Стабилизация финансового сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:47, реферат

Краткое описание

Необходимость поддержки отечественной банковской системы объясняется её важной ролью в экономической системе страны. За годы независимости отечественные банки сформировали развитую финансовую систему, ставшую неотъемлемой составляющей отечественной экономической системы, обеспечивающей ее функционирование и стимулирующей её развитие на рыночных условиях.

Оглавление

Стабилизация финансового сектора
Решение проблем на рынке недвижимости
Поддержка малого и среднего бизнеса
Развитие агропромышленного комплекса
Реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов

Файлы: 1 файл

1.docx

— 29.25 Кб (Скачать)

  План: 

  1. Стабилизация  финансового сектора
  2. Решение проблем на рынке недвижимости
  3. Поддержка малого и среднего бизнеса
  4. Развитие агропромышленного комплекса
  5. Реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Стабилизация  финансового сектора

   
Необходимость поддержки отечественной  банковской системы объясняется  её важной ролью в экономической  системе страны. За годы независимости  отечественные банки сформировали развитую финансовую систему, ставшую  неотъемлемой составляющей отечественной  экономической системы, обеспечивающей ее функционирование и стимулирующей  её развитие на рыночных условиях.  
Предоставляя поддержку отечественным банкам, государство рассчитывает на сохранение ими объемов кредитования внутренней экономики и реального сектора, в частности, финансирование субъектов малого и среднего бизнеса и установление приемлемых условий по ипотечному кредитованию.  
Цель государства – поддержать и сохранить стабильность системы в целом. Для этих целей в Казахстане существует должное регулирование и надзор, а также система гарантирования депозитов. В ситуациях, угрожающих стабильности системы, государство предоставляет финансовую поддержку банковскому сектору в порядке и объемах, необходимых для стабилизации ситуации.  
Государство не вмешивается в операционную деятельность банков, равно как не несет никаких обязательств по долгам банков. В текущих условиях банки должны обеспечить эффективное управление активами и пассивами так, чтобы максимально были защищены интересы депозиторов банков. Государство, несмотря на это, выступает со стабилизационными инициативами в отношении системообразующих банков, деятельность которых влияет на дальнейшее развитие экономики страны. 
Для стабилизации финансового сектора будут приняты следующие меры.  
Во-первых, это дополнительная капитализация четырех системообразующих банков через приобретение простых и привилегированных акций, а также предоставление субординированных займов. При этом одним из главных условий оказания такой государственной поддержки банкам является увеличение капитала самими акционерами банков.  
На сегодняшний день, 35,6 % выданных банками займов обеспечены недвижимым имуществом и землей, стоимость которых значительно упала в цене. Это ухудшает качество активов банков. В связи с этим в банковском секторе потенциально накапливается значительный объем убытков. Для оздоровления банковского сектора Агентство по финансовому надзору повысит требования к формируемым банками провизиям. Это будет способствовать признанию банками своих убытков и списанию их за счет сформированных провизий. Но для формирования банками провизий необходим дополнительный капитал.  
Общая сумма дополнительной капитализации банков составит не менее 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге), из них: 
1 млрд. долл. США (125 млрд. тенге) будет предоставлен в виде приобретения простых акций четырех системообразующих банков (Народного Банка Казахстана, Казкоммерцбанка, Альянс банка и БТА банка); 
3 млрд. долл. США (355 млрд. тенге) будет предоставлено в форме субординированного долга и через покупку привилегированных акций, не дающих права голоса. 
Предоставленные средства должны быть направлены банками на формирование адекватного уровня резервов (провизий) и предоставление кредитов заёмщикам внутри страны. 
Государство не будет приобретать контрольный пакет в капитале банков. В собственность Фонда «Самрук-Казына» поступит до 25 % голосующих акций банков, стоимость которых будет определяться в привязке к котировкам акций на Лондонской и Казахстанской фондовых биржах на 24 октября 2008 года, то есть до того дня, когда было сделано банкам предложение.  
Государство не будет оставаться долгосрочным участником капитализированных банков. По мере ослабления мирового финансового кризиса и открытия доступа к международным рынкам капитала Фонд «Самрук-Казына» будет выходить из состава участников банков на рыночных принципах, но на условии, что цена продажи акций будет не ниже цены приобретения. Акционеры банков получат право на обратный выкуп государственного пакета акций в течение 5 лет.  
