Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:21, курсовая работа
В настоящее время в России такое понятие, как социальное предпринимательство, только начинает развиваться. Для развития социального предпринимательства в России важно развитие распространенных в других странах важных социально-экономических институтов - таких, как малое предпринимательство, кредитная кооперация, микрофинансирование, некоммерческая деятельность в социально-экономической сфере, способных выступить в качестве "материнских структур" для развития социального предпринимательства. В то же время анализ уже имеющегося опыта функционирования некоторых из перечисленных
Обязательным условием целесообразности создания сельского потребительского кооператива является инициатива и заинтересованность «снизу». Поэтому плодотворная работа по созданию сельских потребительских кооперативов может начаться только при наличии активных (потенциальных) членов, которые убеждены в необходимости создания потребительского кооператива.
Сельские кредитные кооперативы - это добровольные объединения физических и юридических лиц на основе членства. Их создание основано на общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой другой общности с целью сбережения их собственных денежных средств посредством взаимного кредитования; этим понятием обобщен опыт российских кредитных кооперативов и мировой опыт деятельности подобных организаций, отразивший философию движения кредитных кооперативов[3].
Конкретной работе по созданию сельскохозяйственного потребительского кооператива должны предшествовать:
1. Определение потребности в организации сельских потребительских кооперативов в данной местности.
1. Определение территориальных границ действия кооператива;
2. Подбор необходимого помещения и оборудования;
3. Возможность привлечения к работе в кооперативе лиц, владеющих определенными навыками и опытом работы.
Если результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о наличии объективных и субъективных предпосылок для создания сельскохозяйственного потребительского кооператива, то можно переходить к следующему этапу работы - формированию инициативной группы.
Сейчас в России кредитные кооперативы, как важный элемент инфраструктуры микрофинансовых услуг, заполняют те ниши, которые не заняты крупными банками. Они организуют доступ к услугам финансового рынка контингенту пользователей, которые по тем или иным причинам не обслуживаются в коммерческих банках. Кредитные кооперативы способствуют развитию конкуренции на российском финансовом рынке и равномерности в обеспечении финансовыми услугами пользователей на всей территории страны.
Доступность банковских услуг в России остается на низком уровне, что особенно характерно для небольших городов и сельской местности. Существует общее мнение о том, что быстро развивающийся сектор кредитной кооперации успешно повышает уровень доступности финансовых услуг. Однако эта деятельность протекает в плохо отрегулированном пространстве. У отрасли отсутствуют стандарты и нормы, в частности, требования по отчетности, а также отсутствует функция надзора. Даже такие базовые данные, как точное число кредитных кооперативов, размер вкладов или общей суммы активов кредитного кооператива, необходимо собирать из различных источников, да и эти сведения не отличаются точностью.
В условиях снижения уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства и социального развития села, отсутствия финансирования фермерских хозяйств и крестьянских подворий, малого агробизнеса со стороны коммерческих банков, возрастает роль мобилизации и использования собственных ресурсов мелких сельхозтоваропроизводителей - фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств, сельских предпринимателей, а также сельского населения в целом, что ставит на повестку дня вопрос о всемерном развитии в России потребительской кредитной кооперации.
1.3 Правовые основы создания и деятельности кредитного кооператива
В России с самого начала возникновения кооперативного движения утвердился разрешительный порядок создания кредитных кооперативов. Причем разрешение на это давалось на самом высоком уровне. Для открытия, например, ссудо-сберегательного товарищества требовалось разрешение министра финансов, а союза кооперативов — Государственного совета. Вместе с тем необходимо отметить, что надзорные функции государства не преследовали цели ее экономического удушения, а носили в основном политический характер, за пределами которого устанавливались относительно демократические нормы.
