Современное развитие рыночной экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является изучение рыночной экономики и ее особенностей. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: рассмотреть теоретико-методологические аспекты рыночной экономики; охарактеризовать формы, типы, виды, принципы, структура рыночной экономики; проанализировать современное состояние рыночной экономики в России.

Оглавление

Введение

1. Теоретико-методологические аспекты рыночной экономики

1.1. Понятие и сущность рыночной экономики

1.2. Формы, типы, виды, принципы, структура рыночной экономики

2. Современное развитие рыночной экономики в России

2.1. Россия на пути к рыночной экономике

2.2. Особенности конкуренции в России

3. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик

3.1. Роль государства в рыночной экономике

3.2. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

тема 2.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

       Рынки областных центров. Областные центры это, обычно города с населением от нескольких сотен тысяч до полутора миллионов человек (Крупнейшие областные центры России: Нижний Новгород-1438 тыс. чел.; Новосибирск-1436 тыс. чел.; Екатериенбург-1367 тыс. чел.; Самара-1257 тыс. чел.; Омск-1148 тыс. чел.; Челябинск-1143 тыс. чел.; Казань 1094 тыс. чел.; Пермь-1091 тыс. чел.; Уфа -1083 тыс. чел.; Ростов на Дону -1020 тыс. чел.; Волгоград -1000 тыс. чел.). В России насчитывается 55 областных и краевых центров. Конкуренция на рынках этих городов несколько слабее чем в столицах. Наиболее сильная конкуренция в областных центрах по товарам повседневного спроса. Конкуренцию здесь можно охарактеризовать как умеренную. Приблизительно такой же уровень конкуренции наблюдается по товарам предварительного выбора. При этом следует отметить, что в этих городах среди импортных товаров существенно большую долю в отличии от столичных городов составляют товары низкокачественные, производства Турции, Китая и т. п.(связано с более низкой покупательной способностью населения). Рынок услуг в этих городах малоконкурентен. Оказанием услуг в основном занимаются российские фирмы. Доля зарубежных компаний на рынке услуг этих городов незначительна. Покупатели товаров производственно-технического назначения в областных центрах больше ориентируются на российских поставщиков из-за более доступных цен. В силу этого конкуренция на промышленных рынках также ниже, чем в столичных городах. Исключение составляют центры газодобычи и нефтедобычи. Предприятия в этих городах могут позволить себе приобретение высококачественного оборудования, как российского, так и зарубежного производства.   

       Рынки провинциальных городов.  Провинциальные города России  имеют населения в несколько  десятков тысяч человек. Рынки  в этих городах можно охарактеризовать как слабо конкурентные или дефицитные. Рынки товаров повседневного спроса и предварительного выбора являются слабо конкурентными. Основная конкуренция идет между товарами российского (часто местного) производства и низкокачественным, дешевым импортом. Рынок услуг чаще всего дефицитен. Услуги оказываются, в основном, российскими фирмами и в узком ассортименте. Промышленные рынки провинциальных городов ориентированы почти исключительно на российского поставщика. В основном это закупка сырья и услуг в объемах минимально необходимых для работы предприятий. Часто даже этот минимум не может быть оплачен. Следовательно, этот рынок дефицитен из-за низкой платежеспособности. 

       Сельская местность. Речь в  данном случае идет о населенных  пунктах, где основную массу населения составляют лица, занимающиеся сельским хозяйством. Размеры населенных пунктов в сельской местности очень различаются: от десятка человек (например, стойбища оленеводов на крайнем севере) до нескольких тысяч человек (на юге России). Рынок в сельских районах по всем позициям может быть охарактеризован в основной своей массе как остродефицитный. Значительную массу продовольственных товаров и повседневного спроса население этих районов производит самостоятельно. Имеют место крайние случаи, когда в продаже нет самых необходимых для жизни товаров. Наиболее характерная ситуация для районов крайнего севера и дальнего востока. Несколько лучше ситуация в населенных пунктах, расположенных в близи городов, в южных районах России (выше покупательная способность населения). Остро дефицитен рынок услуг(например имели место неоднократные смертельные случаи из-за невозможности своевременного оказания медицинской помощи). Сельско-хозяйственная техника и услуги, чаще всего, закупаются в объемах минимально- необходимых для поддержания производственного процесса. Несколько лучше ситуация в фермерских и рентабельных коллективных хозяйствах, однако их процент невелик.   

