Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:21, курсовая работа
В настоящее время в России такое понятие, как социальное предпринимательство, только начинает развиваться. Для развития социального предпринимательства в России важно развитие распространенных в других странах важных социально-экономических институтов - таких, как малое предпринимательство, кредитная кооперация, микрофинансирование, некоммерческая деятельность в социально-экономической сфере, способных выступить в качестве "материнских структур" для развития социального предпринимательства. В то же время анализ уже имеющегося опыта функционирования некоторых из перечисленных
к кооперативной системе в основном применяются общие финансово-экономические стандарты и нормы, при этом соответственно учитывается специфика этой системы;
региональная кооперативная система в принципе открыта для неоднородных кооперативных структур региона, готова к сотрудничеству с общенациональными организациями в рамках федерального финансового союза, а также с другими представителями финансового сектора.
Как и любой другой частный экономический сектор, сельский кооперативный финансовый сектор нуждается в соответствующих политических, правовых и институциональных рамочных условиях, необходимых для его развития и деловой активности. Существующие в настоящее время условия являются недостаточными и дискриминационными. Они ограничивают развитие, а иногда препятствуют возникновению кредитных кооперативных структур.
Создание соответствующих рамочных условий является предпосылкой для реализации экономического потенциала кредитных кооперативов в качестве поставщиков финансовых услуг, необходимых для экономического и социального развития сельских регионов.
Одним из важнейших рамочных условий является готовность государства оказывать активную поддержку процессу создания кооперативного финансового сектора путем проведения соответствующих мероприятий. При создании и развитии кооперативной системы нельзя полагаться только на частную инициативу, если целью является создание в обозримом будущем новой системы на самой широкой основе и достижение ею высокой экономической эффективности. При этом речь не идет о превращении частно-экономической системы в инструмент государства в результате проведения мероприятий по ее поддержке.
По мнению разработчиков закона, новые принципы работы кредитных кооперативов должны положительно повлиять на рынок в целом. Прежде всего в связи с невозможностью использовать кооператив как финансовую пирамиду — из-за ограничения максимального размера взносов от одного участника и максимального размера займа одному участнику. Кроме того, сам принцип работы, когда денежные средства перераспределяются строго внутри определенного круга лиц, делает создание пирамиды весьма затруднительным.
Следует отметить, что, несмотря на более привлекательные, чем в банках, условия привлечения средств и новую систему компенсаций и регулирования, банкиры кредитные кооперативы в качестве конкурентов пока не рассматривают. До сих пор кредитные кооперативы считаются в Российской Федерации некоммерческими организациями. Поэтому на них не распространяется российское банковское законодательства, несмотря на то, что они осуществляют финансовые операции. Вследствие этого кооперативные институты не подлежат финансовому контролю со стороны Центрального банка Российской Федерации.
Интеграция в общий финансовый сектор означает для сельских кредитных кооперативов, что на них распространяются те же правовые положения, которые действуют в отношении всех других участников этого сектора, что касается, в частности: соблюдения финансово-экономических стандартов и норм; наличия соответствующих руководящих и иных кадров, а также технических ресурсов; введения эффективных систем контроля и безопасности.
Эти правовые нормы должны учитывать и особенности кооперативного сектора. Поэтому они не должны полностью совпадать по содержанию с теми правовыми нормами, которые установлены для коммерческих банков.
Достоинства и недостатки интеграции в общий финансовый сектор и систему государственного финансового контроля обсуждаются и внутри кооперативного сектора. В итоге взвешенного анализа всех аргументов, однако, неизбежен вывод о целесообразности такой интеграции.
Исходя из опыта других стран при создании необходимого правового регулирования для системы государственного финансового контроля необходимо отказаться от разграничения понятий "коммерческая" и "некоммерческая" деятельность. Сельские кредитные кооперативы обычно стремятся не к максимизации прибыли, а к обеспечению экономической стабильности и дальнейшего развития посредством соответствующей капитализации средств. Их основной целью является содействие экономической деятельности членов. По виду деятельности они являются такими же финансовыми институтами, как и другие институты общего финансового сектора. Поэтому кредитные кооперативы как финансовые организации определенно должны подлежать банковскому контролю.
