Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:15, реферат
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Формы международного разделения труда
1.2 Либерализация внешнеэкономической деятельности в России
1.3 Органы управления внешнеэкономической деятельности
1.4 Виды сделок во внешнеэкономической деятельности
1.5 Хозяйственный уровень управления внешнеэкономической деятельностью
1.6 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
ГЛАВА 2. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Метод SWOT
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ЦС «ЗВЕЗДОЧКА»
3.1 Общая характеристика предприятия
3.2 Анализ системы управления на предприятии ОАО «ЦС «Звездочка»
3.3 Пути решения проблем управления предприятием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.4 Виды сделок во внешнеэкономической деятельности
Предприятие — участник ВЭД представляет собой самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом. Оно имеет четкие цели, которые определены учредительными документами. Цели и задачи ВЭД не должны противоречить учредительным документам.
Государство регулирует важнейшие аспекты деятельности на мировом рынке. Основы государственного регулирования ВЭД определены Законом РФ «О государственном регулировании ВЭД»[1].
Основными методами регулирования ВЭД являются:
- экспортно-импортные тарифы;
- квотирование;
- лицензирование.
В современных условиях выделяют два направления деятельности:
1. Совместное предпринимательство;
2. Заключение внешнеторговых контрактов с иностранными контрагентами.
Внешнеторговый контракт — это договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо работ, оказании услуг, заключаемый двумя или более сторонами (контрагентами). Контракт включает в себя следующие разделы: общие положения, предмет контракта, цена и стоимость контракта, сроки поставки товара, условия платежа, упаковка и маркировка груза, порядок подачи претензий, санкции и штрафы, форс-мажор и разрешение споров.
Правовые вопросы совместного предпринимательства определяются нормами торгового и гражданского законодательства того государства, где создается совместное предприятие. Основными целями создания совместного предприятия являются:
- освоение передовой, прогрессивной техники и технологии;
- освоение новых методов организации труда и управления производством;
- увеличение экспорта готовых товаров.
Формирование совместных предприятий предполагает:
- совместное управление производством;
- согласованное распределение прибыли;
- создание товаров на базе объединенной собственности;
- разделение производственных и коммерческих рисков;
- совместный капитал и, следовательно, требование защиты и возврата капитала;
- единый производственный аппарат;
- согласование интересов партнеров.
На территории РФ совместные предприятия создаются преимущественно в отраслях добывающей промышленности, строительства, туризма, легкой и пищевой промышленности.
Создание совместных предприятий осуществляется в несколько этапов:
1. Поиск иностранного инвестора (личные связи и отношения или услуги «Внешнеэкономического сервиса»);
2. Создание учредительных документов (договор и устав);
3. Регистрация документов.
1.5 Хозяйственный уровень управления внешнеэкономической деятельностью
Все субъекты хозяйственной деятельности, функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции. С этой целью могут создаваться специализированные подразделения в структуре предприятий с правами юридических лиц или самостоятельные фирмы такие как внешнеэкономические службы НПО, «Агрохим», «Союз-контракт», «Зарубежнефть», «Авиаэкспорт»[1]. Такие объединения имеют большой опыт в международном экономическом содружестве, квалифицированных специалистов, мощные системы продвижения товаров и услуг на международный рынок.
Организации, содействующие внешнеэкономической деятельности.
Российские участники ВЭД могут объединяться в союзы, ассоциации делового сотрудничества по отраслевому, территориальному и иным принципам для повышения эффективности экспортно-импортных операций, избежания недобросовестной конкуренции, развития и укрепления внешних связей. Особое место занимает Торгово-промышленная палата РФ (ТПП), объединяющая предпринимателей разных форм собственности, различные ассоциации и фонды, ТПП содействует прогрессу в деловом сотрудничестве с зарубежными партнерами: представляет интересы своих членов а различных международных организациях, патентует изобретения, проводит экспертизы, организует выставки, защищает права предпринимателей в международных арбитражных судах, создает единую информационную систему, формирует негосударственный реестр предприятий и предпринимателей и выполняет другие функции.
Формы ВЭД.
Различают следующие формы ВЭД:
- экспортные сделки;
- импортные сделки;
- реэкспортные сделки;
- встречные сделки.
При осуществлении экспортно-импортных операций следует помнить о том, что понятия «территория страны» и «таможенная территория» могут не совпадать. За пределами таможенной территории могут находиться оффшорные и свободные экономические зоны.
1.6 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- Государство не может напрямую вмешиваться во ВЭД. Ограничения свободы ВЭД осуществляются через требования, которые предъявляются экспортерам:
- Они обязаны продавать на валютных биржах не менее 50% валютной выручки;
- Они обязаны хранить валютные доходы от экспорта на территории России.
