967, под ред. А. С. Болдырева, М., 1967;  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стекольная промышленность