3. 2 Возможные ошибки в организации кредитного кооператива
При создании любой организации необходимо руководствоваться действующим законодательством и правовыми актами, которые необходимо изучить, чтобы избежать перечисленных ниже ошибок.
Несоответствие устава кооператива действующему законодательству может привести к отказу в регистрации кооператива. Незнание потенциальными членами кооператива проекта устава кооператива может привести к провалу общего организационного собрания и потребует его повторного созыва.
Недостаточное обоснование кредитно-финансовой деятельности кооператива может привести к убыткам и последующей ликвидации кредитного кооператива. Выборы и назначение в органы управления кооперативом некомпетентных лиц и людей, не обладающих необходимой квалификацией и личными качествами (например, по принципу родственных и дружеских связей), также может привести к развалу кооператива.
Неисполнение предписанных уставом положений и процедур или формальное исполнение каким-либо органом кооператива своих обязанностей может привести к конфликту с законодательными актами.
Неправильная организация внутреннего контроля в кооперативе открывает дорогу для финансовых злоупотреблений, ошибок в бухгалтерском учете, применению налоговых санкций. Попытки принудить члена кооператива к принятию решений, не отвечающих его волеизъявлению, приводят к утрате доверия к кооперативу, и кроме этого, вызывают необходимость решать проблему в судебном порядке.
При создании сельскохозяйственного кредитного кооператива следует помнить, что согласно закону “О сельскохозяйственной кооперации” членами кредитного кооператива могут быть только физические (и юридические лица), связанные с сельскохозяйственным производством. Тем самым этот закон ограничивает возможность вступления в кооператив лиц, проживающих в сельской местности, но не связанных с сельхозпроизводством, например, учителей, врачей, сельских предпринимателей.
Следует помнить и о таких нюансах:
об открытии расчетного счета в 10-дневный срок обязан кооператив известить налоговую инспекцию;
постановка на учет в органы статистики;
постановка на учет в фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования;
постановка на учет в пенсионный фонд.
Заключение
Жизнеспособность потребительской кооперации в Российской Федерации как формы объединения людей для удовлетворения своих потребностей, подтвердило то, что в отличие от государственных структур она не распалась, а сохранилась как система, хотя и понесла невосполнимые потери (снижение объемных показателей в торговле, заготовках, кооперативной промышленности, массовом питании, резкое сокращение числа пайщиков).
В настоящее время происходит выравнивание уровней развития системы кредитной кооперации в различных регионах, хотя, в некоторых из них до сих пор нет ни одного работающего кредитного кооператива. Причина этого, зачастую, заключается в недостаточном внимании к этой теме со стороны региональных и муниципальных органов власти, не поддерживающих создание инициативных групп.
Следует отметить особое место кредитных кооперативов и с точки зрения их вклада в финансирование малого бизнеса. Во-первых, кооперативы действуют на присущих России принципах коллективного управления и совместного распоряжения собственностью - в данном случае, денежными средствами, что повышает доверие к ним со стороны населения и предпринимателей. Во-вторых, кредитные кооперативы часто действуют в тех районах, где нет альтернативного предложения финансовых ресурсов - например, в сельской местности, на ограниченных или локальных рынках.
Институты кредитной кооперации выполняют функции развития предпринимательства двумя способами: как путем прямого кредитования бизнес-проектов, так и за счет стимулирования потребительского спроса на продукты и услуги, производимые в том регионе или районе, где действует кредитный кооператив.
Таким образом, создание кредитных кооперативов следует рассматривать в качестве важнейшей составляющей в реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в части стимулирования развития малых форм хозяйствования, включая:
- стимулирование развития производства и переработки сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и крестьянских фермерских хозяйствах (КФХ)) а также развитие других малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе (в том числе стимулирование создания заготовительных, снабженческо-сбытовых и других потребительских кооперативов;
- расширение доступности кредитных ресурсов для личных подсобных хозяйств (ЛПХ), крестьянских фермерских хозяйств (КФХ), а также создаваемых ими сельскохозяйственных заготовительных и снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СХПК).
