Срок окупаемости

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:31, доклад

Краткое описание

Простым сроком окупаемости инвестиций (payback period) называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальным моментом обычно является начало первого шага или начало операционной деятельности. Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого кумулятивные текущие чистые денежные поступления NV (k) становятся и в дальнейшем остаются неотрицательными.
Метод расчета срока окупаемости РР инвестиций состоит в определении того срока, который понадобится для возмещения суммы первоначальных инвестиций.

Файлы: 1 файл

окупаемость.docx

— 31.45 Кб (Скачать)

Простым сроком окупаемости  инвестиций (payback period) называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальным моментом обычно является начало первого шага или начало операционной деятельности. Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого кумулятивные текущие чистые денежные поступления NV (k) становятся и в дальнейшем остаются неотрицательными.

 Метод расчета срока  окупаемости РР инвестиций состоит  в определении того срока, который  понадобится для возмещения суммы  первоначальных инвестиций. Если  сформулировать суть этого метода  более точно, то он предполагает  вычисление того периода, за  который кумулятивная сумма (сумма  нарастающим итогом) денежных поступлений  сравнивается с суммой первоначальных  инвестиций.

 Формула расчета срока  окупаемости имеет вид

(5.16)

 где РР - срок окупаемости  инвестиций (лет);

 Ко - первоначальные инвестиции;

 CFcг - среднегодовая стоимость денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта.

 Простой срок окупаемости  является широко используемым  показателем для оценки того, возместятся ли первоначальные  инвестиции в течение срока  их экономического жизненного  цикла инвестиционного проекта.

 Хотя простой срок  окупаемости инвестиций рассчитать  достаточно просто, что, вероятно, и является причиной популярности  этого показателя, при его применении  возникает ряд проблем. Показатель  предусматривает возмещение первоначальных  инвестиций на так называемой  «взносовой» основе, т.е. в данном случае подразумевается вопрос: «Сколько времени пройдет, пока мы не получим свои деньги обратно?».

 Просто возместить  капитал будет недостаточно, потому  что с экономической точки  зрения инвестор дополнительно  надеется получить прибыль на  вложенный в дело капитал.

- другой недостаток показателя  простой окупаемости заключается  в том, что он внутренне подразумевает  одинаковый уровень ежегодных  денежных поступлений от текущей  хозяйственной деятельности. Проекты  с растущими или снижающимися  поступлениями денежных средств  не могут должным образом быть  оценены с помощью этого показателя. Инвестиции в новый продукт,  например, могут приносить денежные  поступления, которые будут медленно  расти на ранних стадиях, но  которые далее на последующих  стадиях экономического жизненного  цикла продукта растут более  стремительно. Замена машин, наоборот, обычно будет порождать постоянно  прирост операционных издержек, по мере того, как существующая  машина будет изнашиваться. Болеет  того, любые дополнительные последующие  инвестиции в течение периода  или возмещения капитала в  конце экономического жизненного  цикла будут вызывать несоответствия  в этом показателе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА

Банкомат в холле "МеталлИнвестБанк", эксплуатировавшийся в период с октября 1994 г. по 31 декабря 1996 г., пришёл в негодность. Техническая экпертиза установила необходимость и сметную стоимость капитального ремонта банкомата (см. копию служебной записки ТОО "Система" от 16 марта 2000 г.) для дальнейшей нормальной эксплуатации. В результате на рассмотрение предоставлен договор о подключении и процессинговом обслуживании банкомата (копия договора прилагается). Необходимо рассчитать период окупаемости банкомата.

При решении исходить из следующих  условий:

Затраты на ремонт и техническое  обслуживание оценивать в соответствии с данными копии служебной  записки и проекта договора.

Учитывать инкассацию наличных денежных средств, 3-х дневные отвлечения под 10% годовых.

Учитывать заправку банкомата  расходными материалами.

При расчетах исходить из нормы 50 операций в день (однодневный очет о совершённых банкоматом транзакциях прилагается).

