Способы приведения показателей в сопоставимый вид

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:47, лекция

Краткое описание

Достоверное сравнение анализируемых показателей достижимо, если обеспечено:
Единство объемных, стоимостных, качественных и структурных факторов
Единство промежутков или моментов времени, за которые исчислены сравниваемые показатели.
Сопоставимость исходных условий производства

Файлы: 1 файл

лекции ЭА.docx

— 40.88 Кб (Скачать)

Способы приведения показателей в  сопоставимый вид

Достоверное сравнение анализируемых показателей  достижимо, если обеспечено:

  1. Единство объемных, стоимостных, качественных и структурных факторов
  2. Единство промежутков или моментов времени, за которые исчислены сравниваемые показатели.
  3. Сопоставимость исходных условий производства

 

  1. Приведение показателей в сопоставимый вид по объемному фактору.

Несопоставимость  объемного фактора может ухудшить оценку деятельности предприятия по снижению издержек на производство валовой  продукции. Если сравнить фактическую  сумму затрат с плановой, то разность этих показателей обусловлена не только изменением в стоимости отдельных  видов продукции, но и изменением объемов производства:

Зфакт=Vфакт*Сфакт;   Зплан= Vплан*Сплан

V – объем производства отдельных видов продукции

С – стоимость единицы отдельного вида продукции

З -  затраты

Для того что  бы привести показатели в сопоставимый вид необходимо элиминировать влияние  объемного фактора (устранить влияние). Для этого плановую сумму затрат необходимо  пересчитать на фактический  объем пр-ва, получив условный показатель. Затем сравнить с фактической  суммой затрат, рассчитав коэффициент  роста затрат.

Пример: нейтрализовать влияние объемного фактора на сумму затрат

Вид продукции

Стоимость

Va

∑VфС

План

Факт

Спл

Сф

А

25

22

12

300

264

Б

33

30

6

198

180


 

  1. Приведение показателей в сопоставимый вид при использовании  стоимостных измерителей.

При изменении  в объеме валовой продукции возможно использование разных стоимостных  показателей – сопоставимые цены, плановые, действующие.

Валовая продукция  – стоимость всей произведенной  продукции и выполненных работ, включая незавершенное пр-во.

Товарная  продукция отличается от валовой тем, что не включает незавершенное пр-во.

Использование разных стоимостных показателей  может привести к тому. Что объемы окажутся не сопоставимыми. Для нейтрализации  влияния стоимостного фактора необходимо определить условный показатель

∑Vф*Цпл

Сопоставление его с плановым показателем  дает объемную оценку.

 

План

Факт

Vср*Цплан

Кол-во

Цена

сумма

Кол-во

Цена

сумма

А

10

27,25

272,5

12

30

360

327

Б

5

37,5

187,5

6

39

234

225

В

20

25.5

510

20

28

560

510

ИТОГО

   

970

   

1154

1062


 

Для определения  влияния стоимостного фактора на величину объема пр-ва определим величину действительного прироста объема пр-ва при нейтрализации стоимостного фактора

Таким образ0ом, действительный прирос валовой продукции составил 9,5% в сопоставимых плановых ценах.

Если бы использовались для анализа фактические объемы пр-ва в фактических ценах, то нрейтролизация фактора рассчитывается:

Вывод: в следствии исключения влияния роста цен реальный рост объема пр-ва в 2 раза меньше.

  1. Приведение показателей в сопоставимый вид за счет нейтролизации структурного фактора.

Неравномерность выполнения плана по отдельным видам  продукции приводит к изменению  ее структуры, т.е. соотношения отдельных  изделий в общем выпуске. Выполнить  план по структуре значит сохранить  в фактическом выпуске продукции  запланированное соотношение отдельных  ее видов.

Пример: проанализировать структуру продукции исходя из данных

Изделие

Цена, руб

V шт

План

Факт

А

520

700

720

Б

643

680

660

С

35

1000

985

Д

105

800

810

Е

820

80

62


 

ТП=VЦ  товарная продукция

ТПф,пл =Квп*ТПпл - фактическая при плановой структуре

-  коэффициент выполнения  плана

 

 

Ц, руб

V

ТП в ценах плана

DТПс

План

Факт

ТПпл

ТПпл,ф

ТПф

А

520

700

720

364000

360360

374400

14040

Б

643

680

660

437240

432867

424380

-8487,6

С

35

1000

985

35000

34650

34475

-175

Д

105

800

810

84000

83160

85050

1890

Е

820

80

62

65600

64944

50840

-14104

 

3260

3237

       

-6836,6


 

Товарная  продукция за счет изменения структуры

DТПс=ТПф-ТПф,пл

  1. Метод группировки

относится к  традиционным методам анализа и часто является необходимой частью анализа. Используется:

- Для исследования зависимости  в сложных явлениях

- для обнаружения тенденций,  свойств процесса

- для выяснения влияния отдельной  группы на среднее значение

- выявления связи между показателями

В зависимости  от задач анализа могут быть группировки:

    • Типологические
    • Структурные
    • Аналитические

Типологические  группировки – деление совокупности явлений по их социально-экономическому типу. Пример: группы предприятий по форме собственности. Построение таких  группировок за период времени позволяет  отделить процесс развития явления.

Структурные существуют для изучения различий в  составе какого-либо явления, а также  выявления соотношения между  составными его частями. Например при изучении состава рабочих формирования группы по возрасту, стажу, квалификации.

Аналитическая группировка используется для выявления связи между явлениями охватывают и типологические и структурные. Например, если произведена группировка рабочих по признакам она может быть количественной или качественной.

Способ группировок  – это деление массы изучаемой  совокупности объектов на качественно  однородные группы по соответствующим  признакам.

Результат анализа  зависит от подхода, применяемого к  делению, от выбора количества групп  и интервала между ними.

При выборе группировки важным критерием является его значения для изучения явления.

Они должны быть построены т.о. что бы образовавшиеся группы как можно полнее отвечали действительности, четко было бы видно  из различие. Нельзя объединять в группы существенно различающиеся между собой явлений.

Алгоритм  построения группировок:

      1. Определение цели анализа
      2. Сбор необходимых данных по всей совокупности объектов
      3. Ранжирование совокупности
      4. Выбор интервала совокупности
      5. Определение среднегрупповых показателей по группировочному признаку
      6. Анализ полученных средних величин, определения взаимосвязи и воздействия факторных показателей.

Например, необходимо проанализировать зависимость урожайности  зерновых культур от качества земли, выраженной в баллах.

Качество земли, баллы

Урожайность, ц/га

Качество земли, баллы

Урожайность, ц/га

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

32

33

35

37

38

39

40

41

42

44

19,5

19

20,5

21

20,8

21,4

23

23,3

24

24,5

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

45

46

47

49

50

52

54

55

58

60

24,2

25

27

26,8

27,2

28

30

30,2

32

33


 

Образуется 6 групп

Группа

Кол-во участков

Средний балл, земли

Средняя урожайность

32-36

3

33,33

19,7

37-41

5

39

21,9

42-46

4

44,25

24,4

47-51

3

48,7

27

52-56

3

53,6

30

57-61

2

59

32,5

Информация о работе Способы приведения показателей в сопоставимый вид