Современное понимание бухучета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:44, реферат

Краткое описание

Важнейшей характеристикой современной стадии развития бухгалтерского учета является возрастание тенденции к единству научного знания, которая находит свое воплощение широком развертывании междисциплинарных направлений исследования, в использовании идей и методов одних наук в других, переходе от дисциплинарных методов исследования к проблемно-ориентированным.

Оглавление

Введение ………………………………………………………….......... 3
1. Бухгалтерский учет в трудах современных экономистов ………. 4
2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета …………….. 8
2.1. Характеристика ФЗ «О бухгалтерском учете» 1996 г. ....... 8
2.2. Характеристика ФЗ «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ... 10
2.3. Сравнительная характеристика законов о бухгалтерском
учете 1996 г. и 2013 г. …………………………………….. 13
Заключение …………………………………………………………... 22
Список использованных источников ………………………………. 24

Файлы: 1 файл

история б.у. НОВОЕ.docx

— 51.42 Кб (Скачать)

- федеральные и отраслевые  стандарты не должны противоречить  Федеральному закону «О бухгалтерском  учете»;

- отраслевые стандарты  не должны противоречить федеральным  стандартам;

- рекомендации в области  бухгалтерского учета и стандарты  экономического субъекта не должны  противоречить федеральным и  отраслевым стандартам.

6). Организация бухгалтерского  учета

По-прежнему ответственность  за организацию бухгалтерского учета  несет руководитель экономического субъекта. Способы, которыми руководитель организует бухгалтерский учет, тоже остались прежними.

Однако после вступления в силу Закона № 402-ФЗ вести бухгалтерский  учет самостоятельно вправе только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства. Руководители организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, обязаны возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или  иное должностное лицо или заключить  договор об оказании услуг по ведению  бухгалтерского учета.

Нормы старого и нового Законов «О бухгалтерском учете», касающиеся главного бухгалтера, различаются  коренным образом. Если в Законе № 129-ФЗ речь шла о подчиненности, полномочиях  и обязанностях главного бухгалтера, то Закон № 402-ФЗ эти вопросы не затрагивает. Очевидно, они должны регулироваться локальными нормативными актами экономических  субъектов.

Отметим, что в новом  Законе отсутствует положение о  необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных  документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства.

Новым Законом «О бухгалтерском  учете» устанавливаются требования, которым должны соответствовать  главные бухгалтеры следующих экономических  субъектов (ч. 4 ст. 7):

- ОАО (за исключением  кредитных организаций);

- страховых организаций;

- негосударственных пенсионных  фондов;

- акционерных инвестиционных  фондов;

- управляющих компаний  паевых инвестиционных фондов;

- органов управления государственных  внебюджетных фондов;

-норганов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

7). Учетная политика

В отличие от Закона № 129-ФЗ в новом Законе не перечислены  обязательные составляющие учетной  политики (рабочий план счетов, формы  первичных учетных документов и  пр.). В этом нет необходимости, так как соответствующая информация содержится в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106-ФЗ.

В Законе № 402-ФЗ приведено  только общее определение учетной  политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета экономическим  субъектом, а также перечислены  основные принципы ее формирования.

Еще одним отличием нового Закона «О бухгалтерском учете» является следующее: в нем отсутствует  положение о том, что ответственность  за формирование учетной политики несет  главный бухгалтер (такая норма  содержалась в п. 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ).

В Законе № 402-ФЗ отсутствует  требование о включении в пояснительную записку к бухгалтерской отчетности информации об изменениях в учетной политике на следующий отчетный год (подобное требование содержалось в п. 4 ст. 13 Закона № 129-ФЗ). Однако такая информация должна присутствовать в годовой бухгалтерской отчетности организаций, публикующих эту отчетность полностью или частично, на основании п. 25 ПБУ 1/2008.

8). Первичные учетные документы

Сравнение норм, содержащихся в исследуемых законах, позволяет  сделать следующие выводы.

1. Первичные учетные документы,  как и раньше, необходимо составлять  в связи с каждым фактом  хозяйственной жизни (ранее это  требовалось делать в связи  с каждой хозяйственной операцией). Однако в Законе № 402-ФЗ отсутствует  норма о том, что бухгалтерский  учет ведется на основании  первичных документов.

2. Перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов в целом остался прежним.

3. Небольшие отличия связаны с изменением терминологии: понятие «хозяйственная операция» заменено на «факт хозяйственной жизни».

9). Регистры бухгалтерского  учета

Нормы Закона № 402-ФЗ в отношении  регистров бухгалтерского учета  характеризуются следующими принципиальными  отличиями.

1. Отсутствует положение  о том, что в регистрах бухгалтерского  учета накапливается информация  для отражения в бухгалтерской  отчетности.

2. Установлен перечень обязательных реквизитов регистра бухгалтерского учета.

3. Содержание регистров бухгалтерского учета не относится законом к коммерческой тайне. Закон № 402-ФЗ допускает наличие в договоре условия о предоставлении регистра бухгалтерского учета другому лицу.

Кроме того, введены нормы, регламентирующие внесение исправлений  в регистры бухгалтерского учета  и замену регистров копиями в  случае их изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные нормы аналогичны соответствующим нормам в отношении  первичных учетных документов.

10). Инвентаризация

Важным изменением является то, что новый Закон «О бухгалтерском  учете» не содержит перечня случаев  обязательного проведения инвентаризации. Такой перечень должен быть установлен законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Кроме того, Закон № 402-ФЗ не регламентирует отражение в бухгалтерском  учете результатов инвентаризации. В нем говорится только, что  выявленные расхождения подлежат регистрации  в бухгалтерском учете в том  отчетном периоде, к которому относится  дата, по состоянию на которую проводилась  инвентаризация.