Фондом «Самрук-Казына» будут также приняты меры по реструктуризации внешних долгов банков. Банки обладают достаточной ликвидностью, а реструктуризация должна минимизировать риск рефинансирования, связанный с ограниченным доступом к внешнему фондированию. В случае, если работа по реструктуризации внешних долгов не будет иметь должного эффекта, и подверженность банков рискам будет угрожать интересам их депозиторов, Агентством по финансовому надзору как крайняя мера может быть проведена принудительная реструктуризация активов и обязательств банков, в рамках процедуры консервации, в соответствии с действующим законодательством.  
Во-вторых, создан Фонд стрессовых активов.  
Деятельность Фонда стрессовых активов будет направлена на улучшение качества кредитных портфелей казахстанских банков. Основным механизмом реализации данной цели станет выкуп сомнительных активов банков и последующее управление ими. В качестве таких активов рассматриваются активы, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов, подвержены существенным рискам (обесценению), в частности займы, предоставленные банками под залог недвижимости и земли.  
Выкуп таких займов у банков даст возможность облегчить балансы банков от низко ликвидных активов и заставит банки признать свои убытки. 
Приобретение активов будет осуществляться по балансовой стоимости (учитывающей объем создаваемых банками провизий) с применением дисконта или иной формой разделения рисков, определяемых Фондом стрессовых активов.  
В 2008 году из республиканского бюджета на капитализацию Фонда стрессовых активов первым траншем выделено 52 млрд. тенге. В 2009 году уставный капитал Фонда будет доведен до 122 млрд. тенге за счет средств республиканского бюджета. 
В-третьих, будут предоставлены дополнительные источники ликвидности в целях обеспечения своевременного обслуживания обязательств банков. В частности, Национальным Банком будет расширен перечень инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям репо.  
В целях стабилизации ресурсной базы временно свободные денежные средства национальных компаний, акционерных обществ, государственных предприятий и юридических лиц с участием государства в уставном капитале, а также государственных организаций, активы которых находятся под управлением Национального Банка, будут размещены на депозитах отечественных банков. 
В-четвертых, будет усовершенствовано государственное регулирование в финансовом секторе. 
В рамках пруденциального регулирования Агентством по финансовому надзору будет продолжена работа по снижению уровня внешних обязательств банков и в целом оптового финансирования. При этом действующие и вновь вводимые требования банковского законодательства должны стимулировать банки к формированию диверсифицированной базы фондирования, то есть к финансированию активных операций в большей степени за счет депозитной базы, в частности физических лиц. 
Будут оптимизированы подходы к расчету капитализации банков на основе лучшей международной практики. Будет оптимизирован действующий порядок классификации банковских активов, что предполагает формирование банками дополнительных резервов (провизий) с учетом возможного влияния на активы банков косвенных факторов, в том числе снижение деловой активности в секторах экономики, подверженность к негативным внешним явлениям, ожидаемая волатильность обменных курсов.  
Будут усилены требования к системам управления рисками и внутреннему контролю в банках. В первую очередь, банки должны будут существенно переработать подходы к мониторингу риска потери ликвидности, а управление активами и пассивами банков должно моделироваться с учетом наступления стрессовых ситуаций. 
Указанные меры будут применяться к банкам, как на индивидуальной, так и консолидированной основе, а также в рамках банковских конгломератов.  
В-пятых, будут проработаны механизмы функционирования накопительной пенсионной системы в новых условиях. 
В целях защиты интересов вкладчиков пенсионных фондов Правительство обеспечит сохранность накоплений населения в пенсионной системе, высокий уровень прозрачности для вкладчиков накопительных пенсионных фондов, повысит их информированность и финансовую грамотность.  
Все взносы населения в пенсионные фонды гарантированы государством с учетом получения по ним дохода на уровне инфляции на момент выплаты пенсионных накоплений. Правительство будет осуществлять постоянный мониторинг выплат гражданам из пенсионных фондов и ежегодно предусматривать в республиканском бюджете необходимые средства для компенсации разницы между размером пенсионных взносов с учетом инфляции и фактическими накоплениями на момента выхода на пенсию. 
Для диверсификации инвестиционных портфелей накопительных пенсионных фондов Правительство и Фонд «Самрук-Казына» предпримут меры по привлечению пенсионных активов для финансирования приоритетных инвестиционных проектов, а также обеспечат выпуск созданным Фондом стрессовых активов долговых ценных бумаг с инвестиционным рейтингом. 
Агентство по финансовому надзору продолжит совершенствование инвестиционной политики накопительных пенсионных фондов, а также надзор за их деятельностью в целях обеспечения сохранности пенсионных активов и повышение ответственности фондов и управляющих пенсионными активами.
 