Помимо законодательных (прямых) методов регулирования ВЭД, выделяют экономические методы регулирования (через таможенную систему). В соответствии с Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предусмотрены таможенно - тарифные и нетарифные методы[1].
В России используется импортный и экспортный тариф, в то время как в развитых странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен с 1 января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо и пиломатериалы и др.
Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран: Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. (всего 47 стран), а также стран СНГ — участниц Таможенного союза[1].
Страны СНГ в сентябре 1993 г. заключили договор об Экономическом союзе, который предусматривал создание ассоциации свободной торговли, затем Таможенного союза и, наконец, общего рынка. В настоящее время идет процесс формирования Таможенного союза — объединения стран, проводящих единую внешнеэкономическую политику, с единым таможенным тарифом в торговле с третьими странами.
При ввозе на территорию Российской Федерации товаров из стран, на которые распространяются преференции и количественные ограничения (квоты), необходимо представить таможенным органам сертификат о происхождении товара. Критерии и особенности определения страны происхождения товаров установлены Законом РФ «О таможенном тарифе»[1].
Эффективным инструментом воздействия на финансовые результаты фирм, занимающихся ВЭД, является таможенная тарифная система. Механизм воздействия таможенной политики на деятельность фирм в области их операций по импорту и экспорту базируется на следующих моментах.
Если товар, реализуемый внутри страны, облагается НДС и акцизами, то освобождение экспортируемых партий этого товара от платежей стимулирует экспорт и приток валютных средств в страну. Однако страна-импортер может ввести импортные пошлины или специальный механизм антидемпингового законодательства. Выгодное для экспортеров условие может привести к превышению предложения над спросом на мировом рынке, а следовательно, к снижению общего уровня мировых цен.
Обложение импортных товаров пошлинами, НДС, акцизами на уровне, предусмотренном для аналогичных товаров отечественного производства, преследует цель:
1. Защита отечественных производителей;
2. Повышение их конкурентоспособности на внутреннем рынке (окорочка, водка).
Однако эта мера может быть эффективна в том случае, если отечественный производитель не монополист. В противном случае повышение пошлин, цен, акцизов не стимулирует развитие внутреннего производства, а лишь способствует росту цен на внутреннем рынке.
При планировании деятельности фирмы в области внешней торговли необходимо учитывать соотношение курсов отечественной и зарубежной валюты.
Так, рост курса доллара по отношению к рублю делает более выгодными экспортные операции, так как при рублевых счетах на внутреннем рынке на выручку в 1 долл. можно купить больше товара, чем было куплено раньше, и снова продать за пределами страны, таким образом, фирмы-экспортеры заинтересованы в биржевой торговле (игре) на понижение курса отечественной валюты.
При росте рубля по отношению к доллару более выгодным становится импорт, так как на рублевую выручку после конвертации в валюту внутри страны можно приобрести за рубежом больше товара, чем было куплено. В целом интересы импортеров и экспортеров приводят к балансу.
ГЛАВА 2. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Внутренняя среда организации – это совокупность взаимосвязанных внутренних переменных, характеризующих ситуацию внутри организации и влияющих на ее управляемость.
Что относится к этим переменным?
Это прежде всего структура организации и система ее управления; коммуникации как каналы движения информации; персонал организации с его образованием, квалификацией, опытом, ценностями, интересами; корпоративная культура организации, методология управления; финансовое состояние организации; состояние техники и технологии; социально- психологическая атмосфера и т.д.
В организации постоянно возникают проблемы, так как необходимо непрерывное поступление ресурсов, техника изнашивается, технологии устаревают, работники увольняются. Постоянно возникает нескоординированность разных участков организации. Это говорит о том, что в отличие от закрытых открытая система характеризуется высокой энтропией, т.е. она может сама реконструировать себя. Исследования показывают, что большие и сложные организационные системы имеют тенденцию к дальнейшему росту, а не только способны к выживанию. В интересах выживания открытые системы позволяют совмещать несовмещаемое: реализовать стратегии на обеспечение стабильности и стратегии на изменение системы. Стабильные организации, не способные адаптироваться к изменениям внешней среды, долго существовать не могут.
Таким образом, основное внимание руководителей должно быть направлено на формирование целей организации, её миссии и организационной структуры, на её технологии и ресурсы.
Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача управления предприятия поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.
Внутренняя среда предприятия – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).
Внутренняя среда формируется:
- Качеством и спецификой персонала
- В соответствии с целями и задачами организации
-В соответствии с возможностями организации
Внутренняя среда определяется:
- Структурой организации
- Системой управления
- Производственно-
- Уровнем автоматизации
- Разделением труда
- Коммуникациями
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация; организационная структура; научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих, наем, обучение, продвижение кадров, мотивация, стимулирование.
Организационный срез включает в себя распределение прав и ответственности, иерархию подчинения.