Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 23:27, реферат
Объектом исследования данной работы является российская банковская система. Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать российскую банковскую систему. Цель работы обусловила решение следующих задач: во-первых, рассмотреть основные элементы российской банковской системы; в-вторых, выявить и проанализировать специфику банковской системы в России; в-третьих, проанализировать современное состояние банковской системы в России и выявить направления её модернизации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Банковская система в России 5
2. Центральный банк Российской Федерации 12
2.1 Органы управления. 12
2.2 Структура управления. 12
2.3 Цели и функции Банка России 13
3. Специфика банковской системы в России 17
4. Современное состояние банковской системы в России и меры предпринимаемы для её развития 20
Заключение 28
Список литературы: 30
На
парламентских слушаниях в
По замыслу денежных властей, данная мера, направленная на дальнейшее укрупнение и консолидацию банковского капитала, также должна поспособствовать уменьшению рисков, выявленных в период кризиса в отечественной финансовой системе. Ранее, уже были приняты решения об увеличении минимального размера банковского капитала с 1 января 2010 года - до 90 миллионов рублей и до 180 миллионов - с 1 января 2012 года. В прошлом году глава Минфина Алексей Кудрин предложил пойти еще дальше, подняв соответствующую планку до 1 миллиарда рублей в течение шести лет. По словам Кудрина, через пять лет данному требованию могло бы соответствовать 500 банков из действующих 990.
Нынешний же 90-миллионный барьер не смогли преодолеть 22 банка. И еще 130 кредитных организаций, не дотягивавших до него, сумели привлечь дополнительные средства в сумме 7,8 миллиардов рублей.
До следующей планки в 180 миллионов рублей на сегодня не дотягивают уже 145 банков, тогда как до уровня в 250 миллионов - 242 банка и 406 банков - до рубежа в 500 миллионов, сообщил Вестям.Ru начальник аналитического управления БКФ-банка (капитал - 1 миллиард рублей) Максим Осадчий. Таким образом, продолжил он, в случае повышения планки до заявленного верхнего предела в 500 миллионов рублей, общее количество банков в России может сократиться более, чем вдвое.
При этом избавление от мелких игроков не обязательно приведет к уменьшению существующих системных рисков: как показали последние кризисные годы, главную угрозу для безопасности отечественной банковской системы представляли именно крупные кредитные учреждения, спасение которых потребовало значительных финансовых вливаний, в том числе со стороны Центробанка. В этой связи можно вспомнить, как о произодших в начале кризиса банкротствах "Связьбанка" и "КИТ-финанса", так и недавнем банкротствее "Межпромбанка", входившим в топ-30, уточнил Осадчий. По его определению, в подобной ситуации стрельба по банковским "воробьям" может привести лишь к уменьшению общей конкуренции на рынке банковских услуг.
За сохранение в стране больших и малых банков высказался в комментарии для Вестей.Ru и зампред комитета СФ по бюджету Вячеслав Новиков. Как он подчеркнул, маленькие банки зачастую более успешно обслуживают представителей малого и среднего бизнеса, которыми не очень хотят заниматься более крупные игроки. Что же касается связанных с ними возможных рисков, то, очевидно, обезопасить их клиентов от вероятных негативных последствий можно было бы, например, за счет ужесточения требований по резервированию, резюмировал Новиков.
Выступавший ранее в комментариях для Вестей.Ru сторонником идеи укрупнения банковского капитала, сегодня директор Центра экономических исследований МФПА Сергей Моисеев счел нужным заметить, что в подготовленной стратегии пока не приводится необходимое обоснование решения о новом существенном повышении минимального размера банковского капитала - с указанием ожидаемых практических результатов его осуществления. Впрочем, успех реализации подобных мер зависит не только от наличия соответствующей расчетной и аргументационной базы, но и от предполагаемых сроков их выполнения. Скажем, переход на 250 миллионный рубеж вполне может быть осуществлен в течение трех лет, тогда как для достижения 500-миллионой планки понадобится не менее восьми лет, пояснил Моисеев. И предположил, что в итоге, скорее всего, в качестве нового рубежа будет заявлена 250-миллионная планка.
От уже запланированного 180-миллионного предела до 250-миллионного путь не столь далек и его возможно одолеть, заметил Вестям.Ru вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов. Тогда как рубежная цифра в 500 миллионов, по его мнению, способна стать не преодолимой для многих региональных банков, в том числе, в Южном и Дальневосточном Федеральных округах. Но, судя по тому, что руководство Минфина, отказалось от прежних революционных планов по повышению планки банковского капитала до 1 миллиарда рублей, допустимо предположить, что пока события развиваются в правильном направлении, констатировал Иванов. И не исключил, что через два-три года в России все же утвердится идея трехуровневой банковской системы, которая, между прочим, некогда успешно действовала в Российской империи, а сегодня эффективно используется во многих развитых странах и, в частности, в Германии и Франции. Первый уровень такой системы обычно составляют государственные банки, второй - акционерные банковские учреждения, а третий - те самые многочисленные некрупные кредитные сообщества, которые, хотя и осуществляют не большие по объемам финансовые операции, но представляют собой при этом разветвленную активно функционирующую региональную сеть, которая обслуживает, в первую очередь, предприятия малого и среднего бизнеса. В подобных условиях это третье звено отнюдь не является лишним, резюмировал вице-президент Ассоциации региональных банков.
Между тем, в самом Минфине воздержались от подтверждения планов по повышению уровня минимального банковского капитала до указанных существенных пределов, взбудораживших экспертное сообщество. Как рассказали Вестям.Ru в пресс-службе финансового ведомства, пока говорить о каких-то новых цифрах и рубежах рано. Сегодня идет обсуждение текста стратегии с представителями банковской сферы и продолжается его согласование с Центробанком, а также с Минэкономразвития. Представить доработанный документ в правительство, планируется в начале декабря, уточнили в Минфине.5
На прошедшем 1 декабря 2010 года XI Международном московском банковском форуме была определена стратегия развития банковской системы РФ. Данной стратегией, в частности, предусмотрено активное применение информационных и банковских инноваций, в качестве важного направления отмечено повышение конкурентоспособности российских банков – как внутри страны, так и за рубежом. Приоритетными задачами являются также обеспечение высокой транспарентности и рыночной дисциплины банков, развитие системы корпоративного управления и управления рисками.
В принципе, положительно оценив сформулированный в Стратегии посыл к развитию банковской системы интенсивным, а не экстенсивным путем, как это было раньше, глава АРБ вместе с тем отметил, что нам нельзя пока не стремиться к повышению и абсолютных показателей, характеризующих именно экстенсивное развитие. Наша банковская система, пояснил он, по большинству параметров все еще сильно отстает не только от развитых, но и многих развивающихся экономик.
Касаясь содержащейся в Стратегии темы минимального собственного капитала банков, Г.Тосунян высказался в том плане, что проблемы как таковой просто не существует. Нужно, считает он, дать возможность существовать и развиваться банкам разных уровней. К увеличению капитализации банки подталкиваются экономическими факторами. Понуждать их к этому административным путем – бессмысленно. По его мнению, мудрее было бы восстановить действие «дедушкиной оговорки», поднимая планку размера капитала только для вновь создаваемых банков.
К недостаткам Стратегии Президент АРБ отнес отсутствие в ее тексте тем финансового омбудсмена и повышения финансовой грамотности, сказав, что Ассоциация постарается восполнить эти пробелы.
Директор
Департамента лицензирования деятельности
и финансового оздоровления кредитных
организаций Банка России Михаил
Сухов заявил, что на выходе из кризиса
наблюдается опережающее
Для успешного регулирования и надзора, сказал он далее, мы намерены использовать оценки международных и российских рейтинговых агентств. По его мнению, главным фактором, порождающим неустойчивость того или иного банка, являются не экономические проблемы, а злоупотребления банкиров. Лица, запятнавшие свою деловую репутацию, должны быть лишены возможности работать в банковской системе.