Комиссионный сбор взимается  с карт сторонних эмитентов в  размере 1$ за одну операцию.

РЕШЕНИЕ

Схема взаимодействия субъектов  электронной платёжной системы  показана на рис.1.

 

Рис. 1.

Банкомат, принадлежащий  заказчику, эксплуатируется в системе  платежей исполнителя (МеталлИнвестБанк) через банковский процессинговый центр. За каждую успешную операцию заказчик получает отчисление в размере 1$. Если владелец карточки является сотрудником банка-исполнителя, то отчисление не производится.

Экономический расчет срока  окупаемости банкомата строим на основе следующих предпосылок:

Определяем срок окупаемости  собственно не банкомата, а дополнительных капитальных вложений на его ввод в эксплуатацию, так как банкомат не является вновь прибретаемым устройством и уже экслуатировался несколько лет. Теперь, согласно условию задачи, банкомат ремонтируется для ввода в эксплуатацию после продолжительного простоя. Кроме того, полная стоимость банкомата условиями задачи не оговорена. Поэтому норму амортизации принимаем из условно принятой стоимости банкомата, взятой из третьих источников.

Арендная плата за размещение банкомата не взымается, так как банкомат размещён в холле банка (заинтересованного лица).

Конфигурация банкомата, генерация и загрузка криптографических  ключей, подключение к процессинговому центру обусловлено расценками сервисного предприятия.

Процессинговое обслуживание и мониторинг банкомата производится бесплатно (если исходить из представленного задания).

а) Определение издержек.

Издержки на ремонт банкомата.

Таблица 1

Стоимость ремонта банкомата CSC-430 # SSB311000583

"МеталИнвестБанк"

 № п/п Действие Стоимость, DM Стоимость,

USD* 1 Заменить CSC recepit/journal printer ND71223103 3 546,16 1729 2 Заменить Карт-ридер ID183.01.0.14 IDKG ISO 2.3 1992,00 971,2 3 Заменить 10" VGA color monitor SNP:06380.00.0.00 1274,78 621,5 4 Проведение ремонтных работ (из расчёта временных затрат - 3 часа): 3х46.00 138,00 67,3 5 Проведение технического обслуживания 230,00 112,1 Итого: 3501,1 Все цены указаны с учётом дйствующих налогов, приборы/запчасти - со склада в Москве, условия поставки - 3 недели против оплаты счетов.

* - курс марки по отношению  к доллару по данным ЦБ на 3.04.2000 составил 2,051

Расходы на лицензированное  программное обеспечение, его инсталляцию  и кастомизацию.

Таблица 2 Наименование Стоимость  Лицензированное ПО Wincor (Siemens) Nixdorf в среде MS-DOS с поддержкой протоколов Direct Connect (DDC и NCD), у.е. 1519 Инсталляция и кастомизация (10% от стоимости ПО), у.е. 151,9 Итого 1670,9 Техническая поддержка ПО, у.е./мес. 20 Итого, у.е./год 240

Затраты на заправку банкомата  расходными материалами из расчёта  на год.

Таблица 3 Спецификация Цена, USD Кол-во, шт. Стоимость USD Бумага для  журнального принтера банкомата, упаковка/24 рулона 40 2 80 Бумага для чекового принтера банкомата, упаковка/12 рулонов 48 4 192 Картридж для принтеров банкомата 11 4 44 Итого 316

Затраты на регулярное сервисное  обслуживание по договору с ТОО "Система".

Таблица 4 Наименование Стоимость, DM Стоимость, USD* Сервисное обслуживание по категории С, время выезда в течении 8 часов (код Т2): консультации по телефону; приём заказа; ремонт; профилактика. Возможное время обращений 9.00 - 18.00 (понедельник - пятница), коэффициент временной поддержки - 1,0 240 117 * - курс марки по отношению к доллару по данным ЦБ на 3.04.2000 составил 2,051

Амортизационные отчисления по схеме ускоренной амортизации (для  средств сложной электронной техники) из расчёта 20% в год от первоначальной стоимости оборудования (срок амортизации 5 лет).

