Современное понимание бухучета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:44, реферат

Краткое описание

Важнейшей характеристикой современной стадии развития бухгалтерского учета является возрастание тенденции к единству научного знания, которая находит свое воплощение широком развертывании междисциплинарных направлений исследования, в использовании идей и методов одних наук в других, переходе от дисциплинарных методов исследования к проблемно-ориентированным.

Оглавление

Введение ………………………………………………………….......... 3
1. Бухгалтерский учет в трудах современных экономистов ………. 4
2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета …………….. 8
2.1. Характеристика ФЗ «О бухгалтерском учете» 1996 г. ....... 8
2.2. Характеристика ФЗ «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ... 10
2.3. Сравнительная характеристика законов о бухгалтерском
учете 1996 г. и 2013 г. …………………………………….. 13
Заключение …………………………………………………………... 22
Список использованных источников ………………………………. 24

Файлы: 1 файл

история б.у. НОВОЕ.docx

— 51.42 Кб (Скачать)

По новому закону значительно  изменяется перечень объектов бухгалтерского учета. Теперь он является открытым и  в него, в частности, включены активы, факты хозяйственной жизни, источники  финансирования деятельности, доходы, расходы, обязательства, а так же иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами. По существу, любое явление деятельности экономического субъекта может стать для организации объектом бухгалтерского учета.

Определено, что органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются уполномоченный федеральный орган и Банк России. Регулирование бухгалтерского учета, согласно статье 22 закона № 402-ФЗ, смогут осуществлять также саморегулируемые организации.

 Закон № 402-ФЗ официально ввел термин – стандарт бухгалтерского учета. Это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы его ведения.

В пункте 1 статьи 21 закона № 402-ФЗ предусмотрены стандарты четырех  уровней:

1) федеральные стандарты  бухгалтерского учета;

2) отраслевые стандарты,  устанавливающие особенности применения  федеральных стандартов в отдельных  видах экономической деятельности;

3) рекомендации в области  бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического  субъекта, то есть конкретной  компании.

Роль федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ) вначале  будут исполнять действующие  положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ). Постепенно они будут пересматриваться в направлении сближения с Международными стандартами финансовой отчетности – МСФО (п. 4 ст. 20 закона № 402-ФЗ).

Позиция Минфина России такова, чтобы включать в ПБУ (а в дальнейшем – в ФСБУ) прямые ссылки на правила  МСФО.

Принципиально новой является обязанность компаний осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а также  ведения учета и составления  отчетности, установленная в пункте 1 статьи 19 закона № 402-ФЗ.

С 2013 года компании, применяющие  упрощенную систему налогообложения, утрачивают освобождение от обязанности  ведения бухгалтерского учета в  полном объеме. В законе № 402-ФЗ для  них льготы нет.

Руководитель сможет самостоятельно вести бухгалтерский учет лишь в  компании, являющейся субъектом малого и среднего предпринимательства (п. 3 ст. 7 закона № 402-ФЗ).

Во всех других организациях (за исключением кредитных) руководитель обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное  лицо либо заключить договор с  внешним исполнителем об оказании услуг  по ведению бухгалтерского учета.

В открытых акционерных обществах  главный бухгалтер (или иное должностное  лицо, которому поручается ведение  бухгалтерского учета) должен отвечать обязательным требованиям, закрепленным в пункте 4 статьи 7 закона № 402-ФЗ, а  именно:

– иметь высшее профессиональное образование;

– иметь подтвержденный стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской  деятельностью, не менее трех лет  из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального  образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных  лет;

– не иметь неснятой или  непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Эти требования, согласно пункту 6 статьи 7 закона № 402-ФЗ, распространяются и на внешних исполнителей, ведущих  учет по договору об оказании услуг.

