Современные направления развития экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения в Республике Беларусь и путей ее развития.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
1)изучить сущность и условия применения упрощенной системы налогообложения, а также ее виды;
2)исследовать определение средней численности работников и валовой выручки для целей перехода на упрощенную систему налогообложения;

Файлы: 1 файл

Экономик.docx

— 223.32 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В обеспечение нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование  экономики и международных экономических  отношений имеет важное значение для экономического и социального  развития страны. При этом, осуществляя  данное регулирование, государство, использует широкий набор средств и методов  воздействия на экономику таких, как бюджет, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и, конечно же, налоги.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов.

В укреплении экономической  позиции Республики Беларусь налоги играют немалую роль. Им отводится  важное место среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику.

Стабильность системы  налогообложения позволяет предпринимателю  увереннее чувствовать себя: не зная твердо, каковы будут условия и  ставки налогообложения в предстоящем  периоде, невозможно рассчитать, какая  же часть ожидаемой прибыли уйдет  в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Однако любая система налогообложения  отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень  доверия населения к правительству. Поэтому, по мере изменения указанных условий, налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям и в нее вносятся необходимые изменения.

Это в полной мере относится  и к той части налогового законодательства Республики Беларусь, которая регулирует сферу малого бизнеса.

В частности, для повышения  активности предпринимательской деятельности граждан и малых предприятий  налоговым законодательством было установлено несколько специальных  режимов налогообложения. Одним  из таких режимов является упрощенная система налогообложения.

Вопросу о сущности упрощенной системы налогообложения, условиях ее применения, эффективности и посвящена данная работа.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  сегодня каждый предприниматель  сталкивается с необходимостью платить  налоги, что при неграмотном подходе  и системных ошибках оборачивается  лишними затратами и проблемами с законом. Поэтому необходимо проводить  оптимизацию налогообложения, что  сделает доходы максимальными, а  налоги минимальными, не вступая в  противоречие с законодательством.

Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения  в Республике Беларусь и путей  ее развития.

Из цели работы вытекают следующие задачи:

1)изучить сущность и условия применения упрощенной системы налогообложения, а также ее виды;

2)исследовать определение средней численности работников и валовой выручки для целей перехода на упрощенную систему налогообложения;

3)проанализировать особенности определения налоговой базы при упрощенной системе налогообложения;

4) выявить особенности, преимущества и недостатки применения упрощенной системы налогообложения;

5)разработать выводы и  предложения, направленные на совершенствование налогового законодательства.

Объектом исследования в  курсовом проекте являются общественные отношения, обеспечивающие правильное применение упрощенной системы налогообложения.

Предметом курсовой работы являются труды и мнения ученых, юридические учебники и нормативные  правовые акты в данной области, журналы, статьи и другая научная литература.

При написании курсовой работы были использованы следующие источники: Налоговый Кодекс Республики Беларусь (общая и особенная части); Комментарии к Налоговому Кодексу Республики Беларусь; Указ Президента Республики Беларусь от 09 августа 2011 №349 "О некоторых вопросах применения упрощенной системы налогообложения" и др.

Курсовой проект состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

 

1.1 Упрощенная  система налогообложения как  специальный налоговый режим 

 

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический, а также, в некоторой степени, и политический климат в стране. Малое предпринимательство принадлежит  к самым широким социальным слоям  общества и является одновременно, как одним из самых больших  производителей, так и одним из самых больших потребителей разнообразных товаров и услуг.

Особый режим налогообложения  для малого бизнеса принят в большинстве  стран. Для этого существуют различные  причины. Прежде всего, малое предпринимательство  является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются  к изменяющейся конъюнктуре рынка. Поддержка малого предпринимательства  позволяет увеличить занятость  населения и таким образом  улучшить социальную атмосферу в  обществе и уменьшить расходы  на выплату пособий по безработице.

Упрощение налогообложения  и, соответственно, учета позволяет  улучшить условия функционирования малого предпринимательства за счет снижения затрат (как финансовых, так  и трудовых) на ведение учета и  расчет налогов.

В тоже время малое предпринимательство  является и проблемой в обществе, в котором распространено уклонение  от налогообложения. Если легальный  уход от налогов путем использования  лазеек в законодательстве в большей  степени доступен крупным налогоплательщикам, как юридическим лицам, так и  физическим, то уклонение от налогов  путем сокрытия выручки, предоставления недостоверной отчетности или не предоставления ее вообще, ведение  бизнеса без регистрации свойственны  преимущественно именно малому предпринимательству. Причиной этому является не только большая возможность избежать наказания. Уклонение от налогообложения приобретает  массовый характер в тех случаях, когда ожидаемый выигрыш от уклонения  с учетом вероятности обнаружения  нарушений и наказания превышает  издержки, связанные с уплатой  налогов, включающие в себя кроме  собственно налоговых сумм, причитающихся  к уплате, еще и издержки по ведению  и предоставлению отчетности.

Упрощенные системы учета  приводят к снижению этих издержек для налогоплательщика, а также  соответствующих административных издержек по проверке применяющих эти  методы налогоплательщиков. Снижения уклонения от налогообложения можно  добиться еще и за счет того, что  признаки, на основании которых рассчитывается вмененный доход может быть сложнее  скрыть или исказить, чем те, на которых  основывается вычисление налогооблагаемого  дохода в соответствии с общепринятым бухгалтерским учетом. В свою очередь  снижение уклонения от налогообложения  может служить более справедливому  распределению налогового бремени.

