Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:30, курсовая работа
Данная работа посвящена изучению стекольной и фарфорофаянсовой промышленности России, истории ее развития, а также современного состояния.Цель этой работы изучения стекольной и фарфорофаянсовой промышленности России, истории ее развития и современного состояния, а также ее места в экономике России и мира.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Стекольная промышленность……………………………………………… 3
1.1. Определение стекла. История возникновения и развития стекольной промышленности ………………………………………………………………3
1.2 .Стекольная промышленность России……………………………………11
1.3. Борский стекольный завод…………………………………………………17
2. Фарфорофаянсовая промышленность………………………………………22
2.1. Общая характеристика фарфора. История возникновения………………22
2.2 . Общие понятия о фаянсе. Его история. Что такое «майолика»?..............25
2.3. Фарфорофаянсовая промышленность России……………………………27
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………………..29
В качестве
основного сырья для
Существует два основных способа производства листового стекла, различающихся технологически на стадии формирования листового стекольного полотна из расплавленной стекломассы:
Различаются три главных вида стекла:
1) Содово-известковое стекло (1Na2O: 1CaO: 6SiO2)
2) Калийно-известковое стекло (1K2O: 1CaO: 6SiO2)
3) Калийно-свинцовое стекло (1K2O: 1PbO: 6SiO2)
Кальциево-натриевое
стекло - «содовое стекло» можно
с лёгкостью плавить, оно мягкое
и потому легко поддаётся обработке,
а, кроме того, чистое и светлое.
Калиево-кальциевое стекло - «поташное
стекло», в отличие от калиевого, более
тугоплавкое, твёрдое и не такое пластичное
и способное к формовке, но обладает зато
сильным блеском. Оттого что раньше его
получали непосредственно из золы, в которой
много железа, стекло было зеленоватого
цвета, и в XVI веке для его обесцвечивания
начали применять перекись марганца. А
так как именно лес давал сырьё для изготовления
этого стекла, его называли ещё лесным
стеклом. На килограмм поташа шла тонна
древесины.
1.2.Стекольная промышленность России
Место стекольной промышленности в экономике России и мира. Основные показатели работы отрасли. В современных условиях международного разделения труда, одной из отраслей специализации России является национальная стекольная промышленность. Продукция российского стекла составляет значительную долю в мировом производстве и торговле.
В 2002 году в России было произведено около 100 млн. квадратных метров плоского стекла и 6 млрд.200 млн. штук стеклянной тары, в том числе, 5 млрд. 300 млн. штук узкогорлой и свыше 900 млн. штук широкогорлой тары или 7% мирового выпуска (4 место в мире). На рис.1 изображена динамика российского производства плоского стекла (в т.ч. в среднесрочной перспективе). По данным СтеклоСоюза, объём рынка листового стекла в России по итогам 2007 года составил порядка 175 млн. м2. Основной же рост физических объёмов производства высококачественного флоат-стекла в России ожидается в 2009-2010 гг. Объёмы производства к 2010 году могут составить примерно 300 млн. м2 флоат-стекла в год. К этому времени произойдёт запуск основных мощностей крупных западных компаний в России, и, по прогнозам СтеклоСоюза, стекольная отрасль имеет все шансы существенно увеличить объём экспорта листового стекла. В настоящее время доля экспортных поставок от общего объёма производимого в России листового стекла не превышает 7-10%. При этом из общего объема производства стекла экспортировалось 30%, что составляет около 1,3 % мировой торговли (18 место в мире). Таким образом, отечественная стекольная промышленность функционирует в общей системе мировых хозяйственных связей, и ее состояние в значительной степени зависит от тенденций развития мировой стекольной отрасли. Основным направлением развития международных экономических отношений на рубеже XX и XXI веков стала глобализация экономики, которая в полной мере проявилась в стекольной промышленности.
