Становление предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:05, контрольная работа

Краткое описание

В работе рассмотрено предпринимательство как особый тип воспроизводства, включающий в себя организационную, новаторскую и социальную составляющие. Организационная составляющая подразумевает соединение комплекса ресурсов, их рациональную комбинацию, осуществляемую по собственной инициативе, на собственный риск и под свою ответственность с целью получения предпринимательского дохода. Организационная сторона предполагает не только создание и развитие действующего предприятия, но и организацию взаимодействия фирмы с микро- и макросредой ее функционирования, учет комплекса факторов меняющейся внешней среды. На практике эта составляющая реализуется в основном через стратегическое, текущее и ситуационное планирование. Новаторская сторона связана с поиском новых комбинаций факторов производства, активным поиском новых решений, нахождением новых возможностей получения прибыли. И, наконец, социальная составляющая предполагает важность данной деятельности с позиции экономического прогресса в обществе в целом.

Оглавление

1. Сущность предпринимательства и его роль в рыночной экономике...........3
2. Предпосылки становления предпринимательства в переходной экономике России.................................................................................................................7
3. Проблемы малого предпринимательства в России......................................11
Литература.......................................................................................................19

Файлы: 1 файл

Становление предпринимательства в России.docx

— 45.82 Кб (Скачать)

Таким образом, основная проблема малых предприятий - недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей, У основной массы населения, живущей «от получки до получки», нет резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

В целом  на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения  при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей  раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного  спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного  кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные  с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Ещё одной  существенной проблемой является законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский Кодекс РФ, Законы Российской Федерации "О собственности в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

Отсутствует система проведения глубокого анализа  деятельности малых предприятий. Нет  надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует  отчетность по тем показателям, которые  дают право малым предприятиям воспользоваться  льготами по налогообложению.

Материально-техническое  обеспечение малых предприятий  осуществляется в недостаточном  объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых  предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен  доступ малых предприятий к высоким  технологиям, так как их покупка  требует значительных одноразовых  финансовых затрат.

Круг  не простых проблем связан и с  социальной защитой предпринимательской  деятельности. Известно, что ранее  существовавшая на основе распределения  общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения  в условиях нынешнего переходного  периода оказалась практически  подорванной [10].

Каковы  проблемы развития малого бизнеса на 2011 г. и последующие годы?

С 2010 года единый социальный налог (ЕСН) заменен уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), ТОМС (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования). С 2011 года размер страховых взносов увеличится. Для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, — с 26% до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), — с 14% до 34% (в 2,5 раза).

 

С 2010 года установлен предел налогооблагаемой базы, который составляет 415 000 рублей на каждого работника нарастающим итогом с начала года (если данная сумма превышается, то взносы не начисляются — п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ). Данный лимит индексируется ежегодно.

Именно  для субъектов малого и среднего бизнеса были введены налоговые  спецрежимы, и в частности ЕНВД, который предполагается отменить с 2012 года для большинства видов деятельности.

По мнению большинства специалистов и предпринимателей малого и среднего бизнеса, еще проверки, коррупция, кризис не преодолены, еще не почувствовал бизнес результатов президентской помощи, а налоговые ухудшения уже грядут неумолимо. В результате всех нововведений налоговая нагрузка на малый бизнес увеличивается в 2011 году в 2–2,5 раза, а с 2012 года —  в 3–3,5 раза.

Если  декларации президента о поддержке  малого бизнеса и необходимости  формирования среднего класса — не популистские лозунги, то деятельность разработчиков новых налоговых  законов можно квалифицировать  как противогосударственную по следующим  причинам.

1. Это  ведет к разорению малого бизнеса.  Ведь деятельность малого бизнеса  в нашей стране сопряжена с  огромными трудностями и затратами.  И при этом является малодоходной. Любое ухудшение приведет к  массовому закрытию мелких предприятий.  Правда, на статистике это не  отразится, так как вначале  будет попытка спасения бизнесов  и начнется поголовная регистрация  ИП с целью минимизации налогов  с ФОТ. К увеличению численности  субъектов МСБ приведет и дробление  в связи с уменьшением численности  наемных работников до 15 человек  для оставшихся на ЕНВД в  2011 г.

2. Это ведет к уходу «в тень» малого бизнеса (к возвращению к практике «серых» зарплат, сокрытию оборотов) и, как следствие, к усилению фискальной деятельности всех органов, а значит, к новому витку коррупции.

3. Это  ведет к полной социальной  незащищенности наемных работников (сокращения, реальное уменьшение  заработной платы, потеря социального  пакета), увеличению безработицы,  а также к росту фиктивной  безработицы (люди, работающие без  оформления трудовых договоров,  имеют возможность стоять на учете как безработные и получать пособия). Увеличатся и субсидии малообеспеченным гражданам (на самом деле получающим зарплату в конвертах).