  Решение проблем на рынке  недвижимости

   
Для решения жилищных проблем граждан  и активизации рынка недвижимости в городах Астане и Алматы через Фонд «Самрук-Казына» будет запущена специальная программа ипотечного кредитования и развития жилищного сектора. На финансирование данной программы Фонд направит сумму в размере 5 млрд. долл. США (600 млрд. тенге), которая будет сформирована за счет привлечения заемных средств из Национального фонда и накопительных пенсионных фондов. За счет средств данной программы через банки второго уровня будет обеспечена возможность предоставления займов на завершение недостроенных жилых комплексов в городах Алматы и Астане.  
Участниками данной программы станут банки второго уровня и компании-застройщики, которые готовы реализовать жилье по справедливой стоимости. 
Основные параметры программы по стабилизации ситуации на рынке недвижимости: 
1.Фондом «Самрук-Казына» будет открыт ряд кредитных линий в банках второго уровня на 15 лет по льготной ставке. В свою очередь, банки второго уровня будут выдавать ипотечные кредиты различным группам заемщиков под 10,5 % - 12,5 % сроком до 15 лет с правом досрочного погашения. 
2.Часть средств будет направлена на новую ипотечную программу, предусматривающую конечную ставку для новых заемщиков на уровне 10,5 % и реализуемую в течение 2009 года. Данная программа позволит населению получить ипотечное жилье по льготным ставкам и доступной цене. Банки второго уровня получат возможность выправить ситуацию с заемщиками–строительными компаниями путем предоставления ипотечных займов на приобретение квартир в недостроенных объектах и в значительной степени улучшить качество кредитного портфеля. 
3.Часть кредитной линии банки второго уровня направят на понижение до 10,5 % - 12,5 % процентных ставок по ипотечным займам для заемщиков, получивших ипотечные займы на жилье площадью не более 120 квадратных метров в предыдущие периоды и добросовестно исполнявшие свои обязательства по обслуживанию этих ипотечных займов, при условии отсутствия у заемщика другого жилья, за исключением жилья, обеспечивающего ипотечный займ. 
4.В свою очередь, государство в лице национальных компаний и акционерных обществ с государственным участием будет приобретать на рынке городов Астаны и Алматы новое жилье по справедливой стоимости. 
Правительством также будут приняты меры по обеспечению доступности жилья. Для этого будут внесены изменения в действующие программы развития жилищного строительства.  
Акиматам будет предоставлено право выкупать квартиры в завершенных объектах, а также в объектах с высокой степенью готовности у частных застройщиков по установленной цене. Это даст возможность ускорить реализацию жилищной программы. 
В целях увеличения обеспеченности жильем граждан будет направлено 15 млрд. тенге на строительство арендного жилья. Это позволит дополнительно ввести в эксплуатацию 265 тыс. кв. метров арендного жилья.  
Все объекты, построенные в рамках государственных программ, но непроданные, будут реализовываться через систему жилищных строительных сбережений. Это позволит предоставлять приоритетным категориям населения предварительные жилищные займы по процентной ставке, не превышающей 4 % годовых, и избежать трудностей, связанных с накоплением первоначального взноса для приобретения жилья. 
В целях повышения защиты прав дольщиков Правительством будут внесены изменения в законодательство по вопросам долевого строительства.
 