Российские
предприятия вытесняются с
Крупнейшими
компаниями отрасли являются «Борский
стекольный завод» (AGC БСЗ), «Салаватстекло»,
«Саратовстройстекло». Кроме того,
активно наращивает выпуск продукции,
укрепляя своё положение на рынке, стекольный
завод в г. Клин Московской области,
построенный компанией Glaverbel. В начале
2006 года компания Pilkington запустила завод
по выпуску флоат-стекла в г. Раменское
Московской области. Мощность завода составляет
порядка 240 тыс. т., однако доли этих заводов
на рынке пока находятся на уровне
10% от общего объёма рынка. Одним из самых
мощных производств в России обладает
«Борский стекольный завод», контролирующий
порядка 26% рынка. В 2006 году высокую динамку
выпуска флоат-стекла продемонстрировало
«Саратовстройстекло», увеличивший объёмы
выпуска более чем на 20% по сравнению с
2005 годом, а также «Салаватстекло», выпуск
флоат-стекла на котором вырос по сравнению
с 2005 годом более чем в 2 раза. Увеличение
требований к качеству стекла на рынке,
наряду с ограничением возможностей импорта
из стран Европы и Азии, позволяет говорить
о высоком потенциале российского рынка
флоат-стекла. По прогнозам СтеклоСоюза,
среднегодовые темпы роста производства
продукции в России составят 16-19% в период
с 2006-2010 гг. При этом благоприятная конъюнктура
стекольного рынка России, выражающаяся
в динамике роста цен на продукцию стекольных
заводов, положительным образом сказывается
на росте финансовых показателей компаний.
Стекольный рынок в России формируется под влиянием следующих факторов:
· рост
пищевых продуктов с
· увеличение объемов жилищного и гражданского строительства;
· увеличение объемов потребления стекла в мебельной промышленности и рост количества транспортной техники. В настоящее время 75% составляет производство контейнерного и плоского стекла, приблизительно 20% стекла потребляют мебельная промышленность и транспорт. Важнейшим направлением государственной промышленной политики в отношении стекольной отрасли на современном этапе является создание таких общих условий для работы предприятий отрасли, которые бы соответствовали условиям развития в странах - крупнейших участниках мирового рынка стекла. В контексте этой задачи обеспечение конкурентоспособности стекольной промышленности России на мировом рынке предполагает реализацию ряда государственных мер в области налоговой, таможенной и тарифной политики, а так же внешней торговли.
Вторым важным направлением государственной промышленной политики в отношении стекольной отрасли должна стать программа из специальных мер, направленных на стимулирование собственного производителя восстановлением льгот по прибыли на капитальное строительство, ускорение возврата НДС по экспорту, расширению внутреннего спроса на импортозаменяющую продукцию, налоговое поощрение инновационной деятельности в производстве и в процессе реструктуризации предприятий. Вопрос о мерах по развитию стекольной промышленности является чрезвычайно актуальным в связи с увеличением темпов роста производства в отрасли, которая является одной из базовых отраслей экономики и играет важную роль в формировании макроэкономических показателей России. В 2002 году в общем объеме промышленной продукции России доля стеклоизделий из стекла составила около 7%, в численности и трудящихся в промышленности - 8,9%. Предприятия отрасли обеспечили 5,4 % начисленных налоговых поступлений промышленности в консолидированный бюджет. Учитывая ограничения на внешних рынках, перспективы развития российской стекольной промышленности в период до 2010 года связаны, в первую очередь, с расширением спроса на ее продукцию на внутреннем рынке. Одновременно темпы роста внутреннего потребления изделий из стекла растут. Однако существует опасность демпинговых поставок на российский рынок импортной стеклопродукции. В этих условиях целесообразно добиваться от правительства реализовать комплекс мер по защите национальных производителей на внутреннем рынке стекла, используя при этом распространенные в международной практике инструменты государственного регулирования. В первую очередь, необходимо расширить практику применения тарифных и нетарифных мер для сокращения объемов необоснованного импорта стеклопродукции, машин и оборудования, причем большое значение имеет оперативность применения этих мер в соответствии с изменениями рыночной коньюнктуры.
Важнейшими
факторами дальнейшего
1.3 Борский стекольный завод
AGC БСЗ
(ОАО «Борский стекольный