Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 00:56, курсовая работа
Экономические кризисы можно подразделить на две основные группы: К первой группе относятся традиционные циклические рецессии и ценовые кризисы, связанные с внешними факторами (рост цен на нефть, рост цен на отдельные виды продовольствия в связи с неурожаем и т.д.). Это отраслевые кризисы, связанные либо с банкротствами крупных участников отдельных рынков, либо с общим упадком отдельных отраслей. Это региональные кризисы, связанные со слабостью национальных валют.
Введение……………………………………………………………………………………3
1. Экономические кризисы и их особенности
1.1 Определение экономического кризиса…………………………………………5
1.2 Классификация экономических кризисов……………………………………..6
1.3 Мировые экономические кризисы в истории………………………………..8
2. Кризис 2008-2009 гг. и его следствия
2.1 Мировой финансовый кризис………………………………………………………..18
2.2 Финансовый кризис в России…………………………………………………………19
3. Современные антикризисные действия
и их эффективность………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………………………..
Это те рамки, в которых Министерство промышленности и торговли РФ вырабатывает свои антикризисные предложения. Ряд действий был призван компенсировать негативный макроэкономический фон.
Это введение 15-процентной преференции при проведении госзакупок для отечественных производителей. Меры таможенно-тарифного регулирования (обнуление пошлин на ряд экспортных товаров, оптимизация импортных пошлин на ввозимое оборудование в интересах техперевооружения). Различные виды субсидий по процентным ставкам, наконец — госгарантии.
Часть реализованных для противодействия кризису инструментов была разработана в предыдущие годы и с успехом применялась с целью повышения конкурентоспособности продукции отечественной промышленности на внутреннем и внешнем рынках. Речь идет о различных видах субсидирования процентных ставок по кредитам, направленным на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции, осуществление лизинговых операций и технологического перевооружения, сезонных закупок сырья в лесной и легкой промышленности и т. д.
Новыми механизмами поддержки отраслей в 2009 г. стали различные виды субсидий в автомобильной промышленности, расширение списка отраслей, получающих субсидии на технологическое перевооружение, осуществление взносов в уставные капиталы отдельных организаций и ряд других мероприятий.
В основу комплекса дополнительных антикризисных мер в промышленности была положена следующая структура:
3. Современные антикризисные действия и их эффективность
В связи с давней глобализацией современные антикризисные действие должны быть в интересах не только одной страны, но и в интересах всего мира.
Если брать антикризисные меры в глобальном масштабе, то здесь всё слишком расплывчато и туманно. Объясняется это, с одной стороны, тем, что даже дипломированные специалисты до сих пор могут с большим трудом и весьма относительно предсказывать функционирование мировой экономики - другими словами, мало кто представляет, что нужно сделать, чтобы всем было хорошо. С другой стороны, правительства каждого государства сосредоточены прежде всего на стабилизации национальных экономик, на минимизации ущерба в первую очередь для самих себя, что понятно. Поэтому на данный момент общемировые меры по борьбе с кризисом ограничиваются решениями апрельского саммита 20 наиболее экономических развитых стран планеты. В соответствии с этими решениями необходимо выделить Международному валютному фонду 1 триллион американских долларов. Эта сумма должна будет распределяться среди наиболее пострадавших от кризиса стран, в первую очередь для поддержки и восстановления мировой финансовой системы. Кроме того, были сформулированы абстрактные тезисы о том, что нужно стимулировать мировую торговлю, бороться с проявлениями национального протекционизма, ликвидировать ряд ненадёжных оффшорных зон, однако практического наполнения этих замечаний пока нет.
Так что
в большинстве своём мировые
антикризисные меры сводятся к тому,
чтобы с помощью финансовых вливаний
стабилизировать финансовую ситуацию
до тех пор, пока кризисные явления
не затихнут, а уже после этого
принимать конкретные программы
по преодолению последствий
- И тем ни менее рассмотрим несколько важных атникризисных мер конкретно в РФ:
Конкурентоспособность российской экономики, выходящей из кризиса, должна основываться на налоговой системе, которая бы обеспечивала привлечение капитала. Когда кризис закончится, российская экономика может получить конкурентное преимущество относительно других экономик, усовершенствовав налоговую систему таким образом, чтобы обеспечить приток иностранного капитала. Стоит рассмотреть вопрос о замене НДС налогом с продаж - он прост в исчислении, проще в администрировании. Кроме того, в целях повышения инвестиционной привлекательности российских организаций и стимулирования долгосрочных инвестиций целесообразно принять поправки в Налоговый кодекс об освобождении от уплаты подоходного налога суммы дохода, полученного при реализации ценных бумаг. При этом норма не должна содержать ограничение по сумме дохода. Такой подход позволит стимулировать привлечение инвестиционного, а не спекулятивного капитала, а также позволит оказать положительное влияние на отток капитала с российских рынков в оффшорные зоны.
2.
Финансирование торговли и
промышленной индустрии,
В течение 2008 и 2009 гг. Минпромторг России реализовывал комплекс мер, направленных на поддержку промышленности и торговли. В основу работы Министерства был положен План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики и План действий по реализации Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г.
Для
этого в максимально короткие
сроки был сформирован и
В ноябре–декабре 2008 г. была проведена работа по формированию ведомственного списка системообразующих организаций промышленности и торговли, разработана методика отбора предприятий и организаций, формы представления информации о текущей ситуации на предприятиях.