Практически все сельские кредитные кооперативы далеки от того, чтобы удовлетворить потребности крупных и средних крестьянских (фермерских) хозяйств в оборотных средствах для развития своих производств. В настоящее время они в состоянии обеспечить потребности в оборотных средствах для развития мелких крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств. В ближайшей перспективе должно быть наращивание фонда финансовой взаимопомощи в сельских кредитных кооперативах за счет взаимодействия с региональными финансовыми рынками что обеспечит позитивный рост размера займа до уровня, позволяющего удовлетворять потребности в оборотных средствах среднего сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Создание благоприятных условий для деятельности кредитных кооперативов подразумевает под собой гармонизацию нормативно-правовой среды, обеспечение равных условий для осуществления деятельности всех кредитных кооперативов и привлечение ряда посреднических служб наряду с разработкой норм и стандартов для всех видов деятельности.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. - №237 от 25.12.1993. (в ред. от 21.07.2007 N 5-ФКЗ);
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 05.02.2007);
3. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 №3085-1 с изм. и доп. от 21.03.2002 г. // Российская газета. - №136. – 17.07.1997 г.
4. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» // Торговая газета. – 2001. – 9 сентября.
5. Федеральный закон от 18 июля 2009г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
6. Бондаренко Н.В., Кущетеров Р.М., Качкарова З.Р. История и теория кооперации. // Н.В. Бондаренко, Р.М. Кущетеров, З.Р. Качкарова – Ставрополь, 2007. – С. 312.
7. Бородин И.Ф. Кооперативное движение: Проблемы и пути их решения // И.Ф. Бородин – Казань,2006.
8. Вахитов К.И. История потребительской кооперации в России: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений потребительской кооперации. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и Ко», 2007.
9. Глазков В.В. Кредитная кооперация. С-Пб.: Питер, 2007 г.
10. Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской кооперации // В.Ф. Ермаков Экономист. – 2005. - №6.
11. Жукова Л. И. Экономика труда. С-Пб.: Питер, 2008 г.
12. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. // А.П. Макаренко – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2008.
13. Рекомендации /Как создать сельскохозяйственный потребительский кооператив и организовать его работу. — Под ред . д -ра экон . наук Пахомова В . М ., канд . с .-х . наук Медведевой Н . А . — М .: ФГНУ «Росинформагротех», 2007.
14. Соболев А.В. К вопросу о начале кооперативного движения в России // А.В. Соболев – 2008. - №2.
15. Тимошина Т.М. Экономическая теория в России. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2006
16. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. // А.В. Чаянов – Томск: Томск. кн. изд-во, 2006.
17. Шкляр М.Ф. «Кредитная кооперация». Учебное пособие.2-е. М.: «Дашков и К».2007.
18. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М,2006.
19. www.consultant.ru
20. www.creditcoop.ru
21. www.capital-rus.ru
[1] Тимошина Т.М. Экономическая история России.- м.: Информационно-издательский Дом «Филинъ»,2006.-С.211.
[2] Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М,2006.-С.99.
[3] Шкляр М.Ф. «Кредитная кооперация». Учебное пособие.2-е. М.: «Дашков и К».2007
[4] Как создать сельскохозяйственный потребительский кооператив и организовать его работу. — Рекомендации / Под ред . д -ра экон . наук Пахомова В . М ., канд . с .-х . наук Медведевой Н . А . — М .: ФГНУ «Росинформагротех», 2007. — 272с. Стр.42
[5] Как создать сельскохозяйственный потребительский кооператив и организовать его работу. — Рекомендации / Под ред . д -ра экон . наук Пахомова В . М ., канд . с .-х . наук Медведевой Н . А . — М .: ФГНУ «Росинформагротех», 2007. — 272с. Стр.60