В настоящее время деятельность кредитной кооперации регулируется ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации и федеральными законами:
- «О сельскохозяйственной кооперации» №193-ФЗ от 08.12.1995 г.;
- «О кредитных потребительских кооперативах граждан» №117-ФЗ от 07.08.2001 г. (ред. от 03.11.2006) - утратил силу в связи с принятием ФЗ №190-ФЗ от 18.07.2009;
- «О кредитной кооперации» №190-ФЗ от 18.07.2009г. (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 №362-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 N 327-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов. В законе дается общее понятие кооператива, определяются правовые основы создания и деятельности кредитных кооперативов., анализируется деятельность кооперативов, которая осуществляется на основе следующих принципов:
1) финансовая взаимопомощь членов кредитного кооператива (пайщиков);
2) ограничение участия в деятельности кредитного кооператива лиц, не являющихся его членами;
3) добровольность вступления в кредитный кооператив и свобода выхода из него независимо от согласия других членов кредитного кооператива (пайщиков);
4) самоуправление кредитного кооператива, обеспечиваемого участием его членов (пайщиков) в управлении кредитным кооперативом;
5) равенство прав членов кредитного кооператива (пайщиков) при принятии решений органами кредитного кооператива независимо от размера внесенных членом кредитного кооператива (пайщиком) взносов (один член кредитного кооператива (пайщик) - один голос);
6) равенство доступа членов кредитного кооператива (пайщиков) к участию в процессе финансовой взаимопомощи и иным услугам кредитного кооператива;
7) равенство доступа членов кредитного кооператива (пайщиков) к информации о деятельности кредитного кооператива;
8) солидарное несение членами кредитного кооператива (пайщиками) субсидиарной ответственности по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кредитного кооператива (пайщиков).
Одна из особенностей кооперативов состоит в том, что им трудно выжить поодиночке. Поэтому в законе уделено внимание объединениям кооперативов.
Также в законе имеется статья, посвященная государственному регулированию кредитной кооперации. Более того, сегодня крайне необходима координация развития кооперации в рамках Российской Федерации в целом. Поэтому закон предлагает возможности создания при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ координационных или совещательных органов в области развития кооперации, к компетенции которых отнесено обеспечение развития кооперации, координация деятельности кооперативов.
В законе рассматриваются варианты регулирования кооперативов, в состав которых входят только физические лица, только юридические лица, а также кооперативов так называемого смешанного типа, в состав участников которого могут входить как юридические, так и физические лица.
В законе также определяются способы финансовой устойчивости кредитного кооператива.
Положения федерального закона определяют основные принципы кооперативного движения, в том числе добровольности вступления и выхода из кооператива, его самоуправляемости, а также равноправия членов.
Самоуправляемость является важнейшим отличительным признаком кредитного кооператива, определяющим особое правовое положение кредитного кооператива на финансовом рынке. Принцип самоуправляемости, включающий в себя возможность контроля за деятельностью кооператива и беспрепятственного влияния на принятие ключевых решений со стороны каждого члена кооператива через участие в высшем органе управления — общем собрании, должен предопределить и особый подход к вопросу о надзоре за деятельностью кредитных кооперативов со стороны государства.
Основной целью деятельности кредитного потребительского кооператива граждан является удовлетворение потребностей его членов в финансовой взаимопомощи. Указанные потребности членов кредитного потребительского кооператива граждан удовлетворяются путем предоставления им денежных займов на потребительские и иные нужды, единственным источником предоставления которых является фонд финансовой взаимопомощи кредитного кооператива. Фонд финансовой взаимопомощи формируется за счет части собственных средств кредитного потребительского кооператива граждан, размер которой определяется правлением кредитного потребительского кооператива граждан в соответствии с его уставом и решением общего собрания членов кредитного потребительского кооператива граждан, а также личных сбережений членов кредитного потребительского кооператива граждан, передаваемых на основании договора в пользование кредитному потребительскому кооперативу граждан только для предоставления займов своим членам.
Отдельная глава в Законе посвящена созданию, реорганизации и ликвидации кредитного кооператива. Кредитные кооперативы могут быть созданы и осуществлять свою деятельность в виде кредитного кооператива, членами которого могут являться юридические и физические лица, кредитного потребительского кооператива граждан, а также в виде кредитного кооператива второго уровня.