  Поддержка малого и среднего бизнеса

   
В условиях сокращения финансирования экономики со стороны отечественных  финансовых институтов будет продолжено оказание поддержки малому и среднему бизнесу. Государственная поддержка  будет оказываться всем субъектам  малого и среднего бизнеса, независимо от их отраслевой принадлежности.  
Во-первых, Фонд «Самрук-Казына» дополнительно выделит в 2009 году на эти цели 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге). В рамках выделяемых средств 70 % будут направляться на рефинансирование текущих проектов и 30 % – на реализацию новых проектов.  
Операторами всех программ по кредитованию малого и среднего бизнеса выступят банки второго уровня. Лимит на финансирование одного проекта в рамках выделяемых Фондом «Самрук-Казына» средств будет увеличен с 3-х до 5 млн. долл. США.  
Правительством совместно с Фондом «Самрук-Казына» будут приняты меры по стабилизации ставок вознаграждения для малого и среднего бизнеса до докризисного уровня (не более 14 %), а также пересмотрены все принятые программы по поддержке малого и среднего бизнеса с фиксацией эффективной ставки.  
Будет внедрен механизм гарантирования Фондом развития предпринимательства «Даму» предоставляемых малому и среднему бизнесу кредитов.  
Во-вторых, Фонд «Самрук-Казына» разработает программу микрокредитования в сельской местности, в том числе кредитования сельских предпринимателей.  
В-третьих, с целью обеспечения субъектов малого и среднего бизнеса стабильными заказами им будет предоставлен доступ к государственным заказам государственных органов, государственных холдингов и национальных компаний в рамках действия нового закона «О государственных закупках».  
Будет усилена работа с недропользователями и сервисными компаниями по увеличению казахстанского содержания.  
В-четвертых, Правительство продолжит работу по снижению административных барьеров для развития предпринимательства и дальнейшему совершенствованию разрешительной системы.
 

  Развитие  агропромышленного  комплекса

   
Особое внимание будет уделено  развитию агропромышленного комплекса. Агропромышленный комплекс определен  в качестве одного из основных направлений  стабилизации и оздоровлению экономики  по следующим основаниям: 
1.Агропромышленный комплекс охватывает около 30 % от общего количества занятого населения. Поэтому он будет являться центральным звеном мер, направленных на поддержание уровня занятости. 
2.Спрос на продукцию сельского хозяйства в наименьшей степени подвержен влиянию негативных экономических тенденций. 
3.Агропромышленный комплекс решает задачу по обеспечению продовольственной безопасности страны. 
4.Казахстан обладает достаточными сравнительными преимуществами для обеспечения конкурентоспособности продукции на экспортных рынках. 
Ввиду указанных причин, поддержка и расширение объемов производства в агропромышленном секторе окажет существенное положительное влияние на повышение экономической активности и занятости населения, а в среднесрочной перспективе - на диверсификацию экспорта и обеспечение устойчивости экономического развития.  
Расходы на развитие агропромышленного комплекса из республиканского бюджета в 2009 – 2011 годах составят около 350 млрд. тенге. 
Дополнительно на поддержку агропромышленного комплекса Холдингом «КазАгро» будут направлены средства в объеме 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге). Проекты будут реализованы совместно с социально-предпринимательскими корпорациями. 
Инвестиции, в первую очередь, будут направлены на поддержку существующих и развитие новых экспортоориентированных секторов, таких как зерновой сектор, переработка мясной и молочной продукции и производство плодовоовощных культур. Будет создана сеть тепличных хозяйств, овощехранилищ, птицефабрик, молочно-товарных ферм, откормочных площадок и убойных пунктов с развитой инфраструктурой экспорта. Будут реализованы проекты по организации современных мясоперерабатывающих комплексов, развитию производства плодоовощных культур с применением технологии капельного орошения, производству и глубокой переработке тонкой шерсти, развитию инфраструктуры экспорта казахстанского зерна, созданию и развитию агротехмаркетов, а также сборке сельхозтехники.  
 

