Современное развитие рыночной экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является изучение рыночной экономики и ее особенностей. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: рассмотреть теоретико-методологические аспекты рыночной экономики; охарактеризовать формы, типы, виды, принципы, структура рыночной экономики; проанализировать современное состояние рыночной экономики в России.

Оглавление

Введение

1. Теоретико-методологические аспекты рыночной экономики

1.1. Понятие и сущность рыночной экономики

1.2. Формы, типы, виды, принципы, структура рыночной экономики

2. Современное развитие рыночной экономики в России

2.1. Россия на пути к рыночной экономике

2.2. Особенности конкуренции в России

3. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик

3.1. Роль государства в рыночной экономике

3.2. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

тема 2.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

            «Рыночная экономика» означает  качественный скачок в экономической  истории человечества. Ведь это  – «рынок покупателя», в котором  производитель утрачивает диктаторский  статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета к потребителю, (то есть, от продавца к покупателю), то нам станет, ясна и необходимость характеристики новой ступени экономической истории общества только как «рыночной» экономики. Сам по себе производитель (продавец) – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.

            Избавляя  общество от дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация вместе  с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы.

            К первой, прежде всего, относится  удовлетворение тех общественных  потребностей, которые невозможно  измерить в деньгах и превратить  в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их  игнорирование  абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой  энергетической системы, охраны общественного  порядка, аппарата управления государством и т. п.  Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми  поровну  пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением  страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь  малым коллективом  коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на  «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

            Вторая  проблема, лежащая за пределами  досягаемости рыночного механизма,  связана с так называемыми  «внешними  эффектами». Суть  их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к  примеру, внешние эффекты, связанные с  загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие).

            Ликвидация  негативных внешних  эффектов возможна и путём  прямого администрирования, т.е.  запрета эксплуатации части невосполнимых  природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.

            Всё это даёт возможность существенно  корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.

            Наконец, третья группа проблем,  порождаемых  ограниченностью  рыночного механизма, связана  с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью.

            Роль  государства в этой сфере  отношений сводится вовсе не  к тому, чтобы любой ценой обеспечить «полную занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.

            Существуют  и требуют государственного  вмешательства  и иные проблемы, которые рынок  также решить  не в состоянии. Сюда относятся  крупные инвестиционные проекты,  несулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, и многое другое.

            Итак, с одной стороны, рынок  представляет собой наилучший,  т.е. наиболее эффективный способ  хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.

            Неслучайно  неотъемлемым свойством  рыночной системы  является  её многосекторность, т.е. разнообразие  форм собственности и хозяйственной   деятельности. Удельный вес каждой  формы определяется только рыночной  эффективностью и неодинаков  в разных странах.

            В плановой экономике государство   играет решающую роль в определении   всех экономических пропорций.  При  построении системы государственного  регулирования экономики здесь   господствует принцип «максимальной   возможности»: все экономические   процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

            В рыночной экономике основным  регулятором  экономических пропорций  является рынок. Государственное  регулирование  играет вспомогательную  роль. Оно  строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование. 

            3.2 Главные отличия  государственного  регулирования в  России от развитых рыночных экономик

            С началом «демократических»  реформ экономика России находится  в  глубоком спаде, сопровождавшемся  социально–политическим кризисом  в стране.

         Содержание кризиса достаточно  традиционное: прежде всего —  падение производства и ухудшение жизненного уровня населения.

            Спад  производства в России  начался уже  в 1991 г. Кризис  в полном смысле этого  слова  начался в 1992 г., когда появились   трудности со сбытом продукции  и  неплатежи. Уже весной 1992 г. размер неплатежей оказался столь значительным, что  создалась угроза полной остановки производства. Правительство вынуждено было пойти на проведение взаимозачетов на основе централизованных кредитов. С 1992 г. состояние российской экономики отвечает всем критериям экономического кризиса: усиливаются трудности с реализацией продукции, растут неплатежи, снижается рентабельность продукции, растет число убыточных предприятий, повышается уровень безработицы и т.д. 