Заместитель Председателя Внешэкономбанка Михаил Копейкин посвятил свое выступление проблемам малого и среднего предпринимательства. В настоящее время, сообщил он, в России действуют 5,6 млн субъектов этой категории бизнеса. В сфере МСП занята примерно четверть экономически активного населения, в 2009 году ее вклад в ВВП составил около 21 проц.
По состоянию на 1 октября 2010 года объем предоставленных банковской системой кредитов МСП увеличился в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 3,3 трлн рублей (при этом общий объем выданных кредитов возрос лишь на 6%). Однако по ряду объективных причин, прежде всего из-за высокого уровня риска, доля высокотехнологичных МСП в общем объеме рынка кредитования составляет только 1-2%.
Задача
повышения доступности
Выступивший затем Действительный член РАН Абел Аганбегян подчеркнул, что из стран «двадцатки» Россия пострадала от кризиса больше всех. Мы лишились 700 млрд долларов. У нас же зафиксирован самый высокий уровень антикризисных расходов по отношению к объему ВВП.
На пути к кардинальной модернизации экономики Россия нуждается в колоссальных инвестициях. По расчетам А.Аганбегяна, к имеющимся 9 трлн инвестиций в основной капитал в среднем в год нужно добавить еще 7-8 трлн рублей. Сейчас мы имеем одну из самых низких в мире норм инвестиций – их доля в ВВП не превышает 20%. Это примерно столько же, как в развитых странах, которые в отличие от нас имеют относительно новые основные фонды, развитую инфраструктуру, высокую обеспеченность жильем и не нуждаются в коренной перестройке структуры хозяйства.
Наиболее эффективной формой инвестиций, убежден академик, является инвестиционный кредит. Однако роль наших банков в инвестиционной деятельности невелика, поскольку они испытывают острый дефицит «длинных» денег. В пассивах российских банков на них приходится менее 5%. Поэтому значительные инвестиционные кредиты под силу только самым крупным, в первую очередь, госбанкам. В результате банки обеспечивают лишь около 10% инвестиций, из которых значительная часть идет за счет заемных средств зарубежных инвесторов.
Серьезное
препятствие для увеличения инвестиций
в целях модернизации экономики
А.Аганбегян видит в сохраняющейся высокой
инфляции и, как следствие, высоких процентных
ставок на кредит. Это делает экономически
невыгодным инвестирование в крупные
проекты, где отдача может потребовать
до 10 лет. Нам, сказал он в заключение, нужна
принципиально новая стратегия денежно-кредитной
политики, принципиально новая стратегия
модернизации народного хозяйства, где
главенствующую роль призвана сыграть
отечественная банковская система.6
В ходе данной работы была рассмотрена банковская система Российской Федерации, её текущее состояние, а также Стратегия развития банковского сектора до 2015 года, разработанная Центральным Банком и Минфином.
Банковский
сектор играет огромную роль в развитии
экономики. Все изменения, происходящие
в ней, тем или иным образом
затрагивают всю экономику. Правильная
организация банковской системы
необходима для нормального
В России двухуровневая Банковская система, включающая в себя Центральный Банк РФ на первом уровне и коммерческие банки на втором.
На сегодняшний день уровень обеспеченности населения коммерческими банками и филиалами в России в настоящее время составляет в среднем около 3,4 банковского учреждения на 100 тыс. жителей. По этому показателю Россия значительно отстает от большинства развитых стран Запада.
Одним из приоритетных направлений деятельности российской банковской системы является ее полномасштабное финансовое участие в модернизации российской экономики. Участие в инновационной модернизации экономики с течением времени способно принести банковскому сектору реальную выгоду в виде существенного увеличения ресурсной базы и роста спроса на кредиты производственного сектора в результате развития и улучшения финансового состояния предприятий, а также повышения доходов и инвестиционной активности населения.
Важное
направление модернизации банковской
системы РФ – повышение конкурентоспособности
российских банков – как внутри страны,
так и за рубежом. Приоритетными задачами
являются также обеспечение высокой транспарентности
и рыночной дисциплины банков, развитие
системы корпоративного управления и
управления рисками.
Информация о работе Современное состояние и направления модернизации банковской системы