В законе № 402-ФЗ унифицированные  формы больше не упоминаются. Формы  первичных учетных документов утверждает руководитель компании – по представлению  главного бухгалтера (п. 4 ст. 9). Их разработку можно начать уже сейчас. А если строительная компания использует какие-либо унифицированные формы, то это решение  следует отразить в учетной политике. Обязать их применять вашего контрагента (например, субподрядчика строительства) можно только договором гражданско-правового  характера, предусмотрев в нем такое  условие.

Из состава бухгалтерской  отчетности исключено аудиторское  заключение – в статье 14 закона № 402-ФЗ оно не упоминается.

Законодатель пересмотрел  и адреса представления бухгалтерской  отчетности (ст. 18 закона № 402-ФЗ). Указано  лишь, что один обязательный экземпляр  годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности нужно будет представлять в орган государственной статистики по месту государственной регистрации  компании. Срок – три месяца после  окончания календарного года. Эти  сведения составят государственный  информационный ресурс.

 

2.3. Сравнительная характеристика законов о бухгалтерском учете 1996 г. и 2013 г.

Как уже говорилось, ФЗ № 402 – ФЗ ввел новое определение понятия бухгалтерский учет.  Теперь это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных ФЗ № 402 – ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными тем же Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1 ст. 1 ФЗ № 402 – ФЗ).

Напомним, что в ФЗ № 129 – ФЗ под бухгалтерским учетом понималась упорядоченная система  сбора, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении  об имуществе,  обязательствах организации и их движении, путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Таким образом, новое определение бухгалтерского учета расширяет и дополняет это понятие.

Данное изменение является следствием расширения перечня объектов бухгалтерского учета.

В новом Законе № 402 - ФЗ по сравнению с Законом № 129 - ФЗ введены новые понятия, такие как:

· уполномоченный федеральный орган;

· стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а так же допустимые способы ведения бухгалтерского учета;  

· международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

· отчетный период – период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;

· руководитель экономического субъекта (вместо руководителя организации);

· факт хозяйственной жизни – сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств ;

· организации государственного сектора.

В отличие от Закона № 129 - ФЗ, в новом Законе отсутствуют понятия синтетического и аналитического учета. Неизменным осталось лишь понятие «План счетов бухгалтерского учета».

Закон № 129 - ФЗ определяет цели законодательства о бухгалтерском учете в целом. В новом Законе № 402 - ФЗ определена цель только данного закона, но при этом она является более широкой, чем ранее. Так, целью нового Закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Также, сравнивая ФЗ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ  и ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, можно выделить следующие критерии для сравнения:

1) Сфера действия закона

Сфера действия нового Закона «О бухгалтерском учете» существенно  расширена. Помимо организаций, филиалов и представительств иностранных  организаций к экономическим  субъектам, на которые распространяется действие закона, отнесены:

- индивидуальные предприниматели;

- адвокаты, учредившие адвокатские  кабинеты;

- нотариусы;

- иные лица, занимающиеся  частной практикой.

Кроме того, отдельно упомянуты  такие экономические субъекты, как  государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетных фондов, Банк России.

Отдельной нормой в Законе № 402-ФЗ закреплено, что он применяется  в следующих случаях:

- при ведении бюджетного  учета и составлении бюджетной  отчетности;

- при ведении доверительным  управляющим бухгалтерского учета  операций с имуществом, полученным  в доверительное управление;

- при ведении бухгалтерского  учета в простом товариществе;

- при ведении бухгалтерского  учета при выполнении соглашений  о разделе продукции.

Кроме того, в отличие  от Закона № 129-ФЗ в Законе № 402-ФЗ очерчены области неприменения его норм. К  ним относятся составление отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей.

2) Субъекты, имеющие право  не вести бухгалтерский учет

Индивидуальные предприниматели  и лица, занимающиеся частной практикой (в том числе адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском  кабинете), после вступления в силу нового Закона по-прежнему вправе не вести  бухгалтерский учет. Связано это  с тем, что данные субъекты экономической  деятельности обязаны вести учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения  в соответствии с налоговым законодательством, причем независимо от применяемой системы  налогообложения.