В Республике Беларусь, начиная  с июля 2007 года — с момента, когда  в стране появилась действующая в настоящее время упрощенная система налогообложения, число плательщиков, перешедших на нее, составило около 120 000 человек. И число таких компаний продолжает расти. В числе работающих по упрощенной системе налогообложения: 60 % — индивидуальные предприниматели, 40 % приходится на долю организаций. Только за семь месяцев текущего года от них в государственный бюджет поступило 1,2 трлн. бел. руб.

В настоящее время на территории Республики Беларусь действуют следующие системы налогообложения субъектов малого бизнеса, как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

  1. Общеустановленная система налогообложения, предусматривающая уплату субъектами малого предпринимательства совокупности, установленных законодательством о налогах и сборах республиканских и местных налогов и сборов.
  2. Специальные налоговые режимы, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса, применяются по выбору субъекта малого бизнеса, т.е. в добровольном порядке.

Упрощенная система налогообложения  относится к виду специальных  налоговых режимов.

 

1.2 Мировой опыт  применения упрощенной системы  налогообложения

 

Основной подход к налогообложению  малого бизнеса в развитых странах  заключается в введении для этой категории предприятий особых режимов  налогообложения.

С теоретических позиций  ученые в данной области выделяют два типа таких режимов: упрощенное и вмененное налогообложения, которые, будучи адаптированы к условиям конкретной страны, могут образовывать различные модификации и смешанные формы.

В чистом виде первый тип  налогообложения предусматривает  сохранение для малых предприятий  всех видов налогов при одновременном  упрощении порядка их расчетов (включая  упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.).

Второй тип, напротив, предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика  на основании косвенных признаков  и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько  традиционных налогов.

В налоговой практике развитых стран гораздо чаще применяется  упрощенное налогообложение. Вмененное  налогообложение в чистом виде используется реже, хотя во многих странах оценка налоговой базы, по аналогии с другими  налогоплательщиками, применяется  в тех случаях, когда налоговая  администрация имеет основания  сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств.

Возможны различные варианты установления базы упрощенного налогообложения  для малого предпринимательства.

Теоретически одной из самых привлекательных форм налогообложения  является использование налогов  «cash-flow», то есть налогов на потоки денежных средств. Эти налоги по существу являются налогами на потребление.

Принято выделять три типа налогов «cash-flow», R, RF и S , в зависимости от базы налогообложения.

В случае R-налога базой является чистый поток реальных трансакций в  денежном выражении, то есть разница  выручки от реализации и стоимости  используемых в производстве факторов.

RF-налог отличается от R-налога тем, что в его базу  включается еще и разница между  полученными займами и выплаченным  долгом и разность полученных  и уплаченных процентов. 

Наконец, S-налогом облагаются чистые потоки средств от предприятия  акционерам, то есть сумма выплаченных  дивидендов и выкупленных акций  за вычетом новых выпусков акций. Если единственным налогом на предприятия является налог «cash-flow», то отличие RF-налога от S-налога в том, что база первого включает величину налога, а второго - нет.

Простейшей для вычисления и поэтому особенно привлекательной  при налогообложении малого предпринимательства  выглядит база R-налога. Эта база налогообложения  эффективна и аналогична базе, используемой для малого бизнеса в других странах.

Рассмотрим теперь опыт отдельных  стран в применении упрощенных систем налогообложения.

Французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов  для малых предприятий.

Наиболее упрощенная схема  налогообложения предусмотрена  для микропредприятий. Такие предприятия  не подают декларации о налоге на добавленную  стоимость, однако выплачивают подоходные налоги, уровень которых также  зависит от рода деятельности (торговые операции, услуги и прочие виды деятельности). На микропредприятии ведется лишь учет закупок и финансовых поступлений, а также составляются формальные счета на НДС, в которых, впрочем, указывается, что НДС не взимается.

Упрощенный налоговый  режим применяется по отношению  к малым и средним предприятиям. Налогооблагаемый доход в данном случае представляет собой разницу  между фактическим доходом и  расходами предприятия. Форма отчетности при упрощенном налоговом режиме также является упрощенной: малые и средние предприятия представляют в налоговые органы основные данные о своем балансе, основных фондах, размере инвестиций и финансовых результатах деятельности. Предприятия, занимающиеся оказанием услуг, могут несколько снизить свой налогооблагаемый доход, если они согласятся на проверку своей деятельности официальным аудитором.

Малые и средние предприятия, имеющие статус юридического лица и  принадлежащие физическим лицам, уплачивают подоходный налог по ставке 19% (стандартный  налог во Франции составляет 33%). Часть налогооблагаемой прибыли, с которой взимается сокращенный налог, должна быть использована для капиталовложений в это же предприятие. Такие предприятия также уплачивают и НДС, однако они делают это не ежемесячно, как остальные предприятия, а ежеквартально.

В Великобритании предприятия, ежегодный доход которых менее 15 000 фунтов стерлингов, заполняют только простую налоговую декларацию без  подробных данных о своей деятельности или активах/обязательствах. В стране действует прогрессивная шкала  подоходного налогообложения: ставка 10% распространяется на лиц и товарищества с ежемесячным доходом до 1520 фунтов стерлингов, 22% с доходом от 1521 до 28400 фунтов стерлингов,40% с доходом  свыше 28400 фунтов стерлингов. Аналогичная  система распространяется и на корпорации (10%  при доходе до 10000 фунтов стерлингов, 20% при доходе от 10001 до 50000 фунтов стерлингов и т. д.).

Информация о работе Современные направления развития экономической теории