Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:55, курсовая работа
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы - продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов, как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение - уровень развития технологии в данной отрасли.
Высокая
Цена Ц3
Ц2 Цена
Ц2
Ц1
Ц1
Низкая
Малое К2
К1 Большое
К1 К2
А. Для большинства
товаров
И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Так что, подняв цену с Ц1 до Ц2, фирма продаст меньшее количество товара. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими.
Большинство кривых спроса стремится вниз по прямой или изогнутой линии, как показано на рисунке. Однако в случаях с престижными товарами кривая спроса иногда имеет положительный наклон типа представленного на рисунке Б.
Большинство
фирм проводят исследования
изменений спроса. Различия
в подходах к замерам диктуются
типом рынка. В условиях чистой
монополии кривая спроса свидетельствует
о том, что спрос на товар
обоснован ценой, которую фирма
за него запрашивает. Однако
с появлением конкурентов кривая
спроса будет меняться в
зависимости от того, остаются
ли цены конкурентов постоянными
или меняются.
Эластичность спроса.
Эластичность
спроса — изменение спроса на данный
товар под влиянием экономических и социальных
факторов, связанных с изменением цен;
спрос может быть эластичным, если процентное
изменение его объема превышает снижение
уровня цен, и неэластичным, если степень
снижения цен выше прироста спроса.
Если существенное
изменение в цене ведет к небольшому
изменению в количестве покупок,
то такой спрос относительно неэластичный
или просто неэластичный.
Когда процентное
изменение цены и последующее
изменение количества спрашиваемой
продукции равны по величине, то
такой случай называют единичной
эластичностью.
Если изменение
цены не приводит ни к какому изменению
количества спрашиваемой продукции, то
такой спрос является совершенно
неэластичным.
Если
самое малое снижение цены побуждает
покупателей увеличивать
Сравнение кратко- и долгосрочного коэффициентов эластичности
При анализе спроса и предложения важно выделять продолжительность периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее года — краткосрочный период. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.
Для
многих товаров спрос более
эластичен от цены для длительного,
а не для короткого. Это обусловлено
тем, что изменение потребительских
привычек требует времени, а также
тем, что спрос на один товар может
быть связан с запасом другого
товара у потребителей, который изменяется
медленнее.
Пример:
Резкое повышение цен
на бензин, уменьшает
количество его продаж
в краткосрочном периоде,
но это влияет на спрос
на автомобили, который
может изменяться только
в долгосрочном периоде.
Для других товаров спрос более эластичен для краткосрочного, а не долгосрочного периода. Это товары длительного пользования, поэтому суммарный запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок.
Эластичность спроса
от дохода также различна для долгосрочного
и краткосрочного периодов. Для большинства
товаров и услуг эластичность
спроса от дохода больше в долгосрочном
периоде, т.к. люди могут позволить
себе увеличение потребления лишь постепенно.
Для товаров длительного