В настоящее время в государственных органах регистрации сельский кредитный кооператив, как правило, регистрируется как “сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив”. Поскольку как “сельскохозяйственный кооператив” он может привлекать в свои члены как физических, так и юридических лиц, как “потребительский” – все сельское население, а как “кредитный” - оказывать финансово-кредитные услуги своим членам. Вместе с тем, кредитный кооператив, в соответствии с действующим законодательством, не может осуществлять банковские операции.
Несмотря на то, что виды деятельности кредитного кооператива не являются банковскими операциями в силу того, что они распространяются только на членов кооператива и не должны носить прибыльный характер, методы и технология работы банка и кредитного кооператива одинаковы. Профессионализм специалистов кредитного кооператива является одним из важнейших факторов его успешной деятельности.
Надо отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти осуществляют регулирование деятельности кредитных кооперативов и их союзов (ассоциаций) в следующих формах:
- регистрация кредитных кооперативов и их союзов (ассоциаций);
- контроль за деятельностью кредитных кооперативов и их союзов (ассоциаций) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- применение мер ответственности к кредитным кооперативам и их союзам (ассоциациям) в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации.
Контроль за деятельностью кредитных кооперативов и их союзов (ассоциаций) осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В случае неоднократного или грубого нарушения кредитным кооперативом федерального закона или иных нормативных правовых актов, а также в случае систематического осуществления деятельности, противоречащей уставу кредитного кооператива, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью кредитного кооператива, вправе предъявить требование о ликвидации кредитного кооператива в суд.
Важное значение для создания кооператива при отсутствии специальной законодательной базы имеет отношение местных властей различного уровня и соответствующих организаций (управлений сельского хозяйства, налоговых служб и др.). Позитивное отношение местной власти к созданию кредитных кооперативов может снять многие вопросы в организации их деятельности.
В Законе регламентируется порядок членства в кредитном кооперативе, а также рассматриваются способы управления кредитным кооперативом .
2. Внутренняя структура кооператива
2.1 Общее собрание
Органами кредитного кооператива являются общее собрание членов кредитного кооператива, правление кредитного кооператива, председатель кооператива или наблюдательный совет. В качестве исполнительного органа в кооперативе может быть создана исполнительная дирекция, а консультационно-совещательного – кредитный комитет. В кредитном кооперативе могут быть дополнительно созданы комитет по займам и (или) иные органы в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом кредитного кооператива. Структура, порядок создания и деятельности органов кредитного кооператива, их компетенция устанавливаются уставом кредитного кооператива.
В многочисленных кооперативах могут избираться председатель кооператива, его заместитель и ревизор. По решению общего собрания председатель такого кооператива может исполнять функции исполнительного директора.
Члены кооператива могут быть избраны только в один из выборных органов – правление, наблюдательный совет (ревизионную комиссию). Члены наблюдательного совета не могут быть членами правления и входить в состав исполнительной дирекции. Члены выборных органов и кредитного комитета работают на безвозмездной основе.
Согласно принципам кооперации общее собрание является высшим органом управления кооператива. Уставом кооператива определяется кворум, необходимый для проведения общего собрания, но не менее 50% членов кооператива. Решение считается принятым, если за него проголосовало 50% плюс 1 голос.
Общее собрание кредитного кооператива созывается регулярно один раз в год. Внеочередное собрание может быть созвано по требованию:
1)Председателя кооператива,
2)1/2 состава Правления,
3)Наблюдательного совета,
4)1/10 членов кооператива.
Правление уведомляет членов кредитного кооператива о дате, времени, месте проведения общего собрания и его повестке за 14 дней до собрания. Уведомление делается по почте. Общее собрание имеет право обсуждать вопросы, не упомянутые в повестке, только в том случае, если на собрании присутствуют все члены кооператива, и они единогласно проголосовали за это. Общее собрание созывается, по крайней мере, один раз в год с целью: