Становление предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:05, контрольная работа

Краткое описание

В работе рассмотрено предпринимательство как особый тип воспроизводства, включающий в себя организационную, новаторскую и социальную составляющие. Организационная составляющая подразумевает соединение комплекса ресурсов, их рациональную комбинацию, осуществляемую по собственной инициативе, на собственный риск и под свою ответственность с целью получения предпринимательского дохода. Организационная сторона предполагает не только создание и развитие действующего предприятия, но и организацию взаимодействия фирмы с микро- и макросредой ее функционирования, учет комплекса факторов меняющейся внешней среды. На практике эта составляющая реализуется в основном через стратегическое, текущее и ситуационное планирование. Новаторская сторона связана с поиском новых комбинаций факторов производства, активным поиском новых решений, нахождением новых возможностей получения прибыли. И, наконец, социальная составляющая предполагает важность данной деятельности с позиции экономического прогресса в обществе в целом.

Оглавление

1. Сущность предпринимательства и его роль в рыночной экономике...........3
2. Предпосылки становления предпринимательства в переходной экономике России.................................................................................................................7
3. Проблемы малого предпринимательства в России......................................11
Литература.......................................................................................................19

Файлы: 1 файл

Становление предпринимательства в России.docx

— 45.82 Кб (Скачать)

- Историчность  переходной экономики обусловлена  тем, что она обязательно сменяется  периодом зрелого развития экономической  системы.

- Создание  рынка является средством формирования  эффективной экономической системы  на основе многообразных форм  частной собственности, функционирующих  в рамках регулируемого рынка,  двухуровневой банковской системы  и свободного ценообразования  с рядом фиксированных цен.  Экономика перехода к рынку  обусловлена чертами централизованно  управляемой экономики.

- Сверхмонополизм — сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения — стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.

- Милитаризованная  производственная структура, главной  составляющей которой является  ВПК – основной потребитель  ресурсов и квалифицированной  рабочей силы (рабочей аристократии).

- Затратная  система цен, которая не позволяет  реально оценивать экономическую  эффективность.

- Отсутствие  механизма экономической защиты природных ресурсов. Производство ориентировано на максимальное введение ресурсов, а не на их рациональное использование, в том числе и при экспорте.

- Низкий  жизненный уровень. В РФ (в %) 4 – богатые, 34 – бедные и 62 – малообеспеченные; в США 8 –  богатые, 80 – средний класс, 12 –  бедные.

- Коллективистская  психология, препятствующая преобразованиям [2].

Очевидно, что переходный период продлится  десятилетия.

Предпринимательская деятельность в современной России возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно  рыночной экономикой, а в результате трансформации командной системы. В связи с этим становление  и развитие предпринимательства  в России связано с целым рядом  трудностей и противоречий:

- во-первых, медленно и часто бессистемно  формируется законодательная база  предпринимательства, отличающаяся  противоречивостью и недостаточной  стабильностью;

- во-вторых, система исполнения законов, особенно  связанная с защитой прав собственности,  работает неэффективно, что сдерживает  развитие предпринимательства;

- в-третьих,  налоговая система по преимуществу  носит фискальный характер и  по-прежнему сохраняющееся достаточно  высокое налоговое бремя дестимулирует предпринимательскую деятельность, что наряду с недобросовестностью исполнения законов способствует стремлению экономических агентов «уйти в тень»;

- в-четвертых,  условия, необходимые для развития  предпринимательства, имеются лишь  частично; это касается неразвитости  рыночной инфраструктуры и сохраняющихся высоких бюрократических препонов.

В современной  экономике России в силу многих причин основной формой предпринимательства  выступают крупные фирмы в  промышленности, функционирующие на основе акционерной собственности. Многие из них представляют собой  не только единый технологический комплекс, но и являются градообразующими структурами.

Значительные  диспропорции между крупным, средним  и малым бизнесом имеют свои исторические корни. В советской плановой экономике  приоритет был отдан крупным  промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, которым директивно устанавливались  объемы производства и ассортимент  выпускаемой продукции.

Ситуация  стала меняться с распадом Советского Союза и переходом России на рельсы рыночной экономики. Необходимо было создавать  рыночную инфраструктуру и конкурентную среду. Процесс приватизации привел к выделению из состава крупных  предприятий подразделений, как  правило, вспомогательных и обслуживающих, большинство из которых стали  малыми и средними предприятиями [9].

 

Крупный бизнес за счет концентрации производства, внутренней специализации и кооперирования имеет ряд преимуществ перед  малым и средним бизнесом, а  именно:

- для изготовления продукции  в больших объемах применяются  специализированные оборудование  и технологии, обладающие, как правило,  значительно более высокими техническими  характеристиками;

- крупным  предприятиям проще получить  кредит, причем под невысокие  банковские проценты, в том числе  у зарубежных банков;

- в составе  крупных предприятий имеются  структуры, занимающиеся научными  и опытно-конструкторскими разработками  новой продукции и новых технологий;

- производительность  труда, как правило, на крупных  предприятиях выше, чем на средних  и малых; 

- в крупных  российских компаниях достаточно  высока доля государственной  собственности, а потому они  в большей степени получают  поддержку государства и имеют  возможность привлекать иностранные  инвестиции и выходить на зарубежные  рынки.

В то же время крупным предприятиям присущи  недостатки, среди которых чаще всего  отмечают их негибкость, более сложную  адаптацию к изменениям рыночной конъюнктуры, меньшие стимулы к  труду в связи с обезличиванием работников.

В отраслевой структуре крупного бизнеса преобладают  предприятия добывающих отраслей и  первичной переработки сырья: топливной  промышленности, электроэнергетики, черной и цветной металлургии, химической промышленности. Отрасли обрабатывающей промышленности с позиции мирового уровня по большей части слабо  конкурентоспособны, недостаточно развиты  высокотехнологичные и наукоемкие производства.

Сложившаяся отраслевая структура крупного бизнеса  тормозит развитие российской экономики.

Малый же бизнес, обладая большими возможностями  гибкого реагирования на конъюнктуру  рынка, способен не только удовлетворять  постоянно меняющиеся запросы потребителей, но и  дает уникальные возможности  для самореализации предпринимателя.

Несмотря  на позитивные изменения в расширении позиций малого бизнеса на рынке, существует множество проблем, которые  сдерживают развитие данного сектора  экономики в России. К ним можно  отнести: несовершенное законодательство, неоправданно высокие административные барьеры, сложности доступа к  финансово-кредитным ресурсам, недостаток навыков ведения бизнеса, сохраняющийся  высокий налоговый прессинг, недостаточное  развитие производственной кооперации между крупными и малыми предприятиями  и другие [10].

Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупного, так и малого бизнеса. От рационального соотношения числа крупных, средних и малых предприятий зависит эффективное использование ресурсных возможностей национальной экономики.

 

Несмотря на трудности роста, предпринимательство  в России развивается. По мере накопления капиталов все больше становится устойчивых фирм, пытающихся делать бизнес цивилизованным путем.

Становление предпринимательства в России чаще всего шло методом проб и ошибок, дальнейшее его развитие связано  с необходимостью использования как зарубежного опыта, что важно в условиях интеграции экономики страны в мировое хозяйство, так и учета специфики России, прежде всего ее ресурсного потенциала и менталитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы малого предпринимательства в России.

 

В России предпринимательство существует с  давних времен. Зародилось оно еще  в Киевской Руси в торговой форме  и в виде промыслов. Первыми предпринимателями  в России можно считать мелких торговцев и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится  к годам правления Петра I (1689-1725). По всей России создаются мануфактуры, широко развиваются такие отрасли  промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Ярким представителем предпринимателей промышленности в  ту пору явилась династия Демидовых, родоначальником которой был  тульский кузнец.

Дальнейшее  развитие предпринимательства сдерживалось наличием крепостного права. Серьезным  стимулом развития предпринимательства  стала реформа 1861 года. Началось строительство  железных дорог, реорганизовывалась тяжелая  промышленность, оживилась акционерная  деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный  капитал. В 1890-е годах в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением, предприниматель формируется как собственник, несмотря на то, что влияние иностранного капитала и государства остается значительным [3].

Исторически развитие производительных сил любого общества начиналось с мелкого производства. Эта форма производства, просуществовав тысячелетия, продолжает функционировать  и до сих пор.

Однако  на определенном этапе своего исторического  движения мелкое производство раздваивается  на нерыночную и рыночную части. Мелкое производство, ориентированное на рынок, и осуществляемое самим собственником, одновременно являющимся работником и  управленцем (наряду с другими участниками  производства), и есть малое предпринимательство. В данном случае собственник, управленец (менеджер) и работник выступают в одном лице.

Малые предприятия  в силу занимаемого ими положения  в отраслевой организации и выполняемых  функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.

Во-первых, малые предприятия, осуществляя  новые разработки в области продуктов  и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных  участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим  достижениям.

Во-вторых, способствуя распространению через  копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых  способов приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая тем самым развитие форм конкуренции.

В-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом  для отраслевой организации, они  обеспечивают не только единство конкурентного  поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.

В-четвертых, представляя собой идеальную  форму для кооперации усилий крупных  производителей в решении отдельных  проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого  рынка, малые инновационные предприятия  способствуют развитию коммуникативных  связей между ними, а через это  — и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы [6].

Рассматривая  проблемы развития малого предпринимательства, надо отметить, что в российской экономике малое предпринимательство  несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией широких  масс населения к основам рыночного  хозяйствования. Малое предпринимательство  играет важную роль в формировании нового среднего слоя общества, в демонополизации  ряда отраслей экономики, в накоплении стартовых капиталов, в структурной  перестройке экономики, в сглаживании  социальных конфликтов, в социально-экономическом  выживании отдельных слоев населения  и целых регионов страны.

Еще одна особенность развития малого предпринимательства  в российской экономике — трудности  в установлении необходимых связей и тесной производственной кооперации между малыми и крупными предприятиями. Формирование и взаимодействие трех типов предпринимательства (крупного, среднего и малого) в России усложнены  исторически сложившимися традициями в период функционирования планово-распределительной  экономики. Сохраняется полная зависимость  малых предприятий от крупных  производств [10].

Анализ развития предпринимательства  последних лет показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового  капитала - все это затрудняет продолжение  эффективной деятельности и вынуждает  направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

На фоне резкого изменения условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и  его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2010 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на МП. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда.

Правительство Российской Федерации и общественные организации не только активно участвовали  в реализации ранее запланированных  мер по поддержке малого и среднего предпринимательства в России, но и рассматривали новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и дальнейшего функционирования предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ). Усиление поддержки данного  сектора экономики продиктовано необходимостью адаптации предприятий  МСБ к функционированию в кризисных  условиях. Активно развивающийся  сектор малого и среднего бизнеса  остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики.

Информация о работе Становление предпринимательства в России