1500$ х 0,2 = 300$ /год ,

300 / 12 = 25$/мес .

 Расходы на операции  по инкассации.

 В расходах должны  учитываться объемы отвлечения  денежной наличности для заправки  банкоматов. Условием задачи оговорены  3-х дневные 10% отвлечения. Из-за  нечёткой формулировки суть условия  не совсем ясна. Скорее всего подразумевается в качестве платы за инкассацию взимать 10% от средней суммы оборота денежной наличности трёх дней каждого месяца, прошедшей через операции банкомата, но размер оборота денежной наличности, проходящей через банкомат условием задачи не определён. Поэтому принимаем плату за инкассацию условно равной 100$ в месяц.

Итого издержек:

Таблица 5 Наименование Сумма, у.е. 1. Единовременные издержки - ремонт банкомата, ввод в эксплуатацию 3501,1 - установка и настройка ПО, подключение к процессинговому центру 1670,9 Итого 5172 2. Постоянные издержки в месяц в год - техническая поддержка ПО 20 240 - расходные материалы 26,3 316 - сервисное обслуживание (ТОО "Система") 117 1404 - аммортизация оборудования 25 300 - инкассация банкомата 100 1200 Итого 288,3 3460

б) Доходы.

Доход от эксплуатации банкомата  определяем на основе заданного среднего числа операций, проводимых банкоматом за день.

1$ х 50 операций х 21 раб. день = 1050 $ / мес. ;

1050$ х 12 мес. = 12600$ / год .

Таблица 6.

 Месяц Доход Затраты Прибыль Чистая прибыль (за вычетом налога на прибыль - 35%) Капитальные вложения Остаток 1 1050 288,3 761,7 495,105 5172 -4676,9 2 1050 288,3 761,7 495,105 -4181,79 3 1050 288,3 761,7 495,105 -3686,69 4 1050 288,3 761,7 495,105 -3191,58 5 1050 288,3 761,7 495,105 -2696,48 6 1050 288,3 761,7 495,105 -2201,37 7 1050 288,3 761,7 495,105 -1706,27 8 1050 288,3 761,7 495,105 -1211,16 9 1050 288,3 761,7 495,105 -716,055 10 1050 288,3 761,7 495,105 -220,95 11 1050 288,3 761,7 495,105 274,155 12 1050 288,3 761,7 495,105 769,26 Итого 12600 3460 9140,4 5941,26

Приближённый период окупаемости  проекта, по истечении которого разность накопленного дохода компенсирует сумму  накопленных затрат приближённо  вычисляем по формуле:

Ток = t - (Д(t-) / (Д(t+) - Д(t-)) = 11 - 220,95 / (274,155 - (- 220,95)) = 10,55 мес.

Представление о сроке  окупаемости даёт и графическое  представление динамики роста чистого  приведённого дохода.

 

Таким образом срок окупаемости банкомата составит около 10,5 месяцев.

Представленный расчёт представляет собой значительно упрощённую схему  определения срока окупаемости, поскольку не принят во внимание дисконт (коэффициент дисконтирования), неравномерность  в реальности количества операций (дохода) и т. п. Не использовались методы прогнозирования. При расчёте использовалась привязка к устойчивой валюте (доллары США), тоже в свою очередь подверженной инфляции (хотя и значительно меньшей  по сравнению с российским рублём).

 

Газета "Коммерсантъ С-Петербург", №42 (2645), 13.03.2003

ВЕРСИЯ ДЛЯ  ПЕЧАТИ

 

 Город заполонят банкоматы

 конкурирующих банков

 

 В 2003 году целый ряд  банков объявил о планах по  значительному расширению своих  банкоматных сетей, а также увеличению количества POS-терминалов. При этом в 2002 году банкоматная сеть Петербурга уже выросла примерно в 1,5 раза. Таким образом банки пытаются увеличить обороты по своим картам, но при этом они по-прежнему не способны договориться друг с другом о снижения комиссионных при использовании "чужих" банкоматов.