            Основной  причиной, вызвавшей экономический   кризис, являлась проведенная рыночная реформа. Доходы трудящихся формируют платежеспособный спрос на товары массового повседневного спроса. В результате реформы он резко сократился и продолжал падать, поскольку доля трудящихся в общей сумме доходов населения постоянно снижалась. Так, если в 1992 г. доля заработной платы в сумме доходов населения составляла 70%, а предпринимательского дохода и дохода от собственности - 16%; то в 1996 г. эти величины соответственно составили 34% и 52%.

            Фактором  углубления кризиса  являлся высокий уровень монополизма в российской экономике и отсутствие эффективного государственного регулирования цен. Это порождало хроническую инфляцию, которая привела к обесценению производственных фондов предприятий и вызвала сокращение производства.

            Возникновение и рост инфляции сопровождались процессами в области товарного и денежного обращения: стремительный рост цен (в 1992-1994 гг. они увеличились почти в 1000 раз); резкое падение объема предлагаемых товаров и услуг в реальном выражении (более чем на 50%); снижение ВВП (1992 г. – на 19%, 1993 – на 12%, 1994 – на 15%); падение инвестиций (1992 г. – на 40%, 1993 – на 12%, 1994 – на 26%).

            Для подавления инфляции был  выбран монетаристский подход. Снижение  темпа роста цен  не означало  достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях.

            Главной причиной конечного провала  “цивилизованного”  покрытия  дефицита бюджета стало  рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

            Еще один немаловажный дефект  антиинфляционной политики в  1996 - 1998 гг. состоял в том, что  в России впервые в мировой  практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического  спада путем невыплаты заработной  платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения.

            За  рубежом дефляционная политика  как  правило проводится только  в условиях “перегрева” экономической  конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в  России способствовала обострению социально-экономических  противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

            За  годы реформ шла стихийная  реструктуризация экономики - переориентация  с развития тяжелой промышленности как самоцели на рыночный спрос и с особым прицелом на конечное потребление населения. Оказалась фактически разваленной сама материально-техническая база производственного и внешнеэкономического потенциала страны. Отрасли сырьевого и топливно-энергетического комплекса в связи с востребованностью их продукции для экспорта подверглись меньшему спаду.

            Трансформация российской экономики  привела к  приобретению ею  черты экономики  колониального  типа, характеризующейся  вывозом  из страны сырья и ввозом готовой продукции. При этом Россия ввозила в основном потребительские  товары при резком сокращении импорта производственного оборудования.

            Наблюдался  процесс структурной  деградации промышленности, выразившийся  в трансформации  структуры в сторону первичных, неквалифицированных, менее сложных  в технологическом отношении  производств, что могло привести к полной деградации научно-технического потенциала страны и усиления зависимости национальной экономики от мирового рынка.

            Фактором  углубления экономического кризиса явилась и реформа организации внешнеэкономических связей. Отметим, что реорганизация внешнеэкономических отношений привела к обвальному спаду производства в ряде ключевых отраслей отечественного производства (сельское хозяйство, легкая промышленность, машиностроение), утрате продовольственной самостоятельности страны, превращению ее в топливно-сырьевой придаток развитых стран, экономически зависимое государство.

            В августе 1998 г. разразился  кризис неплатежей российского правительства и  коммерческих банков. При этом наиболее значительно выросли цены в августе 1998 г. – 31,7%, в остальные месяцы темпы инфляции 2,2-9,7%. В результате отказа российского правительства от уплаты в течение трех месяцев внешних и внутренних долгов и от поддержания курса рубля к доллару США в рамках установленного валютного коридора, курс рубля резко упал.

            Период  с 1999 г. по 2003 г. можно  охарактеризовать как восстановительный  рост. Когда в экономике начинается  сильный спад, то со временем возникает реакция против этого падения. В 1999-2000 гг. особенно выросли экспорт и импортозамещающие отрасли.

            С 2003 г. очевидно усиление централизованного  начала в экономике, повышение  экономической роли государства  в развитии отечественного производства. 

Информация о работе Современное развитие рыночной экономики в России