  Реализация  инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов

   
Для решения системных проблем  экономического развития и поддержания  уровня занятости будет обеспечено масштабное строительство и модернизация инфраструктуры. С целью поддержания  экономического роста будет продолжена активная работа по реализации Программы  «30 корпоративных лидеров Казахстана». 
Инвестиции в инфраструктуру, особенно в электроэнергетический сектор, имеют большое значение для обеспечения устойчивого развития в долгосрочном периоде. От решения инфраструктурных проблем зависит дальнейшее привлечение инвестиций, в первую очередь, в несырьевой сектор экономики. 
Лучшая мировая практика показывает, что развитие инфраструктуры является одним из наиболее эффективных инструментов по поддержанию экономической активности и обеспечению занятости населения в кризисные периоды.  
На реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов Фондом «Самрук-Казына» будет дополнительно выделен 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге) и привлечены прямые иностранные инвестиции в 2009 году в размере 3 млрд. долл. США. Кроме того, в финансировании проектов Фонда «Самрук-Казына» будут задействованы средства пенсионных фондов. 
Для повышения инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли Правительство со следующего года утвердит предельные тарифы по группам энергопроизводящих организаций на срок не менее семи лет с разбивкой по годам, и ежегодно будет корректировать его с учетом инфляции за предыдущий год. Предельные тарифы на электрическую энергию будут обеспечивать привлечение инвестиций в создание новых активов, расширение, обновление, реконструкцию и техническое перевооружение существующих энергогенерирующих мощностей в электроэнергетике.  
Для развития электросетевых активов предусматривается включение в тарифы инвестиционной составляющей. В этой связи Правительство полностью отменит плату за подключение к электросетям. 
Дополнительно Правительством будет проработан комплекс мер по энергосбережению и использованию возобновляемых источников энергии.

  Правительство примет все меры по сохранению реальных доходов населения и обеспечит  реализацию поручений Главы государства  по увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной  сферы в 2009 – 2011 годах. 
В частности, в 2009 и 2010 годах будут увеличены размеры пенсий, заработной платы и стипендии на 25 %. Размер базовой пенсионной выплаты будет увеличен к 2011 году до 50 % от размера прожиточного минимума. 
Ежегодно будут увеличиваться на 9 % размеры государственных социальных пособий и специальных государственных пособий. 
С 2010 года также будут увеличены до 50 месячных расчетных показателей размеры единовременных пособий на рождение 4-го и более ребенка и в 2,5 раза к уровню 2007 года – ежемесячные пособия по уходу за ребенком по достижению им одного года. 
Правительство будет работать с крупными компаниями по обеспечению занятости персонала в случае снижения объемов производства на предприятиях.  
При необходимости, Правительство совместно с акимами областей, городов Астаны и Алматы предусмотрят дополнительные мероприятия по повышению продуктивной занятости населения с применением активных форм общественных работ и созданием новых рабочих мест в регионах, в том числе через масштабное строительство инфраструктурных и социальных объектов, в том числе в рамках проекта «100 школ, 100 больниц». 
В целях недопущения дефицита товаров на внутреннем рынке и роста цен на них Правительство продолжит работу по формированию стабилизационных фондов товаров первой необходимости - мясу, сухому молоку, растительному маслу, сахару и рису.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Литература: 

  1. http://www.government.kz

Информация о работе Стабилизация финансового сектора