 Существует мнение, что  рынок пластиковых карт в Петербурге  уже поделен и ничего интересного  в этом сегменте ожидать не приходится. И в какой-то степени это утверждение верно — круг лидеров действительно сложился. Однако новые участники уже готовы вступить в борьбу и занять свою нишу: сразу несколько банков в этом году заявили о создании либо значительном расширении своих банкоматных сетей, что, по их мнению, позволит увеличить и объем эмитированных карт. В то же время и основные игроки подумывают об усилении своих позиций.

        Текущее  состояние карточной инфраструктуры  большинство участников рынка  оценивают как удовлетворительное, однако, по их мнению, расти еще есть куда. "Рынок далек от насыщения, текущее состояние можно оценить как динамичное развитие. Клиент стал обращать больше внимания не на количество банкоматов, а на уровень сервиса, предоставляемого банком", — считает начальник управления пластиковых карт ОАО "Банк 'Санкт-Петербург'" Павел Филимоненок. По мнению специалистов Альфа-банка, текущее состояние "пластиковой" инфраструктуры пока отстает от крупных европейских городов. При этом, за редким исключением, специалисты соглашаются с тем, что связь между количеством банкоматов и POS-терминалов у банка и оборотами по эмитируемым этим банком карточками прямая. В НОМОС-банке считают, что характеристики карточной инфраструктуры на динамику объема эмиссии карт влияют очень существенно, так как клиентам необходимо обеспечить оперативный доступ к их денежным средствам в любое время. Но, например, в СПБРР полагают, что банкоматов в городе уже достаточно и прямого влияния их наличия у банка на объем эмиссии нет. По мнению руководителя управления по работе с корпоративными клиентами и платежными системами Балтийского банка Александра Казанского, "карточные" направления становятся важной составляющей комплекса услуг, оказываемых корпоративным клиентам. "В среднем свыше 80% клиентов петербургских банков по эквайрингу обслуживаются у него же и по другим направлениям (ранее эта цифра оценочно была равна 65-70%), — отмечает Александр Казанский, — кроме того, региональные банки все чаще проявляют интерес к программам развития международных карт. В 2002 году Балтийским банком подписано около 20 договоров с региональными банками о сотрудничестве в сфере "карточного" бизнеса". Итак, стремясь занять свое место на еще не насыщенном рынке, банки вкладывают средства в инфраструктуру.

        Расходы  на открытие одного банкомата  включают в себя стоимость  самого банкомата, строительные  и монтажные работы, связанные  с подготовкой места установки,  расходы на логистику, рекламное  оформление места установки, затраты  на прокладку канала связи  и телекоммуникационное оборудование. По данным опрошенных специалистов, на открытие нового банкомата  может потребоваться сумма от $13 тыс. до $25 тыс. При этом к  окупаемости каждого банкомата  отношение у банков разное. Так,  если в петербургском филиале  НОМОС-банка, намеревающемся увеличить к концу 2003 года число своих банкоматов с 4 до 24, ожидают, что расходы окупятся за один год, то в филиале Альфа-банка, который в этом году хочет открыть четыре банкомата, расчет делается из срока окупаемости три года. По мнению специалистов Энергомашбанка, установка банкомата в "удачном" месте (крупном магазине или центре) за счет большого числа операций снятия наличных может принести высокие прибыли, и срок окупаемости будет коротким. По словам Александра Казанского, при сегодняшнем количестве владельцев карт и уровне инфраструктуры банков вообще речь может идти только об окупаемости ежемесячных затрат на содержание и функционирование банкомата. При этом сам Балтийский банк свою сеть, состоящую из 221 банкомата (включая иногородние), за год планирует увеличить на 80-100 штук. Таким образом, очевидно, что при таком подходе банк инвестирует в будущие доходы и долю рынка. "Лишь с увеличением количества активных карточек (всех банков-эмитентов) и увеличением лояльности клиентов к карточным продуктам срок окупаемости банкоматов приблизится к 1,5-2 годам", — считает господин Казанский. Аналогичного взгляда на окупаемость, но иного подхода к стратегии придерживается и директор петербургского филиала банка "Югра" Михаил Горба: "Банкоматы мы не используем, так как это низкорентабельный проект". При этом в планы филиала входит эмиссия пластиковых карт и открытие POS-терминалов.