11). Бухгалтерская отчетность

Одной из основных задач  бухгалтерской отчетности наравне  с предоставлением достоверной  информации о финансовом состоянии  и финансовых результатах деятельности экономического субъекта названо предоставление информации о движении денежных средств  за отчетный период. Заметим, что сейчас требование о том, что бухгалтерская  отчетность должна давать достоверное  и полное представление не только о финансовом положении организации  и финансовых результатах ее деятельности, но и об изменениях в ее финансовом положении, содержит ПБУ 4/99.

Закон № 402-ФЗ, повторяя норму  п. 8 ПБУ 4/99, указывает на то, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений  экономического субъекта, в том числе  его филиалов и представительств, независимо от их места нахождения.

12). Хранение документов бухгалтерского учета

Нормы Закона «О бухгалтерском  учете» в отношении хранения документов бухгалтерского учета не претерпели существенных изменений. Закон № 402-ФЗ содержит положение о том, что  обязанность обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений  возложена на экономический субъект  в целом. Вместе с тем ст. 15.11 КоАП предусматривает ответственность  должностных лиц за нарушение  порядка и сроков хранения учетных  документов. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Заключение

Динамические преобразования в России, глобализация экономических  связей, использование самых современных  информационных систем и технологий обработки информации приводят к  необходимости обеспечения процесса управления на микро-, мезо- и макроуровнях аналитичной, детализированной информацией по данным бухгалтерского, бюджетного, налогового и стратегического учета.

На протяжении последних  лет в России реализуются меры по реформированию бухгалтерского учета  и аудита в соответствии с требованиями рыночной экономики и международной  практикой.

Проблема реформирования и модификации бухгалтерского учета  и аудита нашла свое отражение  в трудах многих современных отечественных  и зарубежных ученых-экономистов. Наибольший вклад в изучение данного вопроса  внесли работы таких ученых. как Ф.Ф. Бутынец, М.С. Пушкарь, П.Я. Хомин, Л.А. Чайковская, К. Сомейа, Р.К. Эллиот, Б. Лев.

Сравнивая законодательство в области бухгалтерского учета  в РФ, нами было выделено два нормативных  документа - ФЗ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ и ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ. Эти два закона были сравнены по 12 критериям. Наиболее существенные изменения, введенные новым законом о бухгалтерском учете, являются:

Во-первых, согласно новому закону, в штате всех предприятий  должна быть должность главного бухгалтера, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, руководители которых имеют право самостоятельно вести бухгалтерский учет.

В законе № 402-ФЗ определены требования к образованию и стажу  главного бухгалтера. Но эти требования распространяются только на сотрудников, принятых в компанию после 1 января 2013 года.

Во-вторых, законом устанавливаются  требования к организации ведения  бухгалтерского учета, определяется правовой механизм его регулирования, основанный на сочетании деятельности органов  государственной власти (к которым отнесены уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ) и негосударственных организаций. Введены более жесткие требования к лицам, занимающимся ведением бухгалтерского учета в организациях, с учетом сферы их деятельности.

В-третьих, используемые в  бухгалтерском учете унифицированные  формы документов, строго говоря, отменены с появлением ПБУ 1/2008 по учетной  политике, в котором говорится, что  всю «первичку» нужно утверждать самостоятельно. А в новом законе вообще нет понятия «унифицированная форма». В обязательной учетной политике достаточно ссылки на альбомы унифицированных первичных документов, приведенные в Постановлении Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132. Однако если руководитель предприятия решит изменить реквизиты или вообще утвердить новую форму, тогда ее полностью нужно привести в приложении к учетной политике. Согласно п.4 ст.9 Закона 402-ФЗ формы утверждает руководитель по предложению главного бухгалтера.

В-четвертых, норма закона 402-ФЗ содержит обязательные реквизиты  бухгалтерского регистра. К таким  реквизитам относятся: наименование регистра, наименование фирмы, дата начала и окончания  ведения регистра, величина денежного  измерения с указанием денежной единицы, наименования должностей ответственных  лиц и подписи этих лиц. Налоговые  органы не преминут воспользоваться  этой нормой и будут проверять  ведение бухгалтерских регистров  с той же тщательностью, как и  налоговых.

 

 

 

Список  использованных источников

  1. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: учеб. пособие. М., 2012.
  2. Бутынец Ф.Ф. Еще раз о бухгалтерском учете как науке // Бухгалтерский учет и аудит. 2010. №10.
  3. Лаптева Д.Г. Принципы бухгалтерского учета и отражение обязательств // Бухгалтерский учет. 2012. № 9.
  4. Ларионова А.Д. Бухгалтерский учет. М., 2012.
  5. Сотникова Л.В. Принципы ведения бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 2010. № 10.
  6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.
  7. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.
  8. Чайковская Л.А., Петрова В.И. Учетная система России: состояние и перспективы развития // Материалы XXXII Международной научно- практической конференции «Татуровские чтения». М., 2009.
  9. Шапигузов С.М. Бухгалтерский учет на совместных предприятиях. М., 2011.
  10. Elliott R.K. The Third Wave Breaks o№ the Shores of Accounting // Accounting Horizons. – Jun. 2002.
  11. Lev B. New Accounting for the new Economy. new York, 2010.
  12. Someya K. Accounting «revolutions» i№ Japan // The Accounting Historians Journal. 2009. Vol.16, №1.

Информация о работе Современное понимание бухучета