Современные направления развития экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения в Республике Беларусь и путей ее развития.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
1)изучить сущность и условия применения упрощенной системы налогообложения, а также ее виды;
2)исследовать определение средней численности работников и валовой выручки для целей перехода на упрощенную систему налогообложения;

Файлы: 1 файл

Экономик.docx

— 223.32 Кб (Скачать)

В Голландии предприятия, налогооблагаемый доход которых  не превышает 50 000 гульденов (с соответствующим  пересчетом в евро), уплачивают подоходный налог по ставке 30%; если же такой  доход превышает 50 000 гульденов по ставке 35%. Налогооблагаемый доход уменьшается  за счет инвестиций в некоторые капитальные  активы. Правительство также поощряет научно-исследовательскую деятельность предприятий: в том случае, если компания принимает на работу сотрудника для  проведения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, то она получает право на уменьшение налогов на фонд заработной платы. Объектом особого льготного налогообложения  являются вновь создаваемые предприятия.

Специальная личная льгота, снижающая налогооблагаемый доход, предоставляется индивидуальным предпринимателям. Размер этой льготы изменяется в зависимости  от величины полученной предпринимателем налогооблагаемой прибыли. Предприниматель, супруга (супруг) которого работает на данном предприятии, имеет еще одну налоговую льготу.

В Швеции малые предприятия  представляют упрощенную налоговую  декларацию, используют кассовый метод  учета доходов и обязаны зарегистрироваться только в налоговой инспекции. Малые  предприятия с доходом менее $110000 могут подавать налоговую декларацию только раз в год, а не ежемесячно, как предприятия с большим  доходом.

В тоже время в Соединенных  Штатах Америки отсутствуют какие-либо особые налоговые режимы для малых  и средних предприятий. Все предприятия  обязаны вести полный и тщательный бухгалтерский учет, который используется при расчете прибыли для целей  налогообложения. Однако в законах  о подоходном налоге имеется ряд  специальных положений о малых  предприятиях, которые позволяют  упростить процедуру учета и  отчетности.

Рассмотрим теперь опыт применения упрощенных систем налогообложения  в странах бывшего СССР.

В Литве метод налогообложения  малых и средних предприятий  зависит от статуса налогоплательщика (юридическое или физическое лицо) и, в некоторых случаях, от вида деятельности.

Стандартный подоходный налог  с юридических лиц составляет 29% от чистой налогооблагаемой прибыли. Малые предприятия, валовой доход  которых составляет менее $25 000 в  год, платят подоходный налог по ставке 15%. При этом на малом предприятии  должно быть не более 50 работников, а  его деятельность должна быть не связана  с производством и реализацией  алкогольной продукции, нефти и  продукции нефтепереработки, продовольствия и ряда других товаров. Юридические  лица, работающие в области сельскохозяйственного  производства, имеют возможность  платить налог на прибыль по ставке 10%.

Физические лица-предприниматели, осуществляющие свою деятельность без  лицензии, платят только личный подоходный налог по ставке 29%. Предприниматели, занимающиеся некоторыми видами деятельности и не использующие наемную рабочую  силу, должны приобретать лицензию, плата за которую заменяет личный подоходный налог. В этом случае они платят НДС платежи в социальные фонды. Лицензионный режим распространяется на производство и продажу одежды, туризм, кустарное производство, парикмахерские и фотографические услуги, торговлю из киосков, с повозок, на открытых рынках, перевод с иностранных языков, профессиональный спорт и др.

Если в период действия лицензии валовой доход налогоплательщика  в результате его лицензированной  деятельности составит более $25000, то ему  потребуется получение дополнительной лицензии, которая стоит почти  вдвое дороже обычной.

Для ведения бухгалтерского учета налогоплательщики обязаны  иметь книги учета доходов  и расходов, а также книги регистрации  потоков денежных средств.

Налогоплательщики (физические и юридические лица), годовой оборот которых превышает $25000, обязаны подавать декларацию и платить НДС. Налогоплательщикам, годовой оборот которых ниже этого  уровня, платить НДС не обязательно.

И в Российской Федерации, и в Республике Казахстан тоже есть упрощенные системы налогообложения. Так же как в Республике Беларусь, они предназначены для субъектов  малого предпринимательства, для так  называемого малого бизнеса. В нашем  государстве и в Российской Федерации  исчисление налога производится в процентном отношении в зависимости от выручки  либо от дохода – выручки минус  расходы. В Республике Казахстан - также  в процентном отношении от выручки.

В Республике Беларусь упрощенная система налогообложения заменяет собой большее количество налогов. Те, кто платят налоги по упрощенной системе, не уплачивают налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный  налог, арендную плату за землю, экологический  налог, налог за добычу природных  ресурсов. Не производятся отчисления в инновационные фонды. В Российской Федерации упрощенная система заменяет только уплату налога на прибыль и налога на имущество (это аналог нашего налога на недвижимость), и налог на добавленную стоимость, за исключением налога, взимаемого при ввозе. В Республике Беларусь предприниматели, применяющие упрощенную систему, также могут не выплачивать НДС. В Российской Федерации нет разновидности упрощенной системы с налога на добавленную стоимость или без него.

Проведенный анализ зарубежного  опыта налогообложения малого бизнеса  позволяет сделать вывод о  том, что законодательством большинства  развитых стран малый бизнес определен  в качестве особого субъекта государственного регулирования.