        Эгоизм  мешает 

        Одной  из основных проблем, на которые  жалуются клиенты при использовании  пластиковых карт, является необходимость  платить заметную комиссию (как  правило, 1-1,5% от суммы) при использовании  "чужой" инфраструктуры. "Основная  проблема — большое количество  процессинговых центров у банков при отсутствии одного большого стороннего ПЦ. Это приводит к большим уплачиваемым комиссиям, которые переносятся на клиента за использование 'чужой' банкоматной сети", — отмечают специалисты НОМОС-банка. "Я бы не выделил каких-то специфических проблем, связанных именно с межбанковским сотрудничеством. Разве что печалит отсутствие, за редким исключением, двусторонних договоренностей по тарифам выдачи наличных в банкоматах, в связи с чем комиссионные, взимаемые с клиентов по операциям выдачи наличных в чужой банкоматной сети, остаются высокими, — говорит Александр Казанский. — Наш опыт сотрудничества с 'МДМ-банк Санкт-Петербург' остается в Петербурге уникальным". "Клиента ставят перед выбором: либо тратить время на поиск банкомата 'своего' банка, либо терять деньги при обналичивании в 'чужом'", — говорит начальник отдела активно-пассивных операций Энергомашбанка Сергей Алексеев. Действительно, в Петербурге пока что можно отметить единственный пример сотрудничества, когда два банка, имеющие крупные банкоматные сети, договорились о снижении комиссионных при проведении операций с карточкой одного из них через инфраструктуру другого, — это "МДМ-банк Санкт-Петербург" (еще в бытность его "Петровским") и Балтийский банк. В свое время в это соглашение входил и региональный филиал Сбербанка, были планы по присоединению ПСБ. Однако сейчас, к сожалению, очевидно, что эти два карточных лидера города намерены удовлетворить потребности своих клиентов исключительно путем экспансии собственных сетей. Впрочем, от сотрудничества с другими банками — в основном мелкими и средними — крупные банки не отказываются. Речь идет о программе партнерства, когда банки-принципалы выпускают карточки для банков, являющихся ассоциированными членами международных платежных систем. Так вот клиенты принципалов и участников также не платят дополнительной комиссии при использовании банкоматов друг друга. При этом банки-принципалы заинтересованы в увеличении числа банков, присоединившихся к ним по программе партнерства, которые как бы расширяют их собственную сеть. Участники, в свою очередь, получают возможность предоставлять своим клиентом карточные услуги без необходимости выполнения нормативов, предъявляемых платежными системами. "СПБРР работает по карточной программе Partnership с Северо-Западным банком Сбербанка России, выпуская банковские карты Maestro и VISA. Поэтому владельцы указанных карт — клиенты СПБРР (которых в настоящее время в Санкт-Петербурге более четырех тысяч человек) — имеют возможность без дополнительной комиссии снимать деньги, используя как банкоматы СПБРР, так и примерно 300 банкоматов Северо-Западного Сбербанка. Также банк принимает участие в расширении сети торговых точек, принимающих к оплате карты Сбербанка/СПБРР, — говорит руководитель отдела пластиковых карт СПБРР, пожелавший остаться неназванным. — Образно выражаясь, в сфере пластиковых карт СПБРР занимается аутсорсингом. Наш банк помогает наращивать единую сеть, а наши клиенты удовлетворены тем, что мы предоставляем более широкий спектр услуг". Однако ввиду жесткой конкуренции договориться между собой на благо пользователей банки-принципалы не желают.

Информация о работе Срок окупаемости