            Наиболее  сильная конкуренция,  сегодня, наблюдается  в легкой  и пищевой промышленности. Связано это с тем, что в  Россию завозиться по импорту большое  количество товаров этих отраслей (в крупных городах доля импорта достигает 70-80%), а также тем, что в эти отрасли пришло наибольшее количество иностранных капиталов (многие российские предприятия, например, пищевой промышленности модернизированы за счет зарубежных инвестиций и производят конкурентоспособную продукцию). В целом в отраслях России конкуренция еще не очень сильна. Существует большое количество незанятых товарных ниш. Например. такой нишей является малая и сверхмалая энергетика(в России на настоящий момент доминируют гигантские электростанции). В большинстве отраслей важную роль играют методы ценовой конкуренции из-за невысокой покупательной способности основной массы потребителей. Российская продукция, а также продукция Китая и Турции чаще всего занимает нишу низкокачественных, дешевых товаров. Американская, западноевропейская, японская продукция ориентирована, в основном, на 10% состоятельных граждан России. 

     Регулирование конкуренции в России.

            Конкуренция в России регулируется  следующими законодательными и  нормативными актами:

      1. Закон РФ “ О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках”. 

      2.Закон РФ “О защите прав  потребителей”. 

      3.Закон РФ “О естественных монополиях”. 

      4.Закон РФ “О рекламе”.

      5.Закон РФ “Об акционерных  обществах”.  

      6.Указ президента РФ N 915 “О Государственном комитете по антимонопольной политике(МАП)”.

      7.Положение МАП “О государственном  реестре фирм монополистов, действующих на товарных рынках России”.

      8.Методические рекомендации МАП  “По выявлению монопольных цен”.

      9.Правила рассмотрения дел о  нарушении антимонопольного законодательства (МАП) 

      10.Методические рекомендации по  определению границ и объемов товарных рынков (МАП).

      11. Государственная программа демонополизации  экономики РФ.  

       Ведущим органом, регулирующим  конкуренцию на товарных рынках  России, является Министерство по  антимонопольной политике и поддержке  новых экономических структур. Данная структура является элементом правительства РФ и имеет очень широкую область деятельности: следить за нарушениями антимонопольного законодательства РФ, способствовать развитию конкуренции в РФ, защищать права потребителей в России, контролировать рекламную деятельность(в США эти функции выполняют три организации). При МАП имеются экспертные советы для научного обеспечения его деятельности( в т.ч. Совет по демонополизации экономики и развитию конкуренции. МАП имеет разветвленный территориальный аппарат. Подразделения МАП создаются на уровне субъектов РФ. МАП имеет право в отношении хозяйствующих субъектов.  

  1. Давать обязательные для исполнения предписания

- о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;

- о  прекращении(изменении) договоров(соглашений), противоречащих Закону;

- о восстановлении первоначального положения;

- о принудительном разделении;

  1. Принимать решения о наложении штрафов

 - за нарушение антимонопольного законодательства;

 - за неисполнение предписаний комитета;

  1. Контролировать соблюдение антимонопольных требований при создании,

реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта. 

  1. Контролировать крупные продажи и покупки акций, ведущие к доминирующему

положению хозяйствующего субъекта(доминирующим признается положение , если доля определенного товара на рынке превышает предельную величину, которая ежегодно устанавливается МАП и превышает 35%).

  1. Представлять заключения о возможности приватизации предприятий –

монополистов.  

