Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:51, курсовая работа
Целью написания работы является изучение рыночной экономики и ее особенностей. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: рассмотреть теоретико-методологические аспекты рыночной экономики; охарактеризовать формы, типы, виды, принципы, структура рыночной экономики; проанализировать современное состояние рыночной экономики в России.
Введение
1. Теоретико-методологические аспекты рыночной экономики
1.1. Понятие и сущность рыночной экономики
1.2. Формы, типы, виды, принципы, структура рыночной экономики
2. Современное развитие рыночной экономики в России
2.1. Россия на пути к рыночной экономике
2.2. Особенности конкуренции в России
3. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик
3.1. Роль государства в рыночной экономике
3.2. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик
Заключение
Список литературы
Рынки областных центров. Областные центры это, обычно города с населением от нескольких сотен тысяч до полутора миллионов человек (Крупнейшие областные центры России: Нижний Новгород-1438 тыс. чел.; Новосибирск-1436 тыс. чел.; Екатериенбург-1367 тыс. чел.; Самара-1257 тыс. чел.; Омск-1148 тыс. чел.; Челябинск-1143 тыс. чел.; Казань 1094 тыс. чел.; Пермь-1091 тыс. чел.; Уфа -1083 тыс. чел.; Ростов на Дону -1020 тыс. чел.; Волгоград -1000 тыс. чел.). В России насчитывается 55 областных и краевых центров. Конкуренция на рынках этих городов несколько слабее чем в столицах. Наиболее сильная конкуренция в областных центрах по товарам повседневного спроса. Конкуренцию здесь можно охарактеризовать как умеренную. Приблизительно такой же уровень конкуренции наблюдается по товарам предварительного выбора. При этом следует отметить, что в этих городах среди импортных товаров существенно большую долю в отличии от столичных городов составляют товары низкокачественные, производства Турции, Китая и т. п.(связано с более низкой покупательной способностью населения). Рынок услуг в этих городах малоконкурентен. Оказанием услуг в основном занимаются российские фирмы. Доля зарубежных компаний на рынке услуг этих городов незначительна. Покупатели товаров производственно-технического назначения в областных центрах больше ориентируются на российских поставщиков из-за более доступных цен. В силу этого конкуренция на промышленных рынках также ниже, чем в столичных городах. Исключение составляют центры газодобычи и нефтедобычи. Предприятия в этих городах могут позволить себе приобретение высококачественного оборудования, как российского, так и зарубежного производства.
Рынки провинциальных городов. Провинциальные города России имеют населения в несколько десятков тысяч человек. Рынки в этих городах можно охарактеризовать как слабо конкурентные или дефицитные. Рынки товаров повседневного спроса и предварительного выбора являются слабо конкурентными. Основная конкуренция идет между товарами российского (часто местного) производства и низкокачественным, дешевым импортом. Рынок услуг чаще всего дефицитен. Услуги оказываются, в основном, российскими фирмами и в узком ассортименте. Промышленные рынки провинциальных городов ориентированы почти исключительно на российского поставщика. В основном это закупка сырья и услуг в объемах минимально необходимых для работы предприятий. Часто даже этот минимум не может быть оплачен. Следовательно, этот рынок дефицитен из-за низкой платежеспособности.
Сельская местность. Речь в
данном случае идет о
Наиболее сильная конкуренция,
сегодня, наблюдается в
Регулирование конкуренции в России.
Конкуренция в России
1. Закон РФ “ О конкуренции
и ограничении
2.Закон РФ “О защите прав потребителей”.
3.Закон РФ “О естественных монополиях”.
4.Закон РФ “О рекламе”.
5.Закон РФ “Об акционерных обществах”.
6.Указ президента РФ N 915 “О Государственном комитете по антимонопольной политике(МАП)”.
7.Положение МАП “О
8.Методические рекомендации
9.Правила рассмотрения дел о
нарушении антимонопольного
10.Методические рекомендации
11. Государственная программа
Ведущим органом, регулирующим
конкуренцию на товарных
- о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;
- о
прекращении(изменении)
- о восстановлении первоначального положения;
- о принудительном разделении;
- за нарушение антимонопольного законодательства;
- за неисполнение предписаний комитета;
реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта.
положению хозяйствующего субъекта(доминирующим признается положение , если доля определенного товара на рынке превышает предельную величину, которая ежегодно устанавливается МАП и превышает 35%).
монополистов.
рассмотрении дел, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства.
признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.
Особая функция МАП - это формирование
реестра предприятий -
- контроль за деятельностью предприятий - монополистов;
- принятие мер государственного регулирования за отклонение от норм добросовестной конкуренции;
- недопущение: необоснованного сокращения производства; сужения ассортимента; повышения(понижения) цен; снижения уровня качества товаров и услуг.
Для развития конкуренции на
товарных рынках России
- участие в формировании рыночной инфраструктуры;
- поддержка инновационной деятельности;
- участие в разработке и реализации программ по защите прав потребителей;
- содействие привлеч6ению иностранных инвестиций в экономику РФ;
- содействие целевым программам по демонополизации экономики России;
- экспертиза проектов, способствующих демонополизации экономики России.
Российским законодательством установлены
-изъятие
товаров из обращения с целью
создания или поддержания
-нарушение
установленного порядка
-создание препятствий доступу на рынок(выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
-согласие
заключить договор лишь при
условии внесения в него
-навязывание
контрагенту невыгодных
-раздел
рынка по территориальному
-ценовые сговоры.
Сформулированы также запреты
на формы недобросовестной
Промышленный, коммерческий шпионаж; переманивание специалистов, владеющих секретами банковское дело, торговля, инновационный бизнес, военно-промышленный комплекс.
Торговое пиратство производство средств программного обеспечения, видео-продукция, производство парфюмерии и алкогольной продукции
Распространение ложных, искаженных сведений, способных причинить вред другому хозяйствующему субъекту банковское дело, потребительские товары
Некорректные сравнения в
процессе рекламной
Введение потребителя в заблуждение
относительно качеств и свойств товара,
места и способа его изготовления
напитки, парфюмерия, предметы гигиены,
предметы домашнего обихода
3. Основные направления
и методы регулирования
государством рыночных
экономик
3.2. Роль государства в рыночной экономике
Рыночная система формировалась
на протяжении нескольких
Рынок, по сути своей –
Информация о работе Современное развитие рыночной экономики в России