В настоящее время основной тенденцией развития налогообложения  малого бизнеса в экономически развитых странах можно считать стремление к его максимальной рационализации, упрощению, отходу от сложных и трудоемких для разработки и внедрения налоговых  схем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  2

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

    1. История развития упрощенной системы налогообложения в Республике Беларусь

 

Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства введена на территории Республики Беларусь с 1998 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства».

Данный Закон определял правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства - предприятий и организаций, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь и являющихся юридическими лицами, а также предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

Её введение было предопределено необходимостью упорядочения процесса становления и развития в Республике Беларусь малого бизнеса.

В нынешнем варианте упрощенная система налогообложения применяется  с 1 июля 2007 года.

 Для упрощения порядка налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей и создания благоприятных условий по осуществлению предпринимательской деятельности 9 марта 2007 г. Указом Президента Республики Беларусь № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» было утверждено Положение об упрощенной системе налогообложения.

В вышеуказанном Положении определялись условия применения упрощенной системы налогообложения, плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога при упрощенной системе налогообложения, порядок и сроки его уплаты и представления налоговой декларации (расчета) по этому налогу, а также условия перехода на упрощенную систему налогообложения и прекращения ее применения.

Положение «Об упрощенной системе налогообложения» за весь период своего действия изменялось и дополнялось семь раз.

С  1 января 2009 года вступил  в действие Указ Президента Республики Беларусь № 1 от 3 января 2008 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119», вносящий существенные  изменения и дополнения в упрощенную систему налогообложения в Республике Беларусь, и сделав ее еще более привлекательной для субъектов хозяйствования.

Прежде всего,  необходимо отметить,  что с 1 января 2009 года снижены ставки налога, установленные при применении упрощенной системы налогообложения, и увеличены предельные размеры критериев, при одновременном соблюдении которых можно применять упрощенную систему налогообложения.

 Так, перейти на  применение упрощенной системы  вправе при одновременном соблюдении  критериев средней численности  работников и валовой выручки  в течение первых девяти месяцев  года, предшествующего году, с которого  претендуют на ее применение, организации с численностью работников  в среднем за указанный период  не более 100 человек, индивидуальные  предприниматели, если размер  их валовой выручки составляет  не более 2625 млн. рублей.

При этом данным Указом изменяется методика определения средней численности работников организации.

 Если ранее расчет  списочной численности производился  в среднем за каждый месяц,  то в настоящее время численность  работников организации определяется  в среднем за период  с начала  года по отчетный период включительно (нарастающим итогом) путем суммирования  средней численности работников  за все месяцы, истекшие за  период с начала года по  отчетный период включительно, и  деления полученной суммы на  число истекших месяцев.

Как отмечалось выше, Указом установлены более низкие налоговые  ставки:

1)    8%  для организаций  и индивидуальных предпринимателей,  не уплачивающих НДС и использующих  в качестве налоговой базы  валовую выручку. 

 При этом данную  ставку имеют право применять  индивидуальные предприниматели  и организации, у которых численность  работников в среднем за период  с начала года по отчетный  период включительно не превысила  15 человек и (или) валовая выручка  организаций и индивидуальных  предпринимателей нарастающим итогом  в течение календарного года  не составила более 1000 млн.  рублей.

2)    6%  для организаций  и индивидуальных предпринимателей,  уплачивающих НДС и использующих  в качестве налоговой базы  валовую выручку; 

3)    15%  для организаций  и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой  базы валовой  доход. 

 Налоговую ставку 15% и  использование в качестве налоговой  базы валового дохода имеют  право применять организации  с численностью работников в  среднем за период с начала  года по отчетный период включительно, не превышающей 5 человек, и  индивидуальные предприниматели,  валовая выручка которых не  превышает 1000 млн. рублей в  год, осуществляющие розничную  торговлю и (или) оказывающие  услуги общественного питания. 

 При этом валовой  доход, рассчитывается в виде  разницы между валовой выручкой, и покупной стоимостью реализованных  товаров за отчетный период.

 Покупная стоимость  товаров определяется как цена  их приобретения (договорная цена), увеличенная на фактические затраты  по приобретению (таможенные пошлины  и таможенные сборы, налог на  добавленную стоимость, комиссионные  вознаграждения, расходы на транспортировку,  хранение) при условии их документального  подтверждения. 

 Для организаций и  индивидуальных предпринимателей  с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах  и населенных пунктах, перечисленных  в приложении к Положению, при  осуществлении деятельности по  производству товаров (выполнению  работ, оказанию услуг) в этих  населенных пунктах, а также  в сельской местности  ставка  налога при упрощенной системе  устанавливается (за исключением случаев, прямо предусмотренных в Положении):

- 5 процентов – для  организаций и индивидуальных  предпринимателей, не уплачивающих  НДС; 

- 3 процента – для организаций  и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС. 

Организации и индивидуальные предприниматели вправе применять  различные ставки налога при упрощенной системе, на основании данных раздельного  учета.

 Однако на практике  применение различных ставок  налога допускается только в  случае, если при применении данных  ставок налогов совпадают соответствующие  отчетные периоды. 

 В соответствии с данным Указом налоговым периодом установлен календарный год, а отчетными являются:

 календарный месяц  – для организаций и индивидуальных  предпринимателей, применяющих упрощенную  систему с уплатой НДС, т.е., когда речь идет о применении 6% и НДС; 

 календарный квартал  – для организаций и индивидуальных  предпринимателей, применяющих упрощенную  систему без уплаты НДС, т.е., когда речь идет о применении 8% или 15% без уплаты НДС. 

Информация о работе Современные направления развития экономической теории