  1. Обращаться в суд или арбитраж с исками и заявлениями, участвовать при

рассмотрении  дел, связанных с нарушениями  антимонопольного законодательства. 

  1. Направлять в органы прокуратуры материалы о возбуждении уголовного дела по

    признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.

       Особая  функция МАП - это формирование  реестра  предприятий -монополистов, действующих  на российских  товарных рынках. Целью  ведения  данного реестра является:

      

- контроль за деятельностью предприятий - монополистов;  

- принятие мер государственного регулирования за отклонение от норм добросовестной конкуренции;  

- недопущение: необоснованного сокращения производства; сужения ассортимента; повышения(понижения) цен; снижения уровня качества товаров и услуг.

            Для развития конкуренции на  товарных рынках России существует  государственная некоммерческая  структура: Фонд поддержки предпринимательства  и развития конкуренции(ФППРК). Фонд  существует за счет средств  государственного бюджета РФ  и доходов от собственной деятельности. Основными функциями ФППРК являются:

- участие в формировании рыночной инфраструктуры;  

- поддержка инновационной деятельности;  

- участие в разработке и реализации программ по защите прав потребителей; 

- содействие привлеч6ению иностранных инвестиций в экономику РФ;

- содействие целевым программам по демонополизации экономики России;  

- экспертиза проектов, способствующих демонополизации экономики России.

            Российским  законодательством установлены   ограничения монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов. В частности запрещается:

-изъятие  товаров из обращения с целью  создания или поддержания дефицита  на рынке либо повышения цен; 

-нарушение  установленного порядка ценообразования; 

-создание  препятствий доступу на рынок(выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

-согласие  заключить договор лишь при  условии внесения в него товаров  , не требующихся контрагенту; 

-навязывание  контрагенту невыгодных условий  договора.

-раздел  рынка по территориальному принципу;

-ценовые  сговоры.

            Сформулированы  также запреты  на формы недобросовестной конкуренции.  Ниже приведены формы недобросовестной  конкуренции, запрещенные в РФ  и отрасли, где чаще всего  нарушаются запреты.       Формы недобросовестной конкуренции        Отрасли и товарные группы России, где чаще всего нарушается данный запрет

            Промышленный, коммерческий шпионаж;  переманивание специалистов, владеющих  секретами        банковское  дело, торговля, инновационный бизнес, военно-промышленный комплекс.

            Торговое пиратство        производство  средств программного обеспечения, видео-продукция, производство парфюмерии и алкогольной продукции

            Распространение ложных, искаженных  сведений, способных причинить   вред другому хозяйствующему  субъекту        банковское  дело, потребительские товары

            Некорректные сравнения  в  процессе рекламной деятельности  своих товаров с товарами других  хозяйствующих субъектов        парфюмерия, предметы гигиены, моющие средства, бытовая техника

            Введение потребителя  в заблуждение относительно качеств  и свойств товара, места и способа  его изготовления        напитки, парфюмерия, предметы гигиены, предметы домашнего обихода 

            3. Основные направления  и методы  регулирования  государством рыночных  экономик  

3.2. Роль государства в рыночной экономике

            Рыночная  система формировалась  на протяжении нескольких тысяч  лет в результате постепенного  разложения натурального хозяйства.  В основе этого процесса лежало  развитие общественного разделения  труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений рынка.

            Рынок, по сути своей – анархия  высшего  порядка, то есть  саморегулирующаяся анархия. Управляющей  системой рыночного механизма  является свободная конкуренция. Но в некоторых случаях сил одной конкуренции недостаточно для синхронизации всех рыночных процессов. Возникающий дисбаланс расшатывает саморегулирующий механизм (примером может служить «Великая депрессия» 30-х годов), и если не устранены причины сбоя, рынок терпит крах, или, выражаясь экономическими терминами,  фиаско.

Информация о работе Современное развитие рыночной экономики в России