4. Это  ведет к потерям местных бюджетов, так как произойдет резкое  снижение собираемости налогов  с ФОТ. Крупный бизнес будет  платить значительно меньше, а  мелкий не сможет платить те  суммы, которые ему заботливо  определили государственные чиновники,  радеющие о его развитии. Кроме  того, снизятся отчисления и по  ЕНВД. Предполагаемые отчисления  с патентов в местные бюджеты  — это комбинация из трех  пальцев. Так как на патентах  окажется ничтожное количество  видов предпринимательской деятельности. Розничная торговля и общепит на патенты переводиться не будут.

5. Это  ведет, в конечном счете, к недоверию к государственной власти, к потере всякой надежды на возможность жить и честно работать в своей стране.

Таким образом, значение развития малого и среднего предпринимательства для современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. Малый и средний бизнес являются основой формирования среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества.

В этом секторе  создается и функционирует значительная часть национальных ресурсов. Государство  должно знать весь комплекс проблем  объективно присущие малому и среднему бизнесу и принять действенные  необходимые меры поддержки и  развития предпринимательства в  стране.

Высокие налоги, возрастающая арендная плата  за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала – все это затрудняет положение эффективной деятельности и вынуждает  направлять  основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная  причина сокращения числа малых  предприятий – низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение

 

Какая организационно-правовая форма предпринимательства наиболее благоприятна для фирмы с точки  зрения системы налогообложения? Обоснуйте  ответ.

 

Наиболее  значимыми целями, которые преследуют современные фирмы, являются:

- получение  и максимизация массы (нормы)  прибыли;

- завоевание  большей доли рынка;

- достижение определенного объема  производства и уровня продаж;

- достижение  рыночной власти.

Размер  фирмы определяется:

- размерами  платежеспособного спроса на  производимый товар или услугу;

- эффектом  масштаба;

- способностью  противостоять внешним воздействиям  и обеспечить устойчивость, необходимую для выполнения функций.

Предпринимательская деятельность осуществляется в определенной организационно-правовой форме. Под  организационно-правовой формой предпринимательства  подразумевается комплекс правовых, организационных и хозяйственных  норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений  между собственниками фирмы, между  структурными подразделениями самой  фирмы, между фирмой и другими, внешними по отношению к ней, субъектами хозяйственной  деятельности, и органами государственной  власти, в том числе характер имущественной  ответственности.

Формы предпринимательства  зависят от сферы (отрасли) деятельности, финансовых возможностей, преимуществ  той или иной организационной  формы, особенностей действующего законодательства [4].

Типичными организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности в мировой практике являются: единоличное владение, различного рода партнерства, корпорация.

Единоличное владение (индивидуальная предпринимательская деятельность) представляет собой фирму, активы которой находятся в собственности одного лица. Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолично принимает решения и распоряжается прибылью, полученной в результате хозяйственной деятельности, а с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы. Для индивидуального владения характерна концентрация пучка прав собственности в руках владельца фирмы.

Этот  вид организации бизнеса на начальной  стадии имеет ряд преимуществ  перед другими организационно-правовыми  формами:

- простоту организации и низкие  организационные издержки;

- минимальную  величину начального капитала;

- преимущество  в налогах;

- полную  самостоятельность, гибкость, свободу  и оперативность действий;

- максимум  побудительных мотивов для заинтересованности  в успехе бизнеса;

- конфиденциальность [10].

Заплатив  определенную госпошлину, предприниматель  приобретает в местных органах власти патент на право заниматься соответствующей деятельностью, уплачивая налоги по ставкам на физических лиц (предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, в отличие от других предприятий платит в большинстве случаев один вид налога — подоходный). При отсутствии регистрации предприниматель несет ответственность лишь в размерах своего имущества независимо от его использования для своей деятельности. Это объясняется задачей поддержки развития предпринимательства в России. Поэтому и создаются условия для ограничения имущественной ответственности. После укрепления слоя индивидуальных предпринимателей законодательство будет приведено в соответствие с международными нормами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  2. Курс экономической теории. Учебник. Под ред. Чепурина М.Н.,

Киселевой Е.А. Киров, 1999г., гл.9.

  1. Орлов А. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация. Вопросы экономики. 2001г., №10.
  2. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России. Вопросы экономики, 2002г., №7.
  3. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 1997.
  4. Пелих А.С., Шепеленко Г.И. Малые предприятия. - М.: Гардарика, 1996
  5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. М., 1998г., гл.4.
  6. Экономическая теория. Учебник для вузов. Под ред. Камаева В.Д. М., 1998г., гл.11.
  7. Экономика: учебное пособие. В 2-х частях. Часть 1. Микроэкономика / [авторы: С.К. Ашванян и др.] ; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2008 - 168 с.
  8. http://konspekts.ru/predprinimatelstvo/edinolichnoe-vladenie/

Информация о работе Становление предпринимательства в России