Для
включения в этот список компании
должны были удовлетворять одному из
двух условий. Первое условие при
включении в ведомственный
Кроме того, особое внимание уделяется градообразующим предприятиям. В результате был сформирован ведомственный перечень ключевых организаций, с учетом которого формировался правительственный список системообразующих предприятий.
Работа с отобранными компаниями велась через Комиссию по повышению устойчивости развития отраслей промышленности и торговли, организованную в Минпромторге России. При комиссии были образованы отраслевые рабочиегруппы по мониторингу за финансовоэкономическим состоянием организаций, находящихся в перечне системообразующих организаций, в области:
По итогам третьего квартала 2009 года можно констатировать, что российская экономика вышла из острой фазы кризиса. Об этом свидетельствует возобновление роста российской экономики во второй половине 2009 года. В III и IV кварталах 2009 года, по предварительной оценке, прирост ВВП (с учетом сезонности) составил 1,1% и 1,9% соответственно.
Принимаемые меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали стабильной работе аграрного сектора. Так, в годовом исчислении, в течение 2009 года падение промышленного производства существенно замедлялось - с 14,3% в I квартале до 5% в IV квартале. По итогам года ожидается спад промышленного производства на 11,5% против его роста на 2,1% в 2008 году. По предварительной оценке, падение ВВП в 2009 году составит не более 8,5 процентов.
Проводимая Правительством Российской Федерации антикризисная политика не только позволила предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста. Другими важными факторами стали также рост цен на мировых рынках углеводородов и иных товаров российского экспорта, оживление мировой экономики, в первую очередь в Юго-Восточной Азии.
При этом положительные тенденции оживления экономики сопровождаются резким замедлением инфляции, что позволяет предположить, что рост является сбалансированным и не основан на появлении новых «пузырей» на отдельных рынках. Стабильной остается ситуация в социальной сфере - в результате проводимой антикризисной политики удалось предотвратить рост социальной напряженности, под контролем находится уровень безработицы (на конец ноября он составил 8,1% экономически активного населения, против 9,1% по итогам первого квартала).
В то же время, положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других. Продолжается стагнация основных локомотивов устойчивого роста - инвестиционной и кредитной активности.
В экономике продолжают доминировать факторы, обусловившие быстроту и глубину спада: зависимость от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта, низкий внутренний спрос и неспособность российской промышленности его обеспечить, слабая финансовая система и отсутствие в экономике «длинных» денег. Антикризисная политика Правительства Российской Федерации на первом этапе (конец 2008 - 2009 год), несмотря на наличие модернизационной составляющей, в большей степени была направлена на смягчение последствий воздействия кризиса на граждан и экономику, на предотвращение безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциала.
Это значит, что продолжение восстановительного роста в сложившейся экономической парадигме, во-первых, будет неустойчивым, поскольку внутренние риски российской экономики в краткосрочном периоде не устранены, во-вторых, будет более медленным, поскольку будет жестко «завязано» на восстановление мировой экономики, и, в-третьих, будет воспроизводить ту модель экономики, уход от которой был обозначен в качестве главного приоритета докризисной повестки дня Правительства Российской Федерации.
Такой путь не обеспечивает модернизации экономики, достижения целей и задач долгосрочного развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция), а также в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
Это значит, что необходима корректировка политики в плане смещения акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры, ориентированные на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала. Такое смещение акцентов должно позволить на горизонте в 2-3 года компенсировать накопленное за 2009 год отставание от «графика» модернизационной повестки дня, сформулированной в Концепции.
Смещение акцентов, однако, не означает
прекращения реализации собственно антикризисных
мер - в течение всего 2010 года принятые
Правительством Российской Федерации
решения будут реализовываться. Более
того, поддержка оживления экономики,
обеспечение устойчивости наметившегося
экономического роста в краткосрочном
периоде являются важнейшим приоритетом.
При необходимости будут приниматься
новые меры в рамках выделенного в федеральном
бюджете антикризисного резерва в размере
195 млрд. рублей. Особое внимание будет
уделяться и вопросам безработицы, социальной
поддержки населения, пенсионного обеспечения,
решению проблем моногородов.
Заключение
В заключении столь насыщенной темы скорее всего стоит написать о том, что любая экономика развивается по одному сценарию: подъём->стабильность->спад, и развивается циклично. И как бы не была защищена страна, этот цикл не обратим и неизбежен. Другое дело как она подготовлена, справится ли экономика, достаточно ли она будет насыщена спросом и предложением что бы удержаться на уровне и не попасть в «яму», а пройти её гладко, без существенных изменений в финансовой системе, отраслях промышленности или производства.
Тема мирового экономического кризиса интересна, думаю не только мне. Она будет актуальной еще большое количество времени, а, может быть, и всегда, так как я не думаю, что в ближайшее время экономисты научаться сглаживать цикл до такой степени, чтобы ее амплитуда колебаний была равна нулю.
Россия находиться сейчас в глубоком кризисе. По моему мнению, причины кризиса кроются, прежде всего, в менталитете россиян. В этой стране даже самые честные люди ищут где бы своровать и воруют. Любой чиновник, рабочий, и даже президент ворует, как может. Коррупция – это главная проблема, с которой нужно справиться в России, чтобы хотя бы создать предпосылки для оживления экономики.
Информация о работе Современный экономический кризис и его особенности