С 1 января 2013 г. все организации  обязаны вести бухгалтерский  учет независимо от применяемой ими  системы налогообложения. Исключением  являются только структурные подразделения  организаций, созданных в соответствии с законодательствами иностранных  государств, находящиеся на территории РФ и в соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах ведущие  учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения.

3) Объекты бухгалтерского  учета

Перечень объектов бухгалтерского учета претерпел существенные изменения. Эти изменения неразрывно связаны  с трансформацией определения бухгалтерского учета. Неизменным в перечне остался  только один объект бухгалтерского учета - обязательства.

Вместо имущества организаций  объектом бухгалтерского учета в  новом Законе названы активы, в  перечень объектов учета добавлены  доходы и расходы.

Теперь не всякое имущество  экономического субъекта может быть квалифицировано как актив. Для  этого оно должно быть способным  принести данному субъекту экономические  выгоды в результате использования  в процессе производства, обмена на другой актив, передачи с целью погашения  обязательства, распределения между  собственниками. В то же время к  активам могут быть отнесены объекты, не принадлежащие экономическому субъекту на праве собственности, то есть не являющиеся его имуществом. Это возможно, если экономический субъект осуществляет контроль над самим объектом и  имеет право на получение экономических  выгод от него.

Вместе с исчезновением  из Закона «О бухгалтерском учете» имущества как объекта бухгалтерского учета исчез и принцип имущественной  обособленности, который был закреплен  в п. 2 ст. 8 Закона № 129 - ФЗ в качестве одного из основных требований к ведению бухгалтерского учета.

Существенным отличием нового Закона «О бухгалтерском учете» является то, что перечень объектов учета  является открытым. Помимо объектов, перечисленных  в Законе № 402-ФЗ, федеральными стандартами  могут устанавливаться и иные объекты бухгалтерского учета.

4). Денежное измерение  объектов бухгалтерского учета

Закон 129 - ФЗ содержал ст. 11 «Оценка имущества и обязательств». Новый Закон «О бухгалтерском учете» не рассматривает способы оценки (денежного измерения) объектов бухгалтерского учета, оставляя это федеральным стандартам (п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона № 402 - ФЗ). Поэтому ст. 12 Закона № 402-ФЗ содержит только положения о необходимости денежного измерения объектов бухгалтерского учета в валюте РФ и о пересчете в рубли стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте. При этом требование пересчета в валюту Российской Федерации стало распространяться на все объекты бухгалтерского учета, но перестало быть императивной нормой, получив оговорку «если иное не установлено законодательством Российской Федерации».

5). Регулирование бухгалтерского  учета

После вступления в силу Закона № 402-ФЗ регулирование в области  бухгалтерского учета по-прежнему будут  осуществлять Минфин России и Банк России. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета  перечислены в ст. 23 Закона № 402-ФЗ.

Новыми субъектами регулирования  бухгалтерского учета являются саморегулируемые организации (СРО). Такими организациями  могут быть СРО предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, а  также их ассоциации и союзы, иные некоммерческие организации. Иными  словами, Закон № 402-ФЗ закрепляет возможность  негосударственного регулирования  бухгалтерского учета. Функции субъекта негосударственного регулирования  бухгалтерского учета перечислены  в ст. 24 Закона № 402-ФЗ.

В отличие от прежнего Закона «О бухгалтерском учете» в Законе № 402-ФЗ регулированию бухгалтерского учета посвящена целая глава, причем принципы регулирования выделены в отдельную статью (ст. 20 «Принципы  регулирования бухгалтерского учета»).

Законом № 402-ФЗ установлена  строгая иерархия документов, регулирующих бухгалтерский учет, и установлено  правило непротиворечивости этих документов (ч. 15 ст. 21 Закона № 402-ФЗ):

Информация